Педагогика Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Монашеские уставы как историко-педагогические источники

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………3
1. Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики……4
2. Монашеские уставы как историко-педагогические источники..17
3. Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни…10
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………13

  

Введение:

 

Социально-экономические преобразования, которые произошли в конце ХХ века в России, затронули все сферы жизни общества, в том числе и в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема воспитания молодежи во все времена находилась в центре внимания общественности. Ее решением занимались педагоги, психологи, семья, общественные и государственные деятели. Важность вопросов воспитания определяет будущее любого государства, т.к. от этого зависит благополучие и процветание страны.
Первые школы существовали еще в V веке при монастырях, где мальчиков и юношей обучали в основном тем знаниям, которые были необходимы монастырям. В 1990-е гг. были предприняты попытки предать забвению русские православные ценности, положа в основу всех реформ ценности Запада.
В результате подражания чужой культуре молодые люди, родившиеся в России в конце ХХ-начале XXI вв., все чаще проявляют отсутствие веры в собственные силы, пренебрежение к русскому языку, русской природе, русской культуре. Педагоги отмечают сегодня у молодых людей недостаточное развитие чувства патриотизма. Поэтому изучение роли монашеских уставов в воспитании молодежи и формировании единства и целостности России является очень актуальным.
Цель данного исследования – изучить особенности воспитания подростков в древнерусских монастырях.
Предмет исследования – принципы, содержание и методы православной педагогики.
Объект исследования — православное воспитание в России.
Задачи исследования:
— изучить особенности православного воспитания в России;
— рассмотреть сущность монашеских уставов;
— изучить педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение сущности и принципов деятельности монастырских уставов были сделаны определенные выводы.
Социально-экономические преобразования российской действительности затронули все сферы общества. Большие изменения в воспитании подростков, произошедшие в период реформ, привели к появлению пренебрежения ко всему русскому и отсутствию у подростков чувства патриотизма. Современные педагоги могли бы взять себе на вооружение те благотворные традиции, которые были сформированы в монастырских уставах, выступающих первыми создателями педагогики и школы.
В ходе исследования был изучен вклад монастырей в развитие отечественной педагогики, проанализированы методики и средства монастырской педагогики.
Изучение содержание и принципов формирования монастырских уставов показало, что они выступали своего рода кодексом поведения всех обитателей монастыря, направляя их деятельность на службу Богу и очищению своей души.
Рассмотрена деятельность обители — Глинской пустыни, выступающей в настоящее время ядром духовно-нравственного просвещения всех русских людей. Показана роль современной обители в нравственном воспитании подростков и в экономике страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики
Православным воспитанием молодежи и подростков в России всегда занимались государство и церковь, которые, прежде всего, заботились о духовном воспитании общества. Цель такого воспитания — надлежащее исполнение православных установлений. Для достижения этой цели церковь и государство сформировали и поддерживали такие общественные институты, как семья, школа, система профессионального воспитания.
Православие на Руси всегда являлось духовной и нравственной основой общественной жизни, а также мировоззрением русского народа. Церковь, выступая в качестве особого «института богослужения», оказывала влияние на все сферы жизни общества, формируя духовную составляющую каждого человека и его отношение к Богу и другому человеку [4].
Службы, проводимые в Древней Руси Православной Церковью, выступали важнейшим средством воспитания русского народа. Их цель – нравственное развитие человека. Поэтому духовность священников являлась непосредственным примером для каждого православного. Она формировалась много десятилетий, и главным фактором ее развития стала дисциплина Церкви, которая формировала все стороны общественной жизни.
Для воспитания подростков и церковь, и государство были заинтересованы в развитии школ. Следует отметить, что школы, существовавшие еще до существования христианства, в период правления Владимира Великого были открыты при каждой церкви. Постепенно изменяется их организация, а также содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Основу содержания образования составляло православие [3. C. 43].
Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению по Псалтири. Каждый преподаваемый предмет имел, в первую очередь, христианское содержание, развивая у русского народа христианского мировоззрения.
Со временем благодаря усилиям Церкви и государства православие, выступая основой древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.
В основе православного воспитания лежала вера в Бога. Первые монастырские учителя своим жизненным примером выступали образцами жизни, обучая словом и молитвой. В качестве основного метода обучения выступал метод наглядного обучения, который был естественным.
Церковь также наставляла и родителей соблюдать все правила общественной жизни, почитать старших, заниматься воспитанием нравственности у своих детей.
Таким образом, церковные устои привносились в мирскую жизнь не только через воспитанников монастырей, но и через их родителей.
Среди наиболее распространенных методов воспитания, применяемых в монастырях, — это тщательное ограждение детей от вредных соблазнов, упражнение детей в добрых делах. Не менее важными методиками стали следующие [7]:
— акроаматический, т.е. изложение знаний;
— эратематический, заключающийся в том, чтобы на вопрос учителя прозвучал ответ ученика;
— катехизический, эвристический, диалогический, которые способствовали усилению воспитательной направленности процесса обучения.
Средствами православного воспитания всегда были:
— взаимодействие с церковнослужителями;
— осуществление церковных таинств (покаяние, причащение);
— многочасовые моления;
— изучение жизни святых угодников;
— соблюдение постов и общей дисциплины;
— христианское отношение к природе и жизни других людей;
— соблюдение христианских норм нравственности.
Еще в период средних веков дети обучались в разных школах:
— монастырских;
— соборных;
— приходских.
В школах, существующих при монастырях, давалось более полное образование. Иногда в монастырях были свои библиотеки, где ученики переписывали книги. Кроме того монастыри за своими пределами открывали школы для мирских жителей. Мальчики-подростки, посещавшие эти школы, изучали основы грамотности, богослужебные песни, учили латынь, а также основы математики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы