Контрольная работа на тему Мотивы и образы лирики Б.Пастернака 50-х годов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ…………………………4
1.1. Периоды
творчества……………………………………………………5
1.2. Последние
годы жизни…………………………………………………5
ГЛАВА 2 ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ЮРИЯ ЖИВАГО В КОНТЕКСТЕ
РОМАНА «ДОКТОР ЖИВАГО» Б. ПАСТЕРНАКА……………………….7
2.1. Евангельские мотивы в поэтическом цикле Юрия
Живаго……………7
2.2. Природа и любовь в поэтическом цикле Юрия Живаго………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………23
Введение:
Имя Б.
Пастернака входит в число величайших писателей XX века, а за свой роман «Доктор
Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию в 1958 году, однако… .
В лирике Пастернака 50-х годов звучит идея о
целостности мира, мотив единения лирического героя с людьми нового времени, что
особенно актуально в настоящее время, этим обоснован выбор
данной работы.
Цель: аналитическое
осмысление мотивов и образов лирики Б.Л. Пастернака в 50-е годы.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) познакомиться с работами критиков и
литературоведов по данной проблеме;
2) рассмотреть развитие
евангельских мотивов в поэтической главе романа «Доктор Живаго»;
3) проанализировать и охарактеризовать
развитие тем природы и любви в поэтической главе романа «Доктор Живаго»;
В
работе применяются описательный, системно – типологический и
структурно-семантический подходы в методах исследования.
В
ряде литературоведческих работ исследовались особенности поэтики Б.Л.
Пастернака. В работах делается акцент на символичность, многослойность картин
мира писателя. Особенности лирики 50-х годов рассматривались в работах М.
Гаспарова1, А. Лаврова2, Д. Лихачева3, И. Смирнова4,
В. Топорова5, Н. Фатеевой6, Я. Хелемского7 и
других исследователей.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Художественный мир
живаговского цикла во многом определяется реалиями романной действительности,
эпохой 10 – 20-х годов прошлого века, эпохой Серебряного века русской культуры.
Символический пласт в
финальной главе «Стихотворения Юрия Живаго» связывает стихотворения цикла с изображенной
в романе эпохой.
В стихотворной главе
прослеживается точка зрения героя романа, которая раскрывается за пределами событийно-бытового контекста,
в инобытийной сфере. Герой занимает позицию не
судьи, а наблюдателя, ориентированную на выявление многообразия суждений о мире.
Стихи, о природе
и любви становятся своеобразным осмыслением произошедшего, а поэтическая форма указывает
на глубину переживания и особый контекст, и представление о тайнах и
закономерностях воплощения поэтического замысла, о зарождении, формировании и
эволюции, как отдельных образов, так и стихотворения в целом
Стихи, содержащие евангельские мотивы,
являются отражением особого восприятия современного герою мира. Это
миропонимание провоцируется событиями, как правило, исторического характера
(Первая мировая война, революции, гражданская война). Мировоззренческая картина
структурируется ассоциациями, связанными с Евангелием.
Именно в стихотворной
части намечается идеальный первообраз-архетип, который семантически связан с
образами главных героев. Для Лары – это Мария Магдалина; для Живаго и
Стрельникова, соседствующих «в книге рока на одной строке», – змееборец-конный
из стихотворения «Сказка», т.е. св. Георгий. Наличие общего архетипа у
персонажей-антагонистов или варьирование архетипических параллелей, усиливает внутренний
драматизм человеческого существования в личном (экзистенциальном) и
метаисторическом (вселенском) времени и бытии. Данный тезис помогает решить
вопрос об уместности/неуместности некоторых параллелей, возникающий, например,
в связи с «христоподобностью» Живаго.
С помощью евангельских мотивов, которые
четко обозначены в стихотворной главе, осуществляется эсхатологический прорыв в царство
подлинной духовной свободы, вечной истины и бессмертия, провозглашаемого Христом,
становясь композиционным центром произведения
как художественного целого.
Однако, ни в композиционном, ни в фабульном отношениях
евангельский мотив не однороден. С одной стороны, событийно-хронотопическое
единство повествования о земной жизни Христа «нарушают» стихотворения, в
которых доминирует эпоха и быт «лирического автора», а христианская тематика
присутствует лишь в виде аллюзий, коннотаций («Август», «Рассвет», «Земля»). С
другой стороны, наблюдаются случаи, когда в повествование о новозаветных
событиях проникают анахронические, глубоко «личные» подробности (это
происходит, например, в «Рождественской звезде» и «Чуде»).
При своей цикличности
(короткие отрезки времени, охватываемые стихотворениями, постепенно
складываются в годовой круг). Пространство, сначала ограниченное символическими
театральными подмостками и зрительным залом, постепенно расширяется до
космического; а время, выходит за пределы бытия отдельного лица, сливается с
метаисторией.
Процесс зарождения и
эволюции поэтических образов раскрывается не схематически, а через сугубо индивидуальное восприятие, которое в своем
символическом значении становится всеобщим.
Именно здесь смыкаются в романе лирика и эпос, поэзия и проза, давая начало новой
эстетике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА В
СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
Творчество Б. Пастернака являет собой уникальный
культурный феномен, сконцентрировавший в себе и репрезентировавший, подобно излюбленному
символу художника – «поэзии-губке», эстетические и стилевые искания XX века.
Восприятие искусства в качестве гармонизирующего начала мира и человеческого
существования в нем, тончайшее, на уровне «восчувствования», постижение
«родового человеческого» опыта и, вместе с тем, личное, драматически ощущаемое,
переживание кризиса современной эпохи – формирует особое миропонимание поэта,
характеризующееся чертами «предельности» И. Фоменко[1], «открытости,
не приемлющей завершенности» Б. Гаспаров[2],
«непрерывности» Д. Обломиевский[3].
Нельзя пройти мимо подлинно романтических черт в
эстетике поэта, пусть современно осмысленных, но все же остающихся таковыми.
Это, прежде всего, последовательно отстаиваемая романтизмом идея о «высшей
силе», «божественной гениальности» художника, отзывающаяся у Пастернака в
следующем заявления: «В настоящей жизни … все должно быть чудом,
предназначением свыше, ничего умышленного, намеренного, никакого своеволия…»[4]
В биографическом аспекте пастернаковского творчества
это выливается в сложный путь самоопределения и самосовершенствования. Судьба Б.Л. Пастернака в советское
время была трагична, поскольку его произведения были объявлены антинародными и
антикоммунистическими, поэта обвиняли в формализме, что обусловлено
неоднородностью лирика этого периода, но её можно разделить на периоды.
1.1. Периоды творчества
Первый
период (1910 — 1920) характеризуется отказом от сложной образности и
синтаксиса, доминантой становится метафоричность.
Во втором
периоде (1920 — 1930) происходит смена сложных перифраз и торжественности на
простые и точные слова, увеличивая поэтичность звучания.
Третий
период приходится на время Великой Отечественной войны и послевоенное
десятилетие. Б.Л. Пастернак в этот период возрождается для общения с Богом,
обращается к христианству. [1] Фоменко И.В. Заметки к интерпретации
"Высокой болезни " (о романтических тенденциях в творчестве Б.Л.
Пастернака) // Романтизм в русской и зарубежной литературе. Межвузовский
сборник. Калинин, 1979. — с. 94-105. [2] Гаспаров Б. Поэтика Пастернака в
культурно-историческом измерении (Б.Л. Пастернак и О.М. Фрейденберг) // Сборник
статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана / Отв. ред. А. Мальте. Тарту, 1992. — с.336-384. [3] Обломиевский Д. Борис Пастернак //
Литературный современник. 1934. № 4. — с.127-142. [4] Пастернак Б.- Люди и положения.
Автобиографический очерк. Журнал Новый мир, 1967. №1.-с.210.