Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Мифология и философия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

1. Понятие мифологии 4

2. Понятие философии 10

3. Взаимосвязь мифологии и философии 14

Заключение 17

Список литературы 18

  

Введение:

 

Современные общества переживают социокультурные трансформации, основанные на мифах и обычаях, формирующих коллективное миропонимание, которое формирует в мире как положительные, так и отрицательные факторы, что образовывает предпосылки для его философского осмысления. Представители науки «истории философии» утверждают, что одно из первых видов мировоззрений было основано на мифологии. Философы Древней Греции и Рима использовали имеющуюся мифологию для объяснения существования космоса, природы и самого человека. Мифы о богах и героях Древней Эллады создавали картину мира на уровне эмоций, типов, вымыслов. Посредством мифов философы объясняли устройство общества и роль человека в нем.

Влияние мифов на разум современного человека призывает философов проявить особый подход в постижении и уяснении мифологии. Актуальность настоящей работы определена применением мифов современным человеком и обществом в их поведении и мировоззренческой ориентации. Кроме того, бытующая заинтересованность современных ученых и философов в решении вопроса о мифологизации общества и человека обусловлена состоянием классической науки и классической рациональности и направляет их на решение существующих проблем: выяснить сущность и особенность философии и мифологизации человека и общества; их взаимосвязь и влияние.

Цель работы: рассмотреть понятия мифологии и философии, их взаимосвязь.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роль философии в жизни человечества определяется важностью задач, которые она решает. Философия, сочетая в себе науку, мировоззрение и методологию, выполняет познавательную, ценностную и методологическую функции. Будучи верна любви к мудрости, она занимается поиском истины, что составляет эвристическую функцию философии. Формируя человека как мыслящую личность, она выполняет воспитательную функцию. Создавая возможности для разумных контактов между представителями различных групп, обществ и даже эпох, она осуществляет коммуникативную функцию. Постижение тенденций развития человечества позволяет ей заглянуть в будущее, что находит выражение в прогностической функции. Способность философии через свои идеи влиять на действия людей по преобразованию природы, общества и их самих представляет ее практическую функцию.

Проблема мифологии и ее роли в структуре современного общества является, бесспорно, одной из актуальных проблем, присутствующих в предметном поле современной науки, чей интерес к мифу неслучаен. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что миф как явление продолжает занимать значительное место в современной культуре. Подверженность общественного сознания различным социальным и политическим мифам заставляет по-новому взглянуть на природу данного явления и признать тот факт, что миф представляет собой живой социальный феномен.

Таким образом, процессы современного мифотворчества требуют детального изучения, так как от этого во многом зависит понимание различных явлений современной социальной реальности. Актуальность заявленной тематики находит отражение в популяризации проблем рациональности, вненаучного знания, мифологического сознания в современной зарубежной и отечественной философии.


 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие мифологии

Природа в древности наделялась мифическими чертами, такими как одушевлённость, божественность и демоничность. В ней сокрыты силы, дарующие человеку благо и одновременно несущие разрушение. На исходе первобытного общества мы уже обнаруживаем стремление к гармонизации природной стихии, нашедшей выражение в поэтическом творчестве, в частности Гомера. А. Лосев указывает на то, что «Гомер бесконечно далёк не только от первобытного фетишизма, но даже и от грубого анимизма. То стихийное в природе, что у него представлено как божественное и демоническое, уже в значительной степени опоэтизировано, вовлечено в контекст интересного и эстетически занимательного рассказа и совершенно лишено ужасов и чудовищ первобытной мифологии» .

В достаточно богатой классификации мифов, представленной в рамках архаической культуры, выделяются их основные разновидности, в большей или меньшей степени иллюминирующие возможности циклической динамики, а также, в свою очередь, обязанные ей схожестью своей структуры и смысловой направленности. К ним необходимо отнести космогонические, эсхатологические и календарные мифы, в основе которых заложен принцип тождества макрокосма и микрокосма, мира и человека.

В философских словарях по-прежнему сохраняется традиционное понимание мифологии, а именно: «…сказание и символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время на заре их истории» . Однако в XX в. формируется новое понимание значения мифологии в культуре. Этим мы обязаны психоанализу, и в частности работам выдающегося философа, культуролога и религиоведа М. Элиаде .

В классическом психоанализе изучением мифологии по большей части занимались ученики и последователи З. Фрейда: К. Абрахам, Г. Закс и О. Ранк. В их понимании мифы выражают определенные, характерные для всех людей фантазии и желания, встречающиеся также в типических сновидениях. Миф представляет собой осколок погибшей психической жизни, нереализованных инфантильных желаний и фантазий. «Создание мифов и сказок следовало бы рассматривать как негатив культурного развития, поскольку в них накапливаются и сберегаются неприемлемые в реальном мире желания и недоступные формы их удовлетворения (т. е. то, от чего современный ребенок учится отказываться во имя культуры, как и первобытный дикарь)» .

В ходе «взросления» человечества мифы трансформируются, становясь более сложными, «цензурированными», как и сновидения в жизни человека. В мифах также можно выделить латентное содержание, также значимое место занимает сексуальная символика. Запрещенные желания проецируются на богов и героев, которым они позволены. Реальные события могут вплетаться в миф, как «дневные остатки» в сновидение.

Миф, по К. Абрахаму, есть часть духовного детства народов, содержащая продукцию бессознательного еще в наиболее явной форме . Но в наибольшей степени обосновал значение мифа как части культуры К. Г. Юнг, создатель другой известной версии психоанализа – аналитической психологии. По Юнгу, мифы – порождение архетипов, структур «коллективного бессознательного», т. е. глубин человеческой души. Архетипы универсальны. Юнг писал, что они похожи на высохшее русло реки, по которому она когда-то текла, и вода может в любой момент потечь вновь. Новый энергетический импульс выводит архетипы из латентного состояния. Роль катализатора играют социокультурные проблемы, «дефекты эпохи», оживляющие бессознательное.

Таким образом, архетипы оживают при появлении соответствующих условий. Мифотворчество — непрерывный процесс, свойственный человеку во все времена, включая современность. Психоанализ Фрейда, сфокусированный на психологии индивида, по мнению К. Г. Юнга, не может адекватно объяснять мифологию как продукт психологии коллективной .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы