Контрольная работа на тему Модели культуры 19 века. Традиционные и периферийные варианты культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 6
2. МОДЕЛЬ МИРОВОЙ И ПЕРИФЕРИЙНЫХ КУЛЬТУР В 19 ВЕКЕ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТОГО ПЕРИОДА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 18
Введение:
Актуальность темы определяется неоднозначными процессами в сфере культуры в наше время. Во-первых, глобальная культура массофицирует индивидуальное сознание; личность оказалась в лабиринтах виртуальной культуры; виртуальные образы массовой культуры деформируют идентичность сознания человека, подменяя фундамент, на котором основывается его идентичность, – этно национальную культуру, — «эрзац»-образчиками. Калейдоскопичность виртуальных культурных образов приводит к необратимым последствиям в психо-эмоциональной сфере личности. Во-вторых, деятели науки, искусства и литературы, образования, духовные лидеры народа, сегодня призваны встать на защиту народной культуры. И в этой сфере важное значение имеет наша проблема, которая раскрывает исторический характер культуры как мировой, так и региональных, локальных культур.
Церковь в России в 19-ом веке способствовала прочности структуры монархизма. Деятели искусства и литературы в России в 19-м веке оказались на культурном раздорожьи. Дискуссия в среде «славянофилов» и «западников» в 30-40-ые годы обозначила необходимость определения путей развития русской культуры. Пореформенная культура находилась в состоянии брожения, особенно в период реформ 70-ых годов. «Передвижники» и демократическая литература от Герцена до демократов 70-80-ых гг. показали потенциал крестьянства и разночинцев. Социал-демократия и марксисты в России ориентировались на пролетариат – истинно революционную классовую силу. Были использованы работы К. Маркса, Ф. Энгельса – как идеалы социальных свершений в Европе. Однако, при этом, российские революционеры меньше внимания уделяли национальным культурам периферий России – на Западе, Юге и Востоке. Многонациональный характер культуры России опирался на монархический идеологический фундамент. События 1905-07 гг. показали невозможность решения демократическим путём национальных и культурных проблем. Массовая миграция крестьян из Юго-Западной России за Волгу предопределила их национально-культурную судьбу. Мировые события 1914-18 гг. перекроили геополитическую и геокультурную карту мира. Прусский мир был упреждён силами РККА. Восторжествовал интернационализм. В дальнейшем возникло евразийство. В Европе родилась антикультура фашизма. В 20-30-40-ые годы в СССР была создана культура социалистического реализма; в Конституции 1977 года было зафиксировано понятие «советский народ», «советский человек». События после 1991 года развели культурные потоки в их автохтонные русла. Сегодня культура России – многонациональная, и сегодня главной задачей этой культуры есть сохранение традиций культуры дореволюционного периода с их видоизменёнными трансформациями относительно глобального информационного общества. Общество глобальной культуры и информации требует рефлексии и методологического осмысления в сознании современного человека.
Цель исследования: определить основные методологические позиции в осмыслении феномена мировой культуры и его соотношения с периферийными культурами в 19-ом веке.
Задачи исследования:
1. Тезисно оценить модель мировой культуры в 19-ом веке.
2. Показать особенности культуры в России в 19-ом веке.
Методология исследования: общефилософские методы, общенаучные методы, методы в целом гуманитарных наук, и культурологи, в частности.
Состояние разработанности проблемы: труды отечественных и зарубежных учёных, литераторов, деятелей искусства. Для нашего исследования имеет значение перечень научных специальностей в РФ, особенно, гуманитарных наук: 05.25.02 Документалистика, документоведение, архивоведение; 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение; 07.00.02 Отечественная история; 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода); 07.00.07 Этнография, этнология и антропология; 07.00.09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования; 07.00.10 История науки и техники; 09.00.03 История философии; 09.00.04 Эстетика; 09.00.04 Эстетика; 09.00.05 Этика; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия; 09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры; 09.00.14 Философия религии и религиоведение; 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы); 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); 10.01.09 Фольклористика; 10.02.01 Русский язык; 10.02.02 Языки народов Российской федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); 17.00.01 Театральное искусство; 17.00.02 Музыкальное искусство; 17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство; 17.00.05 Хореографическое искусство; 17.00.09 Теория и история искусства; 22.00.06 Социология культуры, духовной жизни; 24.00.01 Теория и история культуры; 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов; 26.00.01 Теология .
Заключение:
1. Мировая культура в 19-ом веке соответствовала основным тенденциям развития капитализма: европоцентризм; демократизм; рационализм.
2. В искусстве, философии и литературе расцвёл Модерн; в дальнейшем. В Европе и США ему на смену пришёл Постмодерн. Классицизм сменился романтизмом, а далее возникли современные течения.
3. Сильный толчок получила культура в России в связи с отменой крепостного права и реформами 60-70-ых гг. Русские учёные, литераторы, художники, музыканты, историки пропагандировали в мире высокие достижения русской самобытной культуры. События 90-ых гг. – начала ХХ — го века в России вызвали волну национального определения культур западной части империи, юго-западной и восточной. Первая мировая война и революции в 1917 году абсолютно видоизменили геокультурную карту страны. Возникло новой государство и культура прочно стала на рельсы соцреализма.
4. Церковь в России в это период обеспечивала прочность духовных основ православия. Русские воины и Церковь возглавили в Европе движение за освобождение славян от ига Османской империи и Австро-Венгрии.
5. Собственно, это период можно считать наивысшим расцветом культуры постфеодального периода в России.
6. Периферийные культуры Южной Америки, Африки, Азии и Дальнего Востока испытывали колониальный гнёт со стороны ведущих капиталистических держав. События 1914-18 гг. изменили мировой культурный порядок.
Фрагмент текста работы:
Методология культуры оперирует категориями и понятиями, которые отображают закономерный, объективный характер развития культуры в определённом обществе, в определённую историческую эпоху. Культурология использует эту методологию, опираясь на методы как общефилософского, так и общенаучного характера.
Среди них имеет место моделирование. Создаётся образ – мысленная структура, которая обобщает качественные и количественные характеристики исследуемого объекта. В данном случае – это модель культуры. Эти характеристики отображают показатели развития политики, экономики, социальной жизни, и, собственно, культуры мира и периферии в 19-ом веке. В широком смысле эти показатели имеют материальный и духовный характер. Материальная культура есть отражение уровня развития науки, техники и технологии в данный период. Будем считать эти показатели мерилом развития цивилизации. Духовная культура, в целом, состоит в следующих видах: 1. Наука; 2. Философия; 3. Образование; 4. Религия и верования; 5. Искусство (по жанрам); 6. Литература.
Мировая культура 19 века, взятая в методологическом соотношении с периферийными культурами, может быть оценена со следующих позиций:
А. Европоцентризм – это оценка мировой культуры и т.д. с точки зрения европейцев. Эта традиция началась в эпоху Ренессанса, книгопечати и т.д. Кульминации она достигла в эпоху Просвещения, которая, в свою очередь, породила культурные материальные и духовные традиции. Это – классицизм, романтизм и т.д. Философия этого периода именуется Модерн и его высшая точка – это классика Великобритании, Франции, Германии (Пруссии), Австрии и Италии. В России – это как раз классицизм в стиле культурных деятелей 18 века – времён Анны Иоановны, Екатерины 2-ой и Павла 1-го, а далее – направления 19-го века. Американская культура развернула поле миссионеров, эмигрантов, протестантов и т.д. Это отдельная история.
Б. Гуманизм – как эпоха свободы личности и творчества.
В. Демократизм – как общественное явление в Европе, толчок которому был дан вследствие буржуазных революций в Европе. Эти революции продолжились в Европе и в 19-ом веке, что имело важное значение для развития культуры. Ценности демократии: Свобода, Равенство, Братство, стали ценностями Запада. Конечно, эти вещи носят условный характер, для их дальнейшего применения необходимо использовать наши показатели уровня развития культуры.
Г. Рационализм – развитие науки, техники и технологий в Европе шло в прямом соотношении с 2-мя важными революциями: промышленным переворотом и информационной революцией, связанной с развитием науки, машинопечатным производством, развитием средств связи и транспорта. Особенно это проявилось в 19-ом веке: изобретение кино, радио, печать газет и литературы, телеграф и т.д. Философия Постмодерна создала обширное поле новых философских поисков; сформировалась философия науки, которая смогла моделировать процессы в сфере познания. Новейшие научные достижения 19-го века двинули и культурный прогресс.