Физиология ВНД Контрольная работа Естественные науки

Контрольная работа на тему Научная концепция условного рефлекса И.П. Павлова и его учение о физиологии ВНД

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Вклад И.П. Павлова в развитие психологии в области высшей нервной деятельности 4
2. Характеристика павловского условного рефлекса как научной модели изучения знаковых систем 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14

 

  

Введение:

 

Введение

Условный рефлекс — термин, впервые использованный русским физиологом И.П. Павлова для описания приобретенного рефлекса, то есть не являющегося (в отличие от безусловного рефлекса) врожденным, а потому своеобразным для индивидуума, а не для всех представителей этого вида. Когда лимонный сок попадает на язык, выделяется слюна — это безусловный рефлекс. Однако слюна также может высвобождаться, когда виден лимон или когда слышно слово «лимон» — это условный рефлекс. Разница в том, что появление лимона или звука этого слова не всегда вызывает слюноотделение и, кроме того, может не оказывать влияния на некоторых людей. Такие стимулы приобретают способность вызывать реакцию только после того, как они были представлены более или менее одновременно со стимуляцией вкусовых рецепторов лимонным соком. Появление лимона или звука слова «лимон» в этом случае оказывается условным (сигнальным) раздражителем, заменяющим безусловный раздражитель — лимонный сок.
Объект исследования: высшая нервная деятельность
Предмет исследования: научная концепция условного рефлекса И. Павлова
Цель исследования: изучить особенности научной концепции условного рефлекса И.П. Павлова и его учение о физиологии ВНД
Основные задачи исследования:
— определить вклад И.П. Павлова в развитие психологии в области высшей нервной деятельности;
— охарактеризовать павловский условный рефлекс как научной модели изучения знаковых систем.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Павловский принцип детерминизма, который характеризует всю теорию рефлексов, получил большее развитие в понятиях второй сигнальной системы, которые являются первым шагом в естественнонаучном исследовании различных аспектов высшей мозговой деятельности, связанных с явлениями сознания и поведение.
Исследования И.П. Павлова носила не только фундаментальные, но и прикладные. Помимо блестящих достижений, Иван Петрович также создал огромную научную школу. Последнее, как известно, определяется, прежде всего, личностью основателя этой школы, диапазоном его научных интересов, способностей и склонностей людей, которые представляют эту научную школу. Именно эта характеристика, т. Е. Качество студентов, которые вошли в науку, в значительной степени также определяет личность ученого. И.П. Павлов предстает исключительно целеустремленным человеком, все мысли которого заключаются в поиске «мистера факта» — научной истины. Он никогда не был удовлетворен простым открытием фактов, он анализировал их, сравнивал их с ранее известными, создавал теоретические конструкции и немедленно безжалостно разрушал их, если новые и неоспоримые факты противоречили им.
Новаторские идеи и достижения Ивана Петровича, отмеченные Нобелевской премией сто десять лет назад, стимулировали появление целых областей исследований механизмов регуляции висцеральных функций; Нейрофизиология и ее короны — учение о высшей нервной деятельности; кибернетика; клиническая медицина; комплекс прикладных наук. Жизнь и развитие идей И.П. Павлова активно продолжает и развивается в многочисленных лабораториях физиологов, биохимиков, психологов по всему миру.

 

Фрагмент текста работы:

 

Вклад И.П. Павлова в развитие психологии в области высшей нервной деятельности

И. П. Павлов получил полярные оценки по отношению к психологии:
1) одобрил естественнонаучный подход в психологии и определил одно из направлений его развития;
2) отождествил психику с высшей нервной деятельностью (ВНД — этот термин ввел И. П. Павлов) и свел психологию к теории условных рефлексов.
Вся умственная деятельность человека строится по рефлекторной схеме; Психотические картины — это не болезни, а симптомы и стадии единого мозгового процесса. Концепция ментального рефлекса является основой идей Гризингера. В 1843 году он писал: «Умственная жизнь человека, подобно животным, начинается в органах чувств и проявляется в движениях. Переход чувственного возбуждения к двигателю осуществляется в соответствии с общим планом рефлекторного действия, сопровождаемого сознанием или без него. Простые формы такого умственного входа и расходов в различной степени развития можно наблюдать на животных и на ребенке. До Гризингера, Сеченова и Павлова считалось, что спинной мозг работал по принципу рефлекса, а в основе работы головного мозга были неизвестные умственные способности.
Открытие Павлова примитивно представляло массовое повседневное сознание (как у «сеченовских лягушек» — души нет, но есть только рефлексы, то есть механические реакции, похожие на движение ноги лягушки при раздражении ее кислотой — людей своей душой и воля равна лягушке): слюноотделение у собаки наблюдается не только при контакте с пищей, но и при воздействии на мозг стимула, дающего сигнал об этом. Но простота этого явления скрывала значительные нововведения для науки. Историческое значение учения Павлова для психологии состояло во введении категории «поведение» (при Сеченове такой категории еще не было) .
Категория поведения была рождена для объяснения адаптивной гибкости реакций организма к изменяющейся среде и приобретения организмом устойчивых форм реакций, которых нет в генетическом пуле. Поэтому единица такого поведения была выделена — рефлекс, называемый бехтеревским, комбинируемым, а павловский — условным. Его открытие как экспериментально доказанное явление наряду с Павловым и Бехтеревым принадлежит также американскому психологу Э. Твитмайеру (1905). Коленный толчок вызван колоколом, который несколько раз предшествует удару молотком .
Вклад Павлова и Бехтерева (и их школ) в концепцию этого явления заключался в объяснении модификации реакций организма на основе объективных отношений реакций и внешних раздражителей (без отрицания, в отличие от бихевиоризма, роли сознания и его нейросубстрата). в этом). Павлов определил это как элементарный феномен жизни, объединяющий физиологическое и психическое. Это преодолевает дуалистическую интерпретацию поведения: оно рассматривалось как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и окружающей среды . Эта концепция позволила объяснить усвоение организмом новых форм поведения (обучения), в основе которых лежит развитие временных связей в коре головного мозга. Возникающий в ходе индивидуальной жизни на основе врожденного безусловного рефлекса (функция подкорки, обеспечивающей адаптацию к постоянным условиям окружающей среды), условный рефлекс (функция коры головного мозга) обеспечивает, чтобы организм заранее адаптировался к быстрому изменение условий окружающей среды. Используя метод условных рефлексов, Павлов и его школа экспериментально установили, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы в коре головного мозга, выявлена их динамика (возбуждение, торможение, облучение, концентрация, взаимная индукция и т. д.). Вместо идеи органов чувств Павлов ввел понятие «анализатор» как органа, который обеспечивает изоляцию экологически значимых раздражителей в окружающей среде, которые действуют как сигналы, несущие информацию об этой среде. Анализатор понимался как нервное «устройство», которое включает периферический орган (рецептор), проводящие нервные пути и центральную часть (мозг) .
Выявив различия в ВНД людей и животных, Павлов выдвинул теорию двух сигнальных систем. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми) сигналами. Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг людей отражает реальность в обобщенном виде, в результате чего меняется паттерн регуляции поведения. Павлов также выдвинул учение о типах ВНД, основанных на определенной комбинации свойств нервной системы (сила, подвижность, равновесие), устойчивых индивидуальных «поведенческих паттернов», соотнесенных с четырьмя типами темперамента в учении Гиппократа и К. Галена, стремясь определить специфику типов ВНД людей, Павлов выделил художественный тип, в котором преобладают чувственные образы, и ментальный тип с преобладанием абстрактных понятий .
Школы психологии дали конкретным фактам значение универсального принципа объяснения — условного рефлекса, бессознательной сексуальности, интегральной структуры и т. д. Но Павлов, как и Сеченов, знал только один вид определения — биопсихический, хотя сознание и деятельность людей непостижимы. вне их социально-исторического определения. Объективность изучения психики достигается не только путем ее изучения как естественного (естественного) явления. Так, профессор-юрист и философ К.Д. Кавелин утверждал, что в психологии лежит ключ ко всей области знаний, потому что мир дается нам во второй раз, через переживания (первая и самая надежная вещь, которую мы имеем в знаниях). Он предложил экспериментально-объективное исследование психологии разных народов на основе изучения памятников культуры, которое Сеченов отрицал. Он не и качественные различия в психике животных и сознании людей. Спор между этими двумя мыслителями, Сеченовым и Кавелиным, сейчас проявляется в стремлении противопоставить «естествознание» и «гуманитарную» психологию .
Психика является объектом мифологического, религиозного, философского, художественного, псевдонаучного (парапсихология, физиогномика и т. д.) Повседневного и с использованием экспериментальных методов — и научного познания. Но из объекта он становится субъектом науки благодаря развитию категориального аппарата, который моделирует (воспроизводит, отражает) признаки ментальной реальности, т. е. научная психология отделена от ненаучного не объекта, не метода, не теоретической программы. Не формы социальной организации, а субъекта, построенного по его категориям. Психология начала превращаться в науку, когда ее категории (образ, действие, мотив, отношение, опыт, личность, деятельность, общение и т. д.) Начали обретать форму, выделяя ее предмет, отличный от предмета философии и физиологии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы