Контрольная работа на тему Монархическая форма правления (на примере конкретного государства-любое).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
I. Институт датской монархии в исторической ретроспективе 5
II. Место монархии в системе государственной власти Дании 9
Заключение 14
Список источников и литературы 15
Введение:
В политическом отношении минувший XX век был пронизан, в числе прочего, борьбой двух начал – монархического и республиканского. Казалось бы, республиканская идея в абсолютном большинстве европейских стран одержала убедительную победу над традиционными монархическими ценностями, вступающими в противоречие с идеями народовластия и демократии. Так произошло во Франции, Италии, Германии, Финляндии, Румынии, Болгарии и целом ряде других стран. Однако остались государства, в которых, несмотря на веяния времени, монархическая традиция устояла и существует по сей день. Это относится в первую очередь к странам Скандинавского региона – Норвегии, Швеции и Дании, сумевшим совместить древние монархические традиции с современными демократическими либеральными ценностями. Особенно характерна в этом отношении Дания – самое старое королевство Европы, олицетворяющее социальный прогресс и гармоничное сочетание исторических начал с требованиями современной жизни.
Политическая система скандинавских стран, составной частью которой является институт монархии, с давних времён обладает своей особой региональной спецификой, и потому привлекает особое внимание специалистов-международников, а также всех, кто интересуется историей и сегодняшних днём Европы и её отдельных стран и регионов. Поэтому данная тема и сегодня продолжает сохранять свою актуальность.
Объектом настоящей работы является политическая система Дании, субъектом – существующий в этой стране институт монархии. Задача работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность монархической формы правления на примере скандинавского государства Дания, решив при этом следующие задачи:
– кратко рассмотреть историческую эволюцию датской монархии, определившую её сегодняшний облик;
– проанализировать статус и полномочия современного института монархии в Дании, и его месте в социально-политической системе страны;
– охарактеризовать причины популярности монархической идеи в Дании.
В работе использованы труды авторов, в которых содержатся материалы по рассматриваемой нами теме – С.В. Пушкарёва, М.А. Исаева, М.А. Могуновой, Ю.В. Кудриной . В качестве источников использованы законодательные материалы, в первую очередь текст действующей ныне конституции Дании .
Хронологические рамки работы, в целом, соответствуют современному периоду. Выход за эти рамки допускается при описании эволюции института датской монархии в исторической ретроспективе.
Работа состоит из двух разделов. В первом разделе освещается исторический процесс становления института монархии в Дании, во втором анализируется его роль в современной жизни этого государства. При этом анализируются существующие на сегодняшний день закреплённые в основных законах правовые функции датских монархов, их роль в общественно-политической жизни своих стран, порядок престолонаследия.
В заключении сформулированы выводы работы.
Заключение:
Итак, мы рассмотрели основные особенности института монархии в Дании и место монархии в её современной социально-политической системе. В этой стране после периода абсолютистского правления исторически сложилась дуалистическая система государственной власти. Полномочия всех сторон политической системы – монарха, правительства и парламента – относительно сбалансированы, и ни одна из сторон не имеет явного перевеса. Король правит страной совместно с парламентом, вносит и подписывает принятые законы, формирует правительство и управляет его деятельностью, руководит вооружёнными силами, ежегодно обращается к народу с предновогодними поздравлениями.
Статус короля и королевской семьи в Дании очерчен достаточно чётко, их права, обязанности и условия правления сформулированы в Основном законе (конституции) и Акте о престолонаследии. В соответствии с ним наследником становится старший потомок монарха, независимо от гендерной принадлежности. И надо сказать, что установленный порядок соблюдается достаточно точно, что служит залогом политической стабильности и общественного спокойствия в стране. Поэтому дальнейшая судьба, по крайней мере в текущем столетии, датской монархии опасений практически не вызывает. В любом случае очевидно, что в XXI в. эту судьбу будет определять правление будущего монарха – наследного кронпринца Фредерика.
В целом, на примере Дании видно, что монархическая форма правления вовсе не является в современном мире каким-то архаизмом, пережитком прошлого. Ведь только монарх, как подлинный символ нации, может при успешном правлении обрести подлинное величие и объединить вокруг своего трона воедино разные поколения и связать между собой разные исторические эпохи.
Фрагмент текста работы:
I. ИНСТИТУТ ДАТСКОЙ МОНАРХИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
История института монархии в скандинавских странах зародилась в глубокой древности. Самым старым европейским королевством является Дания, и первые датские монархи правили более тысячи лет назад. Далёкими предшественниками нынешней королевы Дании из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондебург-Глюксбург Маргарете II, родившейся в 1940 г., являются короли X в. Горм Старый, Харальд Синезубый и Свен I Вилобородый.
В истории и шведской, и датской монархии были сходные периоды, связанные то с усилением абсолютизма, то с развитием конституционных начал. Например, в Швеции с 1680 г, когда на сессии государственного совета была аннулирована конституция и провозглашена абсолютная власть короля, господствовала эпоха Великодержавия, то есть абсолютной монархии. Закончилась она лишь после целого ряда внешнеполитических поражений Карла XII в Северной войне, когда по Конституции 1719 г. власть короля была существенно ограничена. Соответственно, в начале 20-х гг. в стране установилась власть парламента, а позже, во второй половине века – своеобразное двоевластие, симбиоз управления страной в лице короля и парламента (риксдага). «Акт этот для того времени, бесспорно, был революционным и, кроме того, отразил один из принципов правотворческого процесса – своевременность. Аристократия Швеции после смерти Карла XII взяла власть в свои руки и стремилась укрепиться на ее вершине. С этой целью в королевстве решено было поменять основной закон», – отмечает А.Г.Осяев . В 1721 году в Швеции снова настал мир, и великодержавная эпоха Швеции как владычицы Балтийского моря завершилась.
Датская монархия, будучи изначально выборной, перешла к абсолютизму в XVII в., а точнее в 1665 г. Именно тогда, с принятием Королевского закона, Дания была объявлена наследственной монархией с широкими прерогативами королевской власти и строгим порядком престолонаследия. Но положение о неограниченности королевской власти и невозможности замены монарха сыграли злую шутку. В 1746 г. на престол вступил Фредерик V, который, хоть и отличался человеколюбием и гуманизмом, не обладал ни способностями, ни волей для управления государством (и к тому же с молодых лет погряз в безудержном разврате и пьянстве). И хотя народ по-прежнему любил своего «добрейшего» короля, не обидевшего понапрасну ни одного человека, жизненные силы монарха иссякли раньше времени. В сорокатрёхлетнем возрасте он мирно опочил в своём копенгагенском дворце Кристиансборг. В стране же разразился тяжёлый экономический кризис.
Еще больше кризис обострился, когда в 1766 г. королем стал Кристиан VII, у которого все больше и больше проявлялось слабоумие. Борьба в придворных группировках шла вокруг доступа к формально всевластному королю и возможности заполучить его подпись под указами. В целом, уже в середине XVIII столетия абсолютистский строй Дании оказался в состоянии постоянного и глубокого кризиса. Тем не менее, абсолютистский период продлился до сер. XIX в., то есть до принятия в 1849 г. демократической конституции, по которой Дания превратилась в конституционную монархию. Конституция Дании 1849 года наконец-то установила дуализм власти с перевесом ригсдага над королевской властью.
Датский абсолютистский режим трансформировался в конституционный во многом под влиянием охватившей Европу революционной волны (и особенно революции 1848 г. во Франции). После последовавшего затем короткого периода ослабления королевской власти между ней и парламентом установилось относительное равновесие. Дуалистическая модель государственной власти в Дании была, в целом, закреплена в конституции 1866 г. В целом, в 60-е XIX века датской монархии удалось укрепить свои позиции, поэтому возник баланс. Во многом данные перемены в политическом устройстве Дании были обусловлены влиянием антиабсолютистских и антифеодальных идей, лежавших в основе охватившей Европу в середине XIX в. революционной волны. Как справедливо подчёркивает М.А. Исаев, именно в это время в политическую систему Дании внедрился институт сословного представительства , что, без всякого сомнения, имело очень важное значение.
По Конституции 1866 г. законодательная власть принадлежала парламенту (риксдагу), который имел две палаты – нижнюю (фолькетинг) и верхнюю (ландстинг). Король имел право назначать и увольнять министров, а также всех чиновников. Он мог распускать и созывать парламент, издавать в промежутках между сессиями парламента временные законы. Без согласия короля не мог вступить в силу ни один закон. Однако теперь подпись короля на любом правительственном документе была действительна лишь при наличии на нём подписи премьер-министра.
В целом, в Дании, как и во всех Скандинавских странах в первой пол. XIX в. был установлен дуалистический режим, для которого, как уже отмечалось выше, свойственно совместное управление страной монархом и парламентом. Как отмечает М.А. Могунова, «вся история Скандинавских стран – это борьба за парламентаризм» . Эта борьба, особенно интенсивно происходившая в XX в., привела в Дании к демократизации народного представительства, в частности, путём его превращения из двухпалатного в однопалатный, а также к отмене гендерных ограничений практически во всех сферах государственной жизни. Именно в начале XX в. в Дании сформировалась та социальная модель, которую ныне принято называть гражданским обществом. «Процесс этот шёл снизу, в него были включены все граждане, где бы они ни жили – в столице или в маленькой деревне, он затронул все стороны общественной и частной жизни – производство, семью, досуг» . Произошла демократизация политической системы, и королевская власть частично попала под контроль парламента и правительства (в соседней Швеции этот контроль стал полным).
В целом можно сказать, что историческое развитие института монархии в Швеции и Дании характеризовалось как наличием общих черт, так и различий. В обеих странах во второй пол. XVII в. установились абсолютистские режимы. В Швеции «Период Великодержавия» просуществовал сравнительно недолго, прежде всего из-за неудачного правления Карла XII, потерпевшего поражение в длительной Северной войне. Попытки его наследников на королевском престоле восстановить абсолютистские порядки успехом не увенчались. В Дании же абсолютистский режим просуществовал до сер. XIX в. и трансформировался в конституционный во многом под влиянием охватившей Европу революционной волны (и особенно революции 1848 г. во Франции). После последовавшего затем короткого периода ослабления королевской власти между ней и парламентом установилось относительное равновесие. Дуалистическая модель государственной власти в Дании была, в целом, закреплена в конституции 1866 г.