Контрольная работа на тему Модели возрастной периодизации развития личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Представление о периодизации психического развития 5
2.Характеристика моделей возрастной периодизации зарубежных авторов 7
3 Отечественные модели возрастной периодизации 13
Заключение 20
Введение:
В психологии, особенно в возрастной психологии всегда вызывали споры концепции периодизации человеческого развития. Периодизация является основным и наиболее важным вопросом.
Начиная от рождения и до завершения жизненного пути психические процессы и свойства человека постоянно изменяются: происходит накопление количественных изменений, которые переходят в качественные, эти процессы чередуются и практически не останавливаются в течение всей жизни человека.
В данном случае периодизация психического развития будет выступать как выделение в непрерывном потоке формирования психических и личностных характеристик определенных этапов, на которых происходят какие-либо типичные для каждого человека преобразования. Авторы разных периодизаций выбирают разные основания для ее создания: это может быть определенный внешний критерий, один или несколько параметров психической деятельности человека. Однако суть периодизации все равно заключается в выделении ряда стадий, на которых происходят определенные изменения в психике, что позволяет ей выйти на новый уровень функционирования.
Можно привести несколько аргументов, доказывающих важность создания подобных периодизаций.
Во-первых, понимание того, какая сфера должна развиваться в то или иное время и какие новообразования психики должны возникнуть к следующему периоду, являются основанием, котором строятся научные представления о нормальном развитии ребенка и об отклонениях в развитии.
Так, понимание того, что развитие речи происходит наиболее активным образом в период дошкольного возраста, дает возможность составить полноценное представление о том, какие стороны и характеристики должны сформироваться, и соответственно, определенным образом измерить реальный уровень развития речи, выделить проблемные аспекты.
Также, к примеру, исследователи понимают, что происходит с развитием той или иной функции при наличии определенных патологий (нарушении слуха, органических поражениях мозга, нарушениях зрения и т.п.). Это позволяет понять, происходит отставание, искажение в развитии той или иной речевой и любой другой психической функции, иными словами, какой характер приобретает развитие речи. Более того, выделение в дальнейшем одного из описанных нарушений становится диагностическим признаком, позволяющим обнаружить стертые формы каких-либо нарушений.
Также следует сделать акцент на таком феномене как одаренность. Соответственно, выделение этапов психической периодизации и закономерностей на каждом из них, позволяет выстраивать научные представления об особенностях психического развития ребенка, развивающегося в рамках нормы, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, одаренного ребенка.
Каждый этап психического развития, помимо определенных новообразований и изменений психических функций, можно описать такими закономерностями, как наличие ведущей деятельности, ведущей формы мышления, определенный уровень развития внимания, памяти.
Актуальность вопрос периодизации не потерял и на сегодняшний день. Существуют множество концепций возрастной периодизации, и они основываются на различных критериях периодизации. И в зависимости от того какая концепция принимается за основу выделяются разные периоды в жизни человека.
Цель: проанализировать существующие модели возрастной периодизации развития.
Задачи: 1) Проанализировать основные подходы к составлению периодизаций возрастного развития, их значение для науки;
2) Описать модели возрастной периодизации зарубежных ученых;
3) Охарактеризовать модели возрастной периодизации, разработанные отечественными исследователями.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Вопрос периодизации интересовал очень многих ученых в области психологии. Это связано с многими аспектами: и формированием полноценных представлений о человеке, и необходимостью выделения параметров нормы и патологии развития. Также на основании закономерностей периодизации происходит разработка основных форм и оснований развивающей деятельности и форм обучения в каждом возрастном периоде.
В настоящее время не существует единой концепции возрастного развития. Каждый исследователь создает свою модель возрастного развития в русле той психологической концепции, которой он придерживается.
Основания для выделения этапов возрастного развития выбираются самые разные: от особенностей психосексуального развития до ведущих видов деятельности. При этом следует отметить, что большей объективностью обладают те теории, в которых в качестве основания для разграничения этапов развития берутся несколько параметров, нежели те, где в основание дифференциации положен один параметр.
Кроме того, модели возрастного развития классифицируются в зависимости от их взаимосвязи с обучением на три группы: обучение опережает развитие, развитие опережает обучение, обучение не связано с развитием.
В российской науке основным критерием, на котором базируются концепции периодизации возрастного развития, выступает понятие ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, который является основным для данного возрастного периода, и внутри которого происходит формирование соответствующих новообразований личности, а также различных ее качеств и свойств. В каждом возрастном периоде может быть четко выделен тот или иной вид ведущей деятельности: эмоционально-непосредственное общение со взрослым в младенческом возрасте, предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте, игровая деятельность в дошкольном возрасте и т.д. Четкое представление о ведущей деятельности позволяет понимать ту деятельностную основу, на которой можно выстраивать обучающую и развивающую деятельность с ребенком. Кроме того, недостатки ведущей деятельности часто являются признаком или источником проблем развития, как, например, в подростковом возрасте, а соответственно, знания о ней необходимы для осуществления эффективной терапевтической деятельности при необходимости. На основе ведущей деятельности строятся и терапевтические методики по преодолению выявленных недостатков.
Соответственно, в современной психологической науке существует огромное разнообразие моделей возрастного развития. Это может быть обусловлено значительной сложностью и многоаспектностью такого феномена, как возрастное развитие.
Фрагмент текста работы:
1. Представление о периодизации психического развития
Наиболее значимые труды по периодизации принадлежат отечественным психологам Д. Б. Выготскому и Л. С. Эльконину. Проблемами периодизации занимались. Ж. Пиаже, З. Фрейд, Р. Заззо, П.П. Блонский, Э.Эриксон, К. Геттинсон, А.Гезелл, Клапаред и другие.
Научно обоснованная возрастная периодизация обладает как теоретической важностью, являясь фундаментом для структурирования и систематизации имеющихся данных о формировании психики человека, так и прикладным назначением. Представление об особенностях возрастной периодизации является базой всей возрастной психологии и необходимо для любой образованной личности, а для педагога – одним из центральных компонентов профессионализма [1].
В каждой концепции периодизации дифференцируются определенные критические периоды, иными словами, переходные периоды развития. Эти периоды соотносятся с возникновением определенных кризисов.
Периодизация имеет огромное значение для психодиагностики и коррекции поведения человека, так как установление соответствующего периода развития индивида содействует в решении вопроса, какие кризисы и возрастные трудности он переживает в данный момент и позволяет разработать адекватную стратегию по преодолению данных трудностей. Соответственно, правильность и объективность параметров периодизации получает особую актуальность и значимость.
Дифференциация процесса развития личности на этапы позволяет более глубоко представлять цикличность в развитии и особенности различных периодов формирования и развития человека. Определение периодов и их содержание, их временные рамки однозначно трактуются понятием автора периодизации о самых значительных, важных сторонах развития.
Дифференцируют три типа развития: биологическое, психическое и личностное. Периодизация психического развития – выделение общих законов в развитии человека. Каждый временной период обладает определенной важностью и находится на определенной позиции в жизненном цикле развития человека. Если для ребенка в возрасте двух лет отставание в развитии на полгода очень серьезно, то для шестилетнего ребенка это отставание не столь значительно, а для шестнадцатилетнего – малозначительно [1]. Разграничение этапов по определенному параметру является весьма субъективным и выбор параметра обуславливается только личными представлениями исследователя о важности данного параметра в развитии субъекта. Соответственно, максимально объективной можно считать такую периодизацию, в основании которой лежит несколько параметров.