Контрольная работа на тему Нельсон-месса И.Гайдна : Принципы сонатно-симфонической организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ XVIII ВЕКА 5
1. Месса XVIII века 5
2. Жанр мессы в творчестве И. Гайдна 9
РАЗДЕЛ II. НЕЛЬСОН-МЕССА И. ГАЙДНА 18
1. История создания Нельсон-мессы 18
2. Принципы сонатно-симфонической организации в Нельсон-мессе И. Гайдна 18
ВЫВОДЫ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Франц Йозеф Гайдн – не просто талантливый и плодовитый композитор, но также важная фигура культурной и, в частности, музыкальной жизни Австрии и Германии XVIII в. Благодаря ему сонатно-симфонический цикл сформировался в том виде, который мы привыкли считать идеальным для структуры крупных сочинений. Его произведения – образец классической формы, стройности, порядка и жизнерадостности. Среди его многочисленного музыкального наследия особое место отводится духовной музыки.
Месса – как один из важнейших богослужебных жанров еще начиная с XVI в., не могла остаться без внимания композиторов. Если учесть, что Гайдном сочинено 32 мессы, нет сомнения, что данные произведения рождались не случайно. По мнению многих западноевропейских исследователей, в связи с проведенным анализом, изучением, особенно последние мессы Гайдна признаны настоящими шедеврами духовной музыки классического периода и ставятся наравне с его знаменитыми Лондонскими симфониями.
Тем не менее, анализу месс австрийского мастера отводятся немногие труды. Так получилось, что музыковеды уделили огромное внимание данному жанру эпохи Возрождения, но практически оставили без внимания более поздние.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловливается не только художественной значимостью сочинения Й. Гайдна Нельсон-месса, но скудной информацией по данному вопросу в научной литературе. Лишь фрагментарно упоминаются мессы Гайдна в принципе, в монографии Ю. Кремлева и книгах в переводе Л. Новака и Н. Баттерворта. Эти вокальные жанры, в творчестве австрийского композитора, рассматривает В. Кадочников в своей диссертации «Черты симфонизма в поздних вокально-инструментальных сочинения Гайдна» (1989 г.), в статье «На пути от симфоний к ораториям (Нельсон-масса Йозефа Гайдна)» и А. Тихонова в статье «Прочтение текста в музыке католической мессы: от григорианского хорала к Гайдну и Моцарту» (2007). Однако, и здесь о мессах сказано не много. Ценные сведения можно найти в трудах зарубежных исследователей – британской энциклопедии Гроува, Г. Ч. Р. Лендона, Л. Финшера, В. Пасса, Б. Макинтайера, Б. Папаниколао, З. Гмайнвизера, а также современными работами Р. Демаре, П. Икштадта и Д. Мозеса.
Вопросу развития жанра месса в целом, в XVIII веке, посвящены переводные монографии Г. Аберта, А. Эйнштейна и Л. Кириллиной
Цель данной работы – обозначить главные принципы сонатно-симфонической организации «Нельсон-мессы» Й. Гайдна.
Объект исследования составляет духовное творчество Йозефа Гайдна, а предметом является одна из шести последних и самых знаменитых его месс – Нельсон-месса.
Задачи, вытекающие из цели работы:
— провести краткий экскурс состояния духовной музыки в Австрии XVIII в.;
— определить роль жанра мессы в творчестве Гайдна;
— обозначить исторические предпосылки возникновения Нельсон-мессы;
— выявить принципы сонатно-симфонической организации в Нельсон-мессе И. Гайдна.
Структура работы состоит из Введения, двух разделов, выводов и списка работы. Общий объем основного текста 21 страница, 14 источников литературы.
Заключение:
Мессы – главный жанр духовной музыки Гайдна. Им написано 14 сочинений. Интересно, что первым крупным произведением классика стала месса, а последней законченной его работой стала новая редакция этой первой мессы.
Исследователь творчества Гайдна, Т.С. Коваленко предлагает переосмыслить стиль композитора и выделяет некоторые основные черты, присущие его музыкальному языку:
1) опора на традиции мастеров эпохи Возрождение – это гуманизм, искренность, возвышенная простота;
2) оркестрово-тембровые находки;
3) владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения;
4) развитие и усложнение музыкального языка;
5) внедрение светских интонаций в религиозные сочинения.
Народная мелодика пронизывает все произведения Гайдна, однако точное цитирование встречается не часто у композитора. Как утверждают многие музыковеды, интонации австро-венгерских песен и танцев можно услышать даже в его церковных сочинениях. Возможно, именно это стало причиной скептического отношения венской консистории к музыке Гайдна и повлекло за собой запрет на исполнение гайдновских месс во время службы, и кстати, официально, запрет не снят до сих пор.
Сочинения великого австрийского композитора остаются актуальными и сейчас. С 1986 года в сентябре проводится ежегодный фестиваль в Айзенштадге (Бургеланд), с 1993 года фестиваль музыки Гайдна ежегодно (в конце мая) проходит в Англии (English Haydn Festival) в г. Бриджнот. В Германии августовский ежегодный фестиваль Гайдна проводится в г. Брюле.
К сожалению, после смерти Гайдна, Нельсон-месса была предана забвению, и долгое время не исполнялась. Лишь в ХХ веке, с возрождением интереса к классической музыке (неоклассицизм) и мировых шедевров знаменитых мастеров прошлых столетий, месса вновь возродилась и на сегодняшний момент является одним из лучших образцов кантатно-ораториального жанра Гайдна.
Суждения по поводу стиля Гайдновских месс самые разнообразные. Одни (например, Цельтер) восторгаются его талантом и светлой, жизнерадостной трактовкой литургических жанров, другие же (скажем Э. Т. А. Гофман) напротив, критикуют композитора за слишком светские черты, излишнюю дозволенность, зато превозносят его брата – Михаэля Гайдна, сочинявшего традиционные католические мессы, работая на службе у епископа.
Впрочем, современные исследователи видят в мессах Гайдна целый кладезь сокровищ духовной музыки. Например, Роббинс Лэндон уверен, что именно в них духовности больше, чем в симфониях. Мессы классика продолжают и развивают традиции, которые определил еще Моцарт в Реквиеме, и предвосхищают «Торжественную мессу» Бетховена. В них можно увидеть вечные общечеловеческие проблемы; и музыкант, умудрённый жизнью, становится философом. Кроме того, мессы Гайдна несут в себе не только культовое значение, но также тут затрагиваются вопросы общественных событий в Европе, и впервые поднимаются актуальные гражданские темы.
Возможно, немаловажную роль тут сыграло творчество Генделя, с которым классик познакомился во время поездки в Англию. Великолепные оркестр и хор, праздничность и мощь полифонического письма – всё это сближает позднее творчество Гайдна с ораториями старого мастера. Особенно ярко эта связь чувствуется в драматичной «Нельсон-мессе».
Нельсон-месса является одним из лучших образцов мастерства Гайдна в области литургического жанра. Анализ ее в данной работе показал, что композитор применил принципы сонатно-симфонического цикла, благодаря сложной драматургии произведения, ухода от типичной структуры, замкнутость номеров, контрастность образной сферы.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ I. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ XVIII ВЕКА
1.1 Месса XVIII века
Духовные произведения М. Гайдна — типичное явление эпохи, в полной мере отражающее процессы, которые происходили в Католической Церкви Австрии XVIII в., в частности ее церковно-музыкальной жизни. Кроме того, духовный жанр в это время занимал, действительно, далеко не второстепенное место среди сочинений многих композиторов.
Характеризуя церковную музыку Австрии последней трети XVIII в., нельзя не обратить внимания на описание состояния певческого искусства в Зальцбурге, которое дает Моцарт в своих письмах к падре Мартини.
«Я живу в стране, где музыка имеет очень мало успеха, хотя кроме тех, кто нас покинул, у нас еще есть очень хорошие мастера и, в особенности, композиторы большого таланта, знаний и вкуса… Я… развлекаюсь тем, что пишу для камерного исполнения и для церкви: и здесь есть еще два других замечательных знатока контрапункта, то есть г-н Гайдн и г-н Адльгассер. Мой отец является маэстро кафедрального собора, благодаря чему у меня есть возможность писать для церкви, сколько я только пожелаю… Наша музыка для церкви очень отлична от итальянской, и всегда более, чем просто месса со всеми Il Kyrie, Gloria, Credo, la Sonata all’Epistola, l’off ertorio или же Мотет, Sanctus ed Agnus Dei, а также самая торжественная, когда проводит мессу сам князь, она должна длиться только самое большое 3 четверти часа. Необходимо специальное умение для этого типа сочинения. К тому же она должна, однако, быть мессой со всеми инструментами – военными трубами, литаврами и т.д.» [15].
Сейчас трудно поверить, что Вена – колыбель музыкального искусства современности и прошлых веков, в XVIII веке довольно скептически относилась к композиторам. Глюк ощутил полное равнодушие своим новаторским и реформаторским идеям, Моцарт получил больше признания в не очень музыкальной Праге. Здесь не нашли поддержки Бетховен и Шуберт, а Гайдна признали только после успехов в Париже и Лондоне.