Контрольная работа Педагогика/Психология Этика и психология профессиональной деятельности

Контрольная работа на тему Мышление и речь как познавательный процесс. Их роль и значение в профессиональной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Мышление как познавательный процесс 3
1.1 Основные типы мышления и мыслительных операций 3
1.2 Мышление и его роль в организации деятельности 5
Глава 2. Речь как познавательный процесс 8
2.1 Речевая деятельность, функции и виды речи 8
2.2 Специфика речевой деятельности человека 9
Глава 3. Связь мышления и речи с профессиональной деятельностью 11
3.1 Проявление мышления в деятельности человека 11
3.2 Соприкосновение культуры речи с профессиональной деятельностью человека 12
3.3 Речь и мышление в профессиональной деятельности человека 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

 

  

Введение:

 

Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием).
Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.
Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.
Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.
Речь – процесс общения людей посредством языка.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.
Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
Целью данного исследования является изучение мышления и речи как познавательного процесса и их роль и значение в профессиональной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы должны отметить то, что речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь как средство общения, вероятно, возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление животных. Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Более того, на различных этапах развития мышления и речи их взаимоотношения выступают в различных формах. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований.
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекла к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми различными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждается в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Мышление как познавательный процесс

1.1 Основные типы мышления и мыслительных операций

Умственная деятельность проходит в виде особенных мыслительных операций, которые автоматически возникают, которые, как правило, не осознаются, но являются основополагающими процессами при образовании понятий, суждений и выводов. К ним относятся: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация, которые в разных соотношениях участвуют в решении любой задачи, стоящей перед человеком.
Сравнение. Важность этой умственной операции выражена в известном афоризме: «Все познается в сравнении». И.М. Сеченов писал: «Всякое мнение можно рассматривать как сопоставление мыслимых объектов друг с другом в каком-либо отношении».
Сравнение — операция установления сходства (тождества) и различия или между различными предметами и их свойствами, или их сравнения со стандартами, нормами, стандартами возможного. Сравнение является основной умственной операцией, с которой начинается умственная деятельность, включая анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, и осуществляется путем непосредственного наблюдения и опосредованно — на основе выводов с использованием косвенных признаков (при выяснении причинно-следственных связей, выявлении сходства в вещах различных, отличия — в вещах подобных, определении вероятного, маловероятно и невыполнимого) .
Примерами использования операции сравнения в медицинской практике могут быть такие ситуации. Врач, оценивая (сравнивая) состояние больного до и после лечения, может сделать выводы о его эффективности. Сравнивая клиническую картину болезни у конкретного больного с особенностями стандартной клиники, описанной в учебниках или пособиях, можно выявить ее атипичность и своеобразие течения в конкретном случае. Например, уточняя клинику судорожного приступа (продолжительность пароксизма, характеристики судорожного компонента и др.), врач может сделать вывод, что судорожный припадок у больного не эпилептического, а другого происхождения.
Анализ и синтез являются операциями, противоположными по сути, являются находящимися в диалектическом единстве, своеобразном когнитивном континууме.
Анализ (от греч. — разложение) — процесс разделения объекта, структуры, системы, состояния, события, отношений на составные части, компоненты, отдельные признаки. Операция анализа дает возможность понять, из чего состоит целое, выделить элементы (свойства, качественные и количественные характеристики) сложных комплексных образований, выявить их взаимосвязи и возможные противоречия.
На начальных этапах диагностического процесса врач, ставя уточняющие вопросы, пытается выяснить природу жалоб больного, которые выражаются в основном в форме субъективных описываемых ощущений, изучает их структуру, интенсивность, локализацию. При этом используется преимущественно операция анализа.
Анализ является доминирующим процессом при проведении некоторых психотерапевтических процедур (например, в когнитивной психотерапии, психоанализе и др.) .
Синтез (от греч. Syntesis — соединение) — соединение, составление отдельных частей, признаков, компонентов предмета (или состояния, процесса) в некоторую целостную структуру. Синтезируя, индивид проводит ряд абстракций, обобщений, выделяя лишь существенное и важное, и в мыслях объединяет отдельные признаки и свойства в то комплексное и целостное. Синтез может осуществляться как на основе восприятий, так и на основе воспоминаний и представлений .
Абстрагирование (от лат. Abstractio — отвлечение) — процесс отвлечения от некоторых характеристик предметов, состояний, которые изучаются. Отвлекаясь от ряда свойств и отношений между предметами (процессами, явлениями), индивид выделяет свойства (признаки), интересующие его, и рассматривает их независимо от других частей (элементов, признаков, компонентов). Вследствие абстрагирования он выделяет общие свойства и характеристики изучаемых, и объединяет их в группы и классы. Абстрагирование позволяет рассматривать некоторые состояния, процессы или явления как нечто самостоятельное независимо от влияния их материальных носителей. Без абстрагирования невозможно адекватное формирование сознания, прохождение процессов познавательной деятельности, коммуникации и тому подобное .
Абстрагирование дает возможность усваивать, использовать и развивать различные классы понятий, идей, концепций. Все познавательные приемы и методы (обобщение, моделирование, построение гипотез, классификаций и др.) опираются на процесс абстрагирования, который может проявляться на разных уровнях .
Обобщение (от лат. Generalisacio) — мыслительная операция, позволяющая осуществлять переход мысли от частного, единичного, отдельного (конкретных фактов, событий, явлений) к общим положениям и выводам, от понятий меньшей к понятиям большей общности. Процесс обобщения широко используется при образовании понятий в научном познании и в процессе создания художественных образов. Обобщение лежит в основе индуктивных выводов и формирования гипотез.
Конкретизация — процесс, противоположный абстрагированию, когда выделяется единичный признак, который соответствует какому-либо понятию или общему положению. Индивид, конкретизируя общее понятие, лучше его понимает. Отвлекаясь от общих признаков и свойств, конкретизация выступает как пример или иллюстрация общего. Процесс конкретизации положен в основу дедуктивных выводов .
Предметом мышления человека является познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обусловливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное.
Наглядно-действенное — характеризуется тем, что в нем решения задачи непосредственно включается в саму деятельность .
Наглядно-образное — характеризуется тем, что задача по своему содержанию является образным материалом, применяя который человек анализирует, сравнивает или обобщает существенные аспекты в предметах и явлениях.
Абстрактное или словесно-логическое мышление — происходит в словесной форме с помощью понятий, которые не имеют непосредственного чувственного почву, свойственного восприятию и представлению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы