Контрольная работа на тему Научное и вненаучное знание
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Введение:
Современное общество всецело опирается на успехи в науке. Такое колоссальное влияние науки на нашу жизнь непременно обращает на себя внимание, наука становится, таким образом, предметом изучения.
Познавательная деятельность человека реализовывалась и реализовывается сегодня в разнообразных обстоятельствах и видах деятельности. В контексте данных видов деятельности различают определенные типы знания: обыденное, практическое, философское, религиозное, мифологическое, художественное и прочие. Систематизируя, данным образом, разнообразие типов знания, их содержание принято подразделять на научное и вненаучное знание.
Сущность, отличие и схожесть — данные и прочие подобные вопросы занимают умы философов и ученых с тех пор, как имеет место быть наука и полемика на данную тему не только не погасает, а только разгорается пропорционально увеличению воздействия науки на жизнь социума. Вопросы и проблемы научных и вненаучных знаний выступают актуальными и в современном мире. В эпоху НТП наука выступает эталоном для познавательной деятельности. Однако, в свою очередь, она не способна предоставить ответы на все имеющиеся вопросы и решить всех проблем. Вненаучные знания имели место быть еще до науки и в современном мире они существуют аналогично тому, как наличествуют ненаучные эмоции, чувства, переживания, другими словами — безотносительно к научным данным.
Целью данной работы является изучение научного и вненаучного знания.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть особенности научного знания;
— рассмотреть особенности вненаучного знания.
Заключение:
В заключение следует отметить, что научные знания имеют свою специфику и реализуют задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного знания чередуются революционные стадии, так именуемые научные революции, которые способствуют смене теорий и принципов, и стадии нормального естественного развития науки, в ходе которых знания углубляются и конкретизируются.
Нельзя абсолютно отвергать и пренебрегать вненаучными знаниями. Потому что недаром все время человеческого существования разнообразные формы вненаучных знаний имели место и были времена, когда они преуспевали и поддерживались значительным числом людей. Однако вместе с тем некритическое отношение к вненаучному знанию способно привести к расширению его ареала, исчезновению границ с научным, а при обусловленных социальных обстоятельствах – к вытеснению «нормального» научного знания и, таким образом, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Данная ситуация вероятна в кризисные эпохи. На егодняшний день, когда в мире нищает вера, как форма вненаучного познания, наука предоставляет доказательства существования духовной реальности.
Научные и вненаучные знания в определенных обстоятельствах дополняют друг друга, потому что отсутствие одного способствует или возникновению отсутствующего, или к вырождению наличествующего.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Наука в целом представляет собой форму духовной деятельности человека, устремленную на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, обладающую прямой целью постижение истины и открытие объективных законов. Трансформируясь в естественную производительную силу, наука завоёвывает существенное общественное значение, содействует развитию самого человека [4].
Главными особенностями научного знания (критерии научности) выступают следующие:
1. Главной задачей научного знания выступает выявление объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и прочего. Таким образом, наблюдается ориентация изучения прежде всего общих, существенных свойств предмета, его необходимых характеристик и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.
2. Прямой целью и первостепенной ценностью научного знания является объективная истина, осознаваемая в основном разумными средствами и методами, однако, конечно, не без участия живого наблюдения и внерациональных средств. Оттого специфической чертой научного познания выступает объективность. Но нужно подразумевать, что активность субъекта является предпосылкой и основным условием научного знания.
3. Наука в большей степени, нежели прочие формы познания, ориентирована на то, чтобы являться олицетворенной в практике, выступать «инструкцией» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами [1].
4. Научное знание представляет собой сложный двойственный процесс воспроизводства знаний, формирующих единую развивающуюся систему законов, гипотез, понятий, теорий и прочих идеальных форм, зафиксированных в языке — естественном либо, что более специфично, — искусственном (химические формулы, математическая символика).
5. В ходе научного познания используются следующие характерные материальные средства; приборы, инструменты, прочее так именуемое «научное оборудование». Помимо этого, для науки в большей мере, нежели для прочих форм познания, свойственно применение для изучения своих объектов и самой себя следующих идеальных (духовных) средств и методов: современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и прочие.
6. Для научного знания свойственны жесткая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Также имеется множество гипотез, предположений, вероятностных суждений и прочего.
7. Для науки свойственна стабильная методологическая рефлексия. Это значит, что в ней исследование объектов, раскрытие их специфики, свойств и связей постоянно в определенной мере аккомпанируют осознание самих исследовательских процедур, другими словами исследование применяемых в это время методов, средств и приемов, с помощью которых постигаются анализируемые объекты [3].
В методологии сегодняшних дней рассматривают разнообразные уровни критериев научности, причисляя к ним, помимо вышеуказанных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, свобода от предвзятости, открытость для критики, строгость и тому подобное. В иных формах познания анализируемые критерии могут присутствовать (в различной мере), однако там они не выступают первостепенными [9].
Наука является творческой деятельностью, результатом этой деятельности выступает единство знаний, которые приводятся в совокупную систему при помощи определенных правил. Вместе с другими формами знаний, наука выступает в качестве социально-исторической деятельности, а не только как «чистое знание». В ее задачи входит множество функций, поскольку является своеобразной формой общественного сознания.
Ключевые моменты научного познания, которые отличают его от ненаучного:
— Фундаментальная задача – обнаружить объективные законы реальности и систематизировать их.
— Цель научного познания – объективная истина;
— К объектам научного знания относятся не сами предметы, а их идеализированное подобие.
— Логическое следование знаний друг из друга.
— Научное знание стремиться к строгой доказательности, обоснованности и достоверности.
— Научное знание использует научный метод исследования и предъявляет строгие нормы к методу познания.
— Научное знание имеет возможность контролировать процесс получения знаний, с возможностью его повторения.
— Научное познание имеет однозначный описательный язык.
— Для научного познания характерна опытная проверка, верификация.
— В научном познании нет противоречивости его элементов в системе [14].
В свою очередь, структура научного познания представлена, прежде всего, нижеперечисленными элементами:
— Субъект научного знания (сообщество ученых, группа, один человек, все человечество).
— Объект, предмет научного знания.
— Методы познания, с помощью которых объясняется специфика науки и предмета познания.
— Средства познания.
— Характерный язык.