Контрольная работа на тему Научные провинциальные общества и музеи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Становление отечественной провинциальной науки и музеев 4
Современные тенденции в деятельности провинциальных научных обществ и музеев 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Введение:
Актуальность. В современных реалиях значимость науки и культуры в жизни общества должна особенно актуализироваться, путем переосмысления потенциала культурного наследия или обоснования важности непосредственного общения с ним. Историко-культурная среда провинциальных городов, неотъемлемой частью которых являются научные общества и музеи, предоставляет уникальные возможности для постижения и освоения всех богатств, созданных предшествующими поколениями. Особенно это актуально для России, которая обладает особым разнообразием территорий, где каждая имеет свою специфику.
Так, в 2019 г. на круглом столе «Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда» председатель РИО С. Нарышкин отметил, что «бережно сохраняя память о ключевых событиях прошлого, малые города и поселения, вносят заметный вклад в общероссийскую историческую культуру» [Малые города России].
Таким образом, анализ специфики научных провинциальных обществ и музеев способен обогатить багаж знаний будущих специалистов, чья деятельность будет связана с культурным наследием нашей страны.
Цель данного исследования – рассмотреть особенности научных провинциальных обществ и музеев.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
описать специфику становления отечественной провинциальной науки и музеев;
представить характеристику современной деятельности провинциальных научных обществ и музеев.
Заключение:
Итак, выбор темы исследования подтверждается ее актуальностью, связанной с особым местом научных провинциальных обществ и музеев.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
важной тенденций развития науки в стране стал рост научных обществ в провинции. Они стали играть роль площадки для обмена актуальными научными идеями. Благодаря им, был внесен значимый вклад в дело сохранения памятников истории и культуры, проведено масштабное комплектование музейных и архивных фондов;
провинциальный музей стал как центром научной жизни края. Вся работа направлена на сохранение национальных раритетов, традиций и культурных особенностей региона, которые воплощают именно ценности, особо значимые для местного сообщества;
анализ современной музейной деятельности позволяет говорить о существовании единого музейного пространства, которое характеризуется модернизацией методов, приемов, способов музейной работы на основе внедрения современных информационных технологий, и в целом, цифровизации основных аспектов музейной деятельности.
Итак, взаимодействие провинциальных научных сообществ и музеев привело к тому, что музей становится гибким и мобильным, вбирает в себя новые достижения научно-технического прогресса, он стоит на пороге превращения в динамично развивающуюся отрасль науки и культуры.
Фрагмент текста работы:
Становление отечественной провинциальной науки и музеев
Отечественные ученые обращают внимание на особое место провинции в жизни общества, т. к. именно в ней в разное время проявлялась бурная общественная и культурная жизнь, творчество, новаторские идеи и огромная жизненная сила [10].
Рассматривая этапы становления научных провинциальных обществ и музеев, необходимо выделить следующие моменты:
научные общества – это значимые, традиционные институции в системе организации дореволюционной отечественной науки. Это было связано с тем, что они вносили значительный вклад в дело распространения научных и научно-прикладных знаний, способствовали формированию профессионального научного сообщества [7];
сложный процесс взаимодействия и сотрудничества столичных ученых с провинциальной интеллигенцией происходил в рамках научных обществ, которые были созданы при университетах в провинции;
в провинции научные общества большое внимание уделяли краеведческой деятельности, что обусловило их взаимодействие с музеями;
музеи появлялись в условиях освоения реальной территории Российского государства, что в свою очередь означало расширение его культурного пространства;
местные музеи становились «провинциальной академией наук», где сосредотачивались история и культура каждого отдельного региона [3];
многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.
Итак, в данном ракурсе обращает внимание формирование провинциального краеведения. Исследователи обращают внимание на то, что первоначально этим занимались историки-любители, которые объединялись в каждой губернии в начале вокруг Губернского статистического комитета, а затем вокруг Губернской ученой архивной комиссии. Они обращались к истории, археологии и этнографии той местности, где проживали. Как пример, это деятельность замечательного русского историка той эпохи А.П. Щапова. Он создал концепцию «областничества», которая явилась теоретическим обоснованием для занятий местной историей многих историков-любителей. В дальнейшем эти общества стали регулярно заниматься историко-краеведческой работой [8].
Государственное регулирование этого процесса проявилось в середине XIX в.с создания церковно-краеведческих учреждений. Однако духовенство в силу своего образовательного уровня, интеллектуального потенциала и интересов были не готовы к такой работе. Их работа была не длительной, и с началом Первой мировой войны она свернулась.
Огромную роль сыграли университеты и организованные при них научные общества; губернские статистические комитеты и губернские ученые архивные комиссии. Более интересна работа Губернских ученых архивных комиссий в период с 1884 по 1918 г. Они положили начало системы историко-архивных учреждений. Создание комиссий также предшествовала длительная работа местных краеведов по сбору исторических источников, изучению истории края и пропаганде историко-краеведческих знаний. Организационными центрами этой работы были Губернские статистические комитеты [8].
Фактически Губернские статистические комитеты и Губернские ученые архивные комиссии со второй трети XIX в. стали собирать вокруг себя лучшие силы краеведов-любителей. Главный момент их работы заключается в том, что они, активно сотрудничая с научными обществами, стали создавать сеть музеев краеведческой направленности. А это способствовало проникновению научных знаний в широкие слои провинциального общества, что стало фундаментом для поддержки научных исследований.
В XIX веке были основаны такие научные краеведческие общества, как: общество истории и древностей российских; археологическое общество; общество любителей естествознания, антропологии и этнографии; Географическое общество. Все они имели свои отделения на местах и внесли свой вклад в изучение регионов страны [7].
В Киеве успешно функционировало «Историческое общество Нестора-летописца», в Одессе было открыто местное «Общество истории и древностей», в Казани – «Общество археологии, истории и этнографии». В Рязани действовали «Сельскохозяйственное общество», «Общество врачей», «Общество сельскохозяйственного птицеводства», «Общество историко-художественного музея», «Общество устройства народных развлечений», «Общественно-педагогический кружок» и другие виды научных обществ [4].
Повсеместное становление таких обществ приходится на конец XIX — начало XX вв. Например, в 1908 году были организованы общество изучения Сибири и улучшения ее быта; Вологодское общество изучения Северного края; общество по изучению местного края в Уфе. В 1912 году было открыто Костромское научное общество по изучению местного края.
Новый этап развития научных провинциальных обществ начался в послереволюционный период. Так, согласно статистическим данным только на протяжении 1918-1922 гг. их количество приблизилось к 70 научным обществам [7]. Основные причины такого роста заключались и в создании новых университетов, и в появлении в провинции множества ученых и молодых исследователей различных научных направлений, которые активно участвовали в работе этих обществ.
Как пример, создание в Перми после 1917 г. общества естествоиспытателей. В годы гражданской войны при Самарском университете (на базе ранее действующего педагогического института), также, было организовано историко-филологическое общество. При Астраханском университете (1918 г.) по инициативе работников медицинского факультета было основано общество клинической и теоретической медицины, которое дало возможности для выхода накопившимся научным изысканиям и научным наблюдениям [7].