Контрольная работа на тему Мозайка в искусстве Киевской Руси
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Искусство стеклоделия было известно многим
славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко
распространен не только в Киеве, но и в других княжествах.
Мозаика (фр. mosaïque,
итал. Mosaico от
лат. (opus) musivum –(произведение), посвящённое музам) – техника создания
изображений и декорирования какой-либо
поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.
Начиная как минимум с IV
в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали
предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении
цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских
архитектурных сооружений в X – XII вв.
Подобный декор на Руси в
этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских
сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках
в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий –
«гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по
частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень
богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления
интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.
При оформлении храмов мастерами Древней
Руси использовалось в основном два вида мозаики.
• Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно
сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях
Новгорода Великого и в ряде других городов.
• Мозаика сводов, куполов и стен. В
качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся
шедевры Софии Киевской (1037 – 1067). Также до наших дней дошли фрагменты
подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI
в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050). Мозаика украшала и стены таких храмов, как
Благовещенский (1186) и Спасский (XI в.) соборы в Чернигове и Успенский собор
Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих
церквей до наших дней не сохранились.
Техника древнерусской мозаики полов
Различают две разновидности техник набора
мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа
оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена
непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы
вдавлены в довольно толстый слой известково-цементного раствора.
Примером второго способа укладки мозаики,
который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии
в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими
плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и
заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты. При
использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь
центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с
цветной поливкой.