Психология общения Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Морально-психологический климат в коллективе и факторы его оформления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Понятие «морально-психологический климат» 4

2 Факторы и особенности формирования морально-психологического коллектива 7

3. Пути и методы создания здорового морально-психологического климата в коллективе 9

Заключение 12

Список литературы 13

  

Введение:

 

В связи с происходящими в современном обществе изменениями возникают новые требования к профессиональным коллективам коллективам. Необходимость переходить к новым формам и методам взаимодействия, освоение инновационных тенденций в профессиональной деятельности, уход от традиционных подходов, безусловно, создают напряжение между членами профессионального коллектива, что способствует возникновению нездорового морально-психологического климата. Для нормального функционирования профессионального коллектива, успешного осуществления каждым специалистом своих функций необходимо создание в нем благоприятной психологической атмосферы, здорового морально-психологического климата.

Морально-психологический климат — интегральный показатель уровня развития трудового коллектива. Ясное понимание и принятие членами коллектива его основных целей и задач, достаточная гибкость в выборе средств и способов их достижения характеризуют высокий уровень развития коллектива. Эти же показатели служат основой формирования положительного морально-психологического климата.

В современных социально–экономических условиях часто встречаются неблагоприятные тенденции, такие как конфликтность, непонимание специалистами современных запросов общества и государства и т.д. Соответственно возникает проблема: какие методы работы позволят максимально эффективно формировать здоровый морально-психологический климат в педагогическом коллективе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Морально-психологический климат представляет собой значимый аспект, обуславливающий успешность или неуспешность функционирования любого трудового коллектива. Здоровый морально-психологический коллектив является фактором, обеспечивающим высокую работоспособность и эффективность профессиональной деятельности представителей трудового коллектива, высокую сплоченность трудового коллектива, желание его членов развиваться и осваивать новые тенденции и т.д.

Здоровый морально-психологический климат можно считать основой, в свою очередь, для формирования положительного трудового настроя каждого участника коллектива, профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Высокий уровень сформированности коллектива позволяет также достигнуть высокого уровня сплоченности его членов, готовности к слаженной командной деятельности по решению профессиональных задач, адекватной профессиональной самооценке, и т.д.

Современные социально-экономические особенности функционирования профессиональных коллективов детерминируют необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на нормализацию морально-психологического климата в профессиональном коллективе. Одним из наиболее эффективных методов такой деятельности может считаться социально-психологический тренинг, который за счет своей практической направленности позволяет успешно преодолевать неблагоприятные тенденции в коллективе, формировать у участников коллектива конструктивные стратегии взаимодействия и поведения в конфликте.


 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие «морально-психологический климат»

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированности — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5) организованностью, то есть — упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов;

Единый подход к определению термина «морально-психологический климат» в научной литературе отсутствует. Неоднозначность трактовки понятия морально-психологического климата обусловлена вариативностью различных подходов к его сущности и содержанию. Тем не менее, исследование дефиниции «морально-психологический климат» в современной науке представлено с психологических, социальных, нравственных и других позиций.

Так, Е.С. Кузьмин полагает, что категория «морально-психологический климат» представляет собой больше психологическую категорию и определяет «характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе» [5].

Похожей позиции придерживается В.М. Шепель, раскрывая сущность климата коллектива, в первую очередь, как «эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей» [9]. В свою очередь, И.Н. Асеева определяя понятие морально-психологического климата, рассматривает его в двух аспектах: психологическом, который раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологическом, который проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [1].

Современная отечественная наука содержит, как минимум четыре подхода к сущности данных категорий. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Н.Н. Обозов, А.К. Уледов) климат рассматривается как социально-психологический феномен, состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями работы, методами стимулирования труда. Под социально-психологическим климатом представители данного подхода понимают такое социально-психологическое состояние группы, которое отражает характер и направленность реальной психологии всех членов организации [8].

Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) отмечают, что важной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой, т.е. климат понимается как общее настроение группы людей [4].

Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.Д. Грибов) анализируют социально-психологический климат через особый стиль взаимоотношений людей, находящихся в контакте друг с другом. В процессе формирования климата складываются межличностные отношения, определяющие психологическое самочувствие каждого члена группы [3].

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах психологической совместимости членов группы, их, сплоченности, наличия общих обычаев и традиций [2]. Именно он и является среди рассмотренных подходов наиболее близким нам, поскольку отражает составляющую морали и психологической общности челнов коллектива.

Б.Ф. Ломов в понятие «морально-психологический климат» включает в него «систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива» [6]. Данная трактовка может считаться наиболее полной, поскольку помимо психологической и социально-психологической стороны отражает характер нормативной регуляции действий персонала в трудовом процессе.

Таким образом, можно заключить, что морально-психологический климат представляет собой систему факторов индивидуально-личностного и общественного порядка, обусловленных психологией поведения и нормам морали людей, определяющих межличностные отношения членов коллектива.


Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы