Контрольная работа на тему Модернизация современного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Реферирование статей. 8
Статья №1. 8
Статья №2. 10
Статья №3. 13
Статья №4. 15
Статья №5. 18
Список литературы.. 20
Введение:
Актуальность.
Система
образования должна идти в ногу со временем, ускоренно осваивать инновации и
технологии, быстро адаптироваться к запросам и требованиям изменяющегося мира. Соответствие содержания образования
потребностям развития цивилизационных и культурных процессов — проблема вечная
и перманентная. Она периодически возникает не только в отечественной, но и в
мировой образовательной системе.
В ходе своего исторического развития
отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, которые в разной
степени и в различных аспектах меняли его направленность, содержание,
структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой
стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить
преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время
конкурентоспособность в современном мире.
Из этого следует, что поиски
оптимальных моделей образования, адекватных современному типу культуры и
отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных
проблем отечественной педагогики. Кризис, лежащий внутри самого образования, в
его методологических основаниях, обусловлен переходом от
знаниево-просветительской парадигмы к культуротворческой парадигме, от человека
образованного к человеку культуры, от абстрактно понимаемого социального заказа
к нуждам и запросам самого развивающегося человека.
В настоящий период отечественная
система образования переживает процесс модернизации, целями которого являются:
повышение качества образования, соответствие его современным общественным и
мировым тенденциям, улучшение условий труда педагогов. Поэтому современное
положение деятельности педагога отмечено частым и объемным внедрением
различного рода новшеств. Новации в развитии образовательных организаций
подразумевают наличие многообразия и изменения инструментов, форм и методов
организации работы, что, в целом, требует изучения концептуальных новшеств.
Проблематика модернизации
образования показывает, что вопрос о его внедрение и реализации в современном
научном сообществе остается достаточно актуальным и широко обсуждаемым.
Ключевым замыслом модернизации
образования является идея развития, где главный элемент – это человеческая
личность. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в
традиционных социальных институтах, образование становится активным.
Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и
личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование
знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность
к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к
общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на
создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых
обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и,
которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к
реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Модернизация образования – это сложный,
целостный процесс, направленный на совершенствование учебно-воспитательной
деятельности с целью достижения управляемого позитивного качественного
изменения всей образовательной системы.
Модернизация образования – это системное
качественное изменение, которое включает следующие аспекты:
— интеллектуализация
учебной деятельности;
— фундаментализация
образования;
— инновационные
процессы;
— информатизация;
— новые
технологии и методы компьютеризации, меняющие в силу новых задач доминанту
развития внутреннего потенциала образования.
Модернизация образования – это
многоплановая трансформация всех элементов учебно-воспитательной работы на
принципиально новых идеях, методах, теориях, концепциях, моделях.
Онтологические основания
модернизации образования – это такие реальные изменения в общественном развитии
общества, как бурный рост и обновление информации; высокие достижения
научно-технического прогресса; развитие информационных технологий; массовая
компьютеризация сферы производства, образования, науки, культуры, быта;
превращения информации и научных знаний в основной экономический и стратегический
ресурс.
Процесс модернизации системы
образования в России – это результат вхождения отечественного образования в
Болонскую систему, для которого характерны существенные изменения в
педагогической теории и практике.
Общеметодологическими принципами их
модернизации становятся следующие принципы:
— гражданская
и гуманистическая направленность содержания образования;
— общеобразовательная
направленность учебного материала;
— связь теоретического
материала с практикой перемен в социуме;
— системообразующий
принцип в подборе учебного материала;
— интегративность
изучаемых курсов;
— развивающий
характер обучения;
— гуманитарно-этическая
тенденция содержания образования;
— взаимосвязанность
и взаимообусловленность смежных курсов;
— эстетические
аспекты содержания образования.
Для современного этапа модернизации
намечены следующие тенденции:
— государственная
политика в области образования;
— развитие
научно-методической основы образования;
— введение
компетентностного подхода;
— цифровизация
образовательного процесса;
— подготовка педагогических
кадров.
Важно отметить, что цель
государственной политики в сфере образования направлена на повышение
доступности качественного образования, которое соответствует требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина. Реализация данной цели предполагает решение ряда приоритетных
задач:
— обеспечение
инновационного характера базового образования, в т. ч. обновление структуры
сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
— обеспечение
компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических
умений;
— развитие
вариативности образовательных программ;
— модернизация
институтов системы образования как инструментов социального развития, в т. ч. создание
системы образовательных услуг, которая обеспечивает раннее развитие детей
независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
— обеспечение
эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию
творческого потенциала молодежи;
— создание
образовательной среды, которая обеспечивает доступность качественного
образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями
здоровья; — создание
современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки
профессиональных кадров;
— создание
системы поддержки тех организаций, которые предоставляют качественные услуги
непрерывного профессионального образования;
— формирование
механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием
потребителей;
— участие в
международных сопоставительных исследованиях путем создания прозрачной,
открытой системы информирования граждан об образовательных услугах;
— создание
полноценных условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные
организации.
На данный момент образовательные
учреждения вводят элементы модернизации в свою деятельность, но практика
преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся
потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы
развивать образование, нужно свободно ориентироваться и оперировать такими
понятиями, как «модернизация», «компетентностный подход», «компетенция»,
«компетентность», «инновация», «инновационный процесс»,
«личностно-ориентированное образование».
Таким образом, представляет интерес
анализ основных направлений модернизации образования на современном этапе
развития.
Цель данного реферата – провести
анализ современных исследований процесса модернизации образования.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Реферирование статей
Статья №1
Статья «Проблемы обновления регионального
образования».
Авторы статьи: Д.А.
Данилов, А.Г. Корнилова. Статья взята из журнала «Педагогика» за 2017, № 7, с.
51-55.
Как видно из названия, в
статье рассматриваются фундаментальные основы обновления регионального
образования в условиях глобализации, проводится анализ возникающих при этом
проблем. Приоритетность воспитания в содержании образования рассматривается как
один из основных путей обновления регионального образования.
В статье исследуются
проблемы, связанные с особенностями регионального образования, которые
проявляются, прежде всего, в правильном соотношении этнического и
общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального
аспектов в обучении, воспитании и развитии детей.
В данном исследовании
отсутствует использование иллюстративного материала.
В начале статьи
раскрывается актуальность обновления образования в регионах, что связано с
территориальными особенностями нашей страны, занимающей огромную территорию,
расположенную в разных природно-климатических зонах; с ее многонациональностью,
со сложными, имеющими глубокие исторические корни национально-этническими
традициями.
Далее в статье на примере
программы
опытной работы в разных районах Республики Саха (Якутия) проанализирован социальный
характер воспитательной системы, основной задачей которой является интеграция
осуществляемых в социуме воздействий в целостный педагогический процесс,
направленный на развитие личности обучающегося.
В данной программе автор описывает
ее основу – культурологическую стратегию развития образования, согласно которой
образование трактуется как приобщение к общечеловеческой культуре, а
культуросообразность становится ведущим принципом воспитания.
Автор подтверждает свои
мысли конкретными примерами из опытного исследования регионального образования
в Якутии. Так, в опытной работе уделяется большое внимание приобщению учащихся
(в первую очередь младших школьников) к природе, общению с ней; к пониманию
языка природы, т. к. это связано с особыми климатическими условиями этого
региона. Автор обращает внимание на тот факт, что, практически, все учебные
предметы должны знакомить учащихся с природным и социоприродным окружением.
Автор подчеркивает, что в
разработанной программе предусматривается использование образовательных
технологий «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения»,
«коллективного взаимообучения», «модульного обучения», «проектной деятельности»
и др., которые направлены на развивающее обучение и позволяют построить учебный
процесс с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
Исследователь подробно
описывает применение трудовой деятельности разного направления с учетом
возрастных особенностей детей (как пример, в начальных классах школ арктической
зоны ведется активная работа по охране природы; деятельность сельских школ
направлена на профильную подготовку к сельскохозяйственному производству).
Рассматривая проблему
регионализации образования, ученый предлагает исходить из следующих положений:
– образовательное
пространство страны едино, в нем региональное отражает культурное поле
исторической жизни того или иного народа;
– только в традиционных и
устойчивых структурах жизнедеятельности сохраняются генетический потенциал,
этническая самобытность и самоценность в системе мировой цивилизации индивида,
стереотип поведения, который соответствует его этносу и его личности как
представителя данного народа.
Исходя из опытной работы
в Республике Саха, автором делается вывод, что рациональным условием
совершенствования и модернизации образования является его регионализация на
основе обогащения организации, содержания, технологии обучения и воспитания путем
применения местной социальной, производственной, этнической специфики.
Таким образом, описанные результаты
исследования имеют практическую значимость, т. к. позволяют обогатить
педагогический процесс спецификой региона, проявляющейся в различных сферах
жизни и деятельности людей, с опорой на лучшие воспитательные традиции.
Можно подтвердить правильность
точки зрения автора статьи на то, что решение проблем, связанных с развитием
образовательной системы в каждом регионе, базируется на правильном соотношении региональных
и федерального факторов.