Контрольная работа на тему На выбор — Возникновение философии Др. Индия, Др. Китай
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
введение. 3
1. философия Древней Индии.. 4
1.1
Становление философии Древней Индии. 4
1.2 Суть философии Древней
Индии и место человека в ней. 6
2. философия древнего Китая. 10
2.1 Становление китайской философии. 10
2.2 Основные положения философии даосизма. 13
2.3 Философия конфуцианства. 15
2.4 Буддизм в Древнем Китае. 17
заключение. 19
список использованных
источников. 21
Введение:
Как известно, в ранние периоды существования человечеству
были свойственны религиозные и мифологические формы сознания. Смысл
существования человека раскрывается в сказаниях и мифах. Философское понимание
человека формируется и проходит через призму данных представлений, понятий,
идей и образов. Так возникают первые философские учения в Древнем Востоке.
В литературе по истории философии восточной философией специалисты
зачастую именуют индийскую и китайскую.
Причину возникновения философии как отличного от
мифологического и религиозного типа мышления исследователи видят в свойственной
Индии и Китаю в те года общественной нестабильности. Помимо указанного, в
данном случае имело место критичное отношение к традиции, к
религиозно-мифологическому мировоззрению.
В центр внимания философия Древнего Востока на протяжении
веков ставила практическую заботу о человеке и обществе, вопросы о том, каким
образом правильно обустроить жизнь в обществе, как жить идеальной жизнью. Этика
и политическая философия зачастую преобладали над метафизикой и эпистемологией.
Целью данной работы является изучение возникновения философии в Древней
Индии и Древнем Китае.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть становление философии Древней Индии;
— определить суть философии Древней Индии и место человека в ней;
— рассмотреть становление китайской философии;
— выявить основные положения философии даосизма;
— рассмотреть философию конфуцианства;
— рассмотреть буддизм
в Древнем Китае.
Заключение:
В рамках истории восточной философии исследователи выделяют:
индийскую и китайскую философии. Философия здесь явилась отражением
мировоззренческих и мистико-религиозных воззрений, образа жизни Индии и Китая.
Восточная философия получила развитие в традиционном обществе, в котором
господствовало почтительное отношение к авторитетам, обязательная ссылка на
традицию и синкретизм мышления. Это во многом повлияло на развитие философии и
на создаваемые ей теории.
Восточная философия отличается следующими особенностями: в
философии Востока главной темой является морально-нравственное
совершенствование человека; восточная философия (в основном индийская)
эзотерична, основным из ее вопросов является разработка мистических учений;
восточная философия (китайская) тесно связана с социальным учением и с теориями
государства.
В древневосточной философии человек рассматривался с двух
позиций. Макропозиция – присутствие «прачеловека», из которого творится мир (в
Индии – Пуруша, в Китае – Паньгу). Мезо позиция – человек как существо,
призванное к морально-нравственному совершенству. В Индии – это достижение
просветления, выход из «колеса сансары». В Китае – идеал «благородного мужа».
Итак, восточная философия интересна тем, что предлагает
человеку путь самосовершенствования, духовного роста, во многом отличный от
европейского. Человек – это ключевая фигура жизни всего мироздания. Кроме
духовно-мистической стороны в восточной мысли обращает на себя внимание ее
обращение к анализу правильного устройства общества, к теории государства.
Со стороны может показаться, что все азиатские философские
течения одинаковы: созерцание, самосовершенствование и размеренность. Однако
это впечатление обманчиво. На столь схожем фундаменте выросла масса
диаметрально противоположных учений, отличным примером разницы между которыми
являются даосизм и конфуцианство.
Древневосточная философия представляет собой большую
культурную ценность для всего человечества. Ее идеи были интегрированы в
духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно
обращались к ней исключительно в положительном смысле.
Философия в Древней Индии и Древнем Китае положила начало
появлению философских Индийских познаний, возникших до нашей эры в середине
I-ого тысячелетия. Первоначальные «шаги» человека в попытке осмыслить себя,
окружающий мир и космическое пространство, живую и неживую природу бытия,
привели к прогрессу в развитии ума человека, осознанности и разума,
способствовали эволюции и разграничению с природой.
Понимание связи общей культуры с обстоятельствами и
событиями пройденной эпохи лежат в самой сути философии. Игра разума, мыслящего
абстрактными понятиями, и духовная сила рационально-понятийного постижения
первопричин всего сущего, оказывающая глобальное влияние на всемирный ход
событий и есть философия.
Принимая участие в формировании общественных идеалов,
ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, философия напоминает
человеку о социальной и практической важности единых представлений о мире,
ставя вопрос перед мыслящим, о нравственных началах бытия. Близкие по духу
восточные философские учения Индии и Китая, имели общие моменты и значительные
различия, оказавшие важное влияние на развитие культур Индии и Китая, а также
народов, соприкасающихся с ними.
Таким образом, можно утверждать, что философская культура
Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад и в Россию.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно
считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. философия Древней Индии 1.1 Становление философии Древней Индии Современными специалистами возникновение философии Древней
Индии датируется I тысячелетием до нашей эры, в годы становления в Индии первых
государств.
В пределах развития философии Древней Индии принято рассматривать
три следующих периода:
— ведический,
— классический (V век до нашей эры — X век нашей эры),
— неклассический (с X века по сегодняшние дни).
Ведический период обуславливается единством мифологического,
религиозно-мистического и философского мышления. В те времена свое развитие обретает
традиционная индийская религия – брахманизм. Ведущим источником мудрости принято
считать Веды.
Ведическую литературу нельзя абсолютно причислить к
философским произведениям, в ней нет строгой рациональности, а стиль написания приближен
к фольклорному.
Основным предметом описания Вед выступает Бог и его деяния
как сакральные, так и Его проявления в материальном мире.
В качестве явления интеллектуальной культуры древнеиндийская
философия начинает формироваться с момента создания Упанишад. В которых
возникают следующие ключевые философские понятия: Брахман, Атман, сансара,
карма и прочие [2].
Вся философия Индии основана на системах. В VI веке до нашей эры было
положено начало появлению философских школ. Школы делились на:
— «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете
Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика;
— «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты
Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.
Рассмотрим кратко, каждую из ортодоксальных школ:
— Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древнеиндийским
мудрецом Джаймини (III-I века до н.э.) и включала в
себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях;
— Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около V тысяч лет назад), основная
цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы
и истины;
— Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во II веке до н.э.), направлена
на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и
разума, с последующим освобождением (мокша);
— Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на
отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити);
— Ньяя – реализм и законы логики, согласно
которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты
познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и
освобождение;
— Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (III-II века до н.э.), являющаяся в одно и то
же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая
буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов
души и субстанции [8].
Рассмотрим кратко, каждую из неортодоксальных школ:
— Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель»,
дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (VIII-VI веках до н.э.). Философия школы
основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны;
— Буддизм – образовалась в V-I веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: жизнь
подобна страданию, причинами которых являются желания и страсти; избавление
наступает только после отказа от желаний, путем череды перерождений и
избавления от уз Сансары;
— Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение
и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без
вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и
воздуха [3].