Контрольная работа на тему Наука как система научных понятий о явлениях и законах природы и общества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие науки 6
2. Цели, задачи, объект и предмет науки 9
3. Диалектические принципы познания 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Введение:
Человеку в течение жизни приходится много учиться и работать, чтобы реализоваться и достичь определенного успеха. Никто не может предсказать, какие знания, умения и навыки пригодятся и облегчат жизнь, позволят избежать многих проблем, выйти из любого затруднительного положения. Народная мудрость утверждает: «за одного ученого десять неученых дают», «чем больше науки, тем длиннее руки». Человек, вооруженный глубокими научными знаниями и прочными идейными убеждениями, непобедима. Умную и осведомленного человека в обществе уважают и ценят, а потому проявляют желание с ней сотрудничать. Именно такая личность может делиться собственным опытом и знаниями с окружающими. Ответ на вопрос, как она стала осведомленной и умелой, заключается в непрерывном процессе обучения, самообразования, добросовестной работе, совершенствовании собственных умений и навыков, стремлении достичь высшей степени мастерства. Прежде всего речь идет о длительной тяжелую работу личности над собой, ведь заставить себя постоянно работать и совершенствоваться — самое трудное. Недаром говорят, что самая большая победа — это победа над собой.
Коренные изменения последних десятилетий в экономике, политике, экологии и общественной жизни России обусловили значительный рост количества разнообразных проблем как на уровне отдельной личности, социальной группы, так и общества в целом. Необходимость решения указанных проблем активизировала развитие научной работы как профессии, которая призвана обеспечить экономический рост страны, экологический и социальной защите различных слоев населения. Изменения экологических, социальных и экономических условий жизни России не обошли и системы высшего образования, что обусловило возникновение и развитие новых подходов в выяснении специфики научно-исследовательской работы студентов во время обучения в высшем учебном заведении. Научно-технический прогресс вызвал дальнейший рост значимости подготовки молодых, перспективных научных кадров для общества, ведь наиболее существенные достижения современных стран связаны с успехами в научной сфере.
Активное включение российского образования в Болонский процесс и переход к двухступенчатому высшему образованию способствовали актуализации вопроса о качественной подготовке ученых. Однако, к сожалению, количество претендентов на ученую степень не всегда соответствует качеству подготовленных ими научных исследований.
По нашему мнению, основными причинами такого положения вещей являются:
— во-первых, не всегда объективный отбор претендентов на поступление в аспирантуру, когда основными критериями выступают не качество магистерской работы, склонность к научной работе и работоспособность соискателя, а другие причины, совершенно не связанные с наукой;
— во-вторых, недостаточная компетенция молодых ученых в организации и проведении исследовательской работы, вызванная ненадлежащим уровнем знаний, умений и навыков методико-методологического характера, необходимых для основных этапов подготовки и написания диссертационной работы.
Молодые соискатели ученой степени часто незнакомы с требованиями действующего законодательства и соответствующими правилами и нормами в области научной этики. Задача предлагаемого пособия — ознакомить молодых исследователей со спецификой проведения научной работы, помочь овладеть кое сложную систему организации научной деятельности, в частности эффективно ее планировать и представлять полученные результаты, направляя максимум усилий на достижение результата.
В современной науке господствует принцип эмпирического рационализма, предусматривает непосредственное проведение эксперимента и базируется на постулате познания мира, прежде всего возможности его улучшения с помощью знания. Научное исследование — очень сложный процесс со своими законами, методологии и методике проведения. Именно поэтому подготовка в высшей школе современного магистра или доктора философии (кандидата наук) требует не только формирование у него энциклопедических, специальных и мировоззренческих знаний, но и обязательного выработки соответствующих творческих навыков и умений.
Как свидетельствует статистика, 5-10% выпускников высших учебных заведений (ВУЗ) изъявляют желание быть учеными, то есть профессионально занимаются научной деятельностью. Руководители и работники государственных и частных учреждений довольно часто работают в научной сфере, способствуя ускорению научно-технического прогресса, увеличению прибыли, что особенно важно в условиях рыночной экономики. В развитых странах талантливые ученые пользуются большим спросом, ведь общеизвестно, что экономика любого государства, с одной стороны, зависит от успехов в области научно-технического прогресса, а с другой — влияет на интенсивность научных исследований и научно-технических разработок.
Заключение:
В основе достижений науки преимущественно проявляется особый стиль мышления, который характеризуется двумя чертами:
1) опора на эксперимент, который ставит и проверяет результаты;
2) господство аналитического подхода, который направляет мышление на поиск простейших, неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм). Их сочетание привело к возникновению рационализма и чувственности. Это способствовало громким успехам науки. Возникновение науки — своеобразный тип новоевропейской культуры, которая соединила в себе чувственность с рациональностью; а сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры. Такой прагматический подход все многообразие мира сводит в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических новшеств максимальную прибыль. В науке тоже проявилась специфическая черта западной культуры — ее деятельное или прагматическое направление, при котором средства вкладываются в развитие тех направлений, которые обеспечивают прибыль.
Поэтому наука — особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве (математической модели). Итак, задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы и средства управления явлениями природы. Наука основана на эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие науки
Наука или скорее ее результаты — определяющий фактор в истории человечества, основанный новоевропейской цивилизации в XVI — XVII веках на фоне достижений предшественников, которые начали осуществляться сначала на наблюдении, а затем на эксперименте. Немецкий философ К. Ясперс выделил два этапа становления науки:
I — становление логически и методически осознанной науки — греческая наука и начала научного познания мира в Китае и Индии;
II — возникновение современной науки, которая основана в конце средневековья, и которая утверждается с XVII в. и широко развивается с XIX в.
С XVII в. начались радикальные изменения основных компонентов содержательной структуры науки, были сформированы новые принципы познания, категории и методы, что в дальнейшем получило название научной революции. Основным фактором тогдашнего развития науки были капиталистическое производство, которое постоянно требовало новых природных ресурсов и разработки машин для повышения производительности труда, достижение рентабельности производства и преимуществ над конкурентами. Решить эти задания могла наука постепенно превращалась в производительную силу общества. Соответственно была сформулирована и новая прагматическая цель науки, которая существенно отличалась от созерцательно-познавательного (мировоззренческого) направления.
В частности, греческая наука была созерцательной и само слово теория означает созерцание, а ее ориентация на практическое использование считалось не только излишним, но и неприличным, и такая наука признавалась не достойной внимания. Однако известная история Аристотеля с Сиракуз, который свои научные достижения использовал для обороны своего города от нападения римлян.
С XVII в. наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.
Наука — сфера деятельности человека, направленная на получение (выработка и систематизация в виде теорий, гипотез, законов природы или общества и т.п.) новых знаний об окружающем мире.
По Канту, наука представляет собой совокупность знаний, упорядоченных в соответствии с определенными принципами, реальным связью правдивых суждений, предположений и проблем действительности и отдельных ее сфер или аспектов.
«Наука» — явление сложное, многогранное и поэтому имеет несколько основных значений (рис. 1):
Рисунок 1 – Компоненты науки
Во-первых, под наукой (греч. Episteme, лат. Scientia) понимают специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познания окружающего мира. Как специфическая сфера человеческой деятельности она является результатом общественного разделения труда, отделение умственного труда от физического, преобразования познавательной деятельности в особую отрасль занятий определенной группы людей.
Во-вторых, значение «наука» выступает, как результат этой деятельности — система полученных научных знаний, является основой научного понимания мира. В-третьих, «наука» понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем смысле, она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки.