Контрольная работа на тему Мифология как мировоззренческая основа ХК первобытной эпохи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. У истоков мифологического мышления 6
1. Мифология как исторический тип мировоззрения 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Введение:
Анализируя древние примитивные культуры, ученые доказали, что они отвечают всем требованиям мышления – логического и понятийного, а это означает, что даже первобытному уровню культуры присущ определенный тип рациональности, который характерен для понятийной мысли вообще.
На определенной стадии исторического развития практически у всех, известных науке народов, существовала более или менее развитая мифология. Обнаружилось, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов .
Поэтому можно с уверенностью говорить, что мифология – это способ понимания природной и социальной действительности, и, соответственно, форма общественного сознания на определенных стадиях общественного развития .
Сегодня большинство ученых пришли к общему мнению, что мифологическое сознание являлось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, человека и общества в целом. Миф возникает из потребности древних людей в осознании сущности человека, окружающей его природной и социальной стихии.
Актуальность данной работы определяется необходимостью взглянуть на процесс формирования человеческой культуры от самых ее истоков, что будет способствовать более глубокому пониманию универсальных проблем, рассматриваемых философией.
Мифология представляет интерес как первичная форма осознания проблемы времени на промежуточном уровне между религиозным и философским уровнем восприятия. Мифология актуальна не только своей ролью общего источника религии и культуры с ее концепцией мира и времени, но и привлекает своим «наивным реализмом», конкретными яркими образами, художественной яркостью и в то же время мудростью и глубиной.
Понятие «миф» – емкое и многозначное. Имея в виду объем понятия «мифология», вспоминают, прежде всего, первичные представления о мироустройстве, верованиях, тексты устного народного творчества. Считается, что изначально мифологическое мышление противостоит мышлению современного человека, в то время как вполне очевидно, что элементы мифа существуют и в современной культуре (в частности в поэзии), науке и политике.
Цель данной работы – определение мифологии как мировоззренческой основы культуры человечества и художественной культуры в частности.
понять причины возникновения мифологическое мышления на стадии первобытной эпохи как зарождение художественной культуры человеческого общества.
В соответствии с поставленной целью ходе данного исследования нам необходимо решить следующие задачи:
– исследовать историю возникновения мифов;
– рассмотреть особенности мифологического сознания как разновидности общественного сознания на уровне первобытной эпохи;
– выявить основные закономерности формирования представлений о человеке и окружающем мире в древнем мировоззрении;
– охарактеризовать возникновение мифологических сюжетов как зарождение художественной культуры;
– проанализировать характерные черты традиционных мифов.
Заключение:
Мифы – это таинственный вечный мир, созданный человеком для того, чтобы объяснить природу, космос и самого себя, чтобы объяснить ту силу, которая всем управляет и на милость которой можно положится, чтобы коснуться тайных механизмов, которые приводят в движение все сущее, в конце концов, чтобы обеспечить себе бессмертие за пределами жизни. Мифология так же разнообразна, как человечество и его культура, хотя не вызывает сомнений наличие единых для всех основных образов и сюжетов. Она прошла сложный и тернистый многовековой путь от примитивных верований к мифам, поражающих художественным совершенством и глубиной мысли. Как справедливо отмечает Дж. Кэмпбелл, «во все времена и при любых обстоятельствах, во всех уголках населенного людьми мира процветали их мифы, и были они живым вдохновением для всего, что только могло появиться из деятельности человеческого тела или разума. И не будет слишком большим преувеличением, если мы скажем, что миф – это то тайный отверстие, через которое неисчерпаемые энергии космоса выливаются в проявления человеческой культуры. Религии, философии, искусства, общественные формы человека первобытного и исторического, открытия в науке и технологии, и даже сновидения, которые портят нам сон, – все это испарения из кипучего, основополагающего, магического мифа» .
Миф – один из важнейших ключей к этому тайному миру, в нем сконцентрирован многовековой, архетипический и неосознанный опыт человечества. Особенность мифа заключается в том, что с его помощью делается попытка разгадать вещи, которые преимущественно невозможно понять и определить раз и навсегда: человек, ведущие механизмы его поведения, создания мира, природы, Вселенной, человека, управления ими, смерть, рождение, смысл бытия, загробное существование.
Мифология вечная, как вечные страдания и радости людей, которые ее питают. Она сознательна, поскольку стимулирует творчество, формирует мораль, дает возможность верить и надеяться, что жизнь не заканчивается со смертью. Она разрушительна, когда становится инструментом захвата и удержания власти для фанатиков и шарлатанов, когда толкает толпу на дикое насилие или защиту своих идеалов, или приобретение вечного блаженства путем самоуничтожения. В мифологии таинственный, неоднозначный и символический язык, отражающий мудрость, поиски, искушения, страхи и надежды многих поколений, которые тщетно пытались ответить на вопрос о том, кто они.
Одной из существенных характеристик мифа является его полифункциональность. Миф является исторически переменным феноменом, поэтому его функции на протяжении веков меняются вместе с изменением культурных эпох.
Мифология есть своеобразной формой проявления мышления древнего общества. Поскольку в ней существуют представления о сверхъестественном, то можно сказать, что она содержит элементы религии. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к окружающей действительности. Искусство часто использует образы мифологии в различном осмыслении. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, для оказания влияния на массовое сознание.
Фрагмент текста работы:
1. У истоков мифологического мышления
Мифология – это мировоззрение общества в эпоху охоты, собирательства и ранних форм земледелия. Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира – различных природных явлений и социальных институтов – норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека, мифы – это сказки, фантастические представления, выдумки и фантазии, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий мир. Действительно, мифы со временем превращаются в сказки. Это случается, когда в мифы уже перестают верить. Но сначала мифы являются частью реальной жизни, и описанные в них события воспринимаются как то, что на самом деле происходило. Кроме того, события, описанные в мифе, считаются важнейшими событиями в жизни мира и племенного коллектива. Мифы – это священная история рода. В мифологическом прошлом уже была заложена основа, и только благодаря ей род мог существовать. Мифы были частью реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека в этот далекое время.
Различные типы воспроизведения опыта предусматривают различные формы социальности и различные формы сознания. Исследователи культуры традиционного общества отмечают важнейшую характеристику деятельности индивида в этой культуре. Каждый значимый человеческий поступок в традиционном обществе – это восстановление «прадеяния», повторение мифического «образца». То, что он делает человек этого времени, уже было сделано раньше. Его жизнь – это непрерывное повторение действий, открытых другими – богами, предками или героями .
Повторяются все значимые действия, воспроизводятся «образцы» действия предков или богов. Предки устанавливали все ритуалы и давали приказ их выполнять. Ритуал в первобытном обществе, по мнению некоторых исследователей, заключается в непосредственном существовании мифа . Жест, ритуал, действие – это генетически оригинальная форма существования мифа, которая совсем не похожа на более поздние формы его существования в форме мифологической истории. Архаичный человек не проговаривает миф, но реализует его ритуально, зажигая его существование через реконструкцию структуры ритуала. Э. Кассирер отметил, что влияние мифа усиливается с введением и применением новых ритуалов. По его мнению, миф устанавливается благодаря ритуалам, которые определенным образом продолжают жизнь мифа .
Введение ритуалов и запретов рассматривалось как переход от дикости и хаоса к порядку.
Человек просто повторяет акт творения. Изготовление орудий труда, предметов домашнего обихода, постановка рабочих задач, появление браков, танцы, поединки – все это является воспроизведением «образца», установленного предками или богами. Для всех земных предметов, зданий, частей ландшафта и действий существует «небесный» прототип, архетип. Подтверждение этому встречаются в мифах разных народов .
Функциональное назначение мифов определяется их ролью в системе общего миропонимания людей их создавших. В эмоциональной сфере наиболее сильно проявляется аффективная функция мифа, то есть его способность вызывать в человеке сильные и глубокие чувства и удерживать их долгое время. Для интеллекта более важна когнитивная функция мифа. Какими бы нелогичными и бездоказательными не выступали мифологические объяснения, они все же дают возможность ориентироваться в мире и жить в нем, а потому могут существовать долгое время, пока более надежные и убедительные научные объяснения не придут им на смену. А поскольку границы непознанного расширяются пропорционально росту человеческих знаний, для мифологических объяснений всегда найдется место в картине мира. Также огромное значение имеет миф для регулирования поведения человека в обществе. Такую функцию мифа называют регулятивной . Для ранних культур важнейшими были две функции мифа – социально-интегративная и нормативно-регуляторная.