Психология семейных отношений Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Межличностные отношения в семье: проблемы взаимоотношений между родителями и детьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Определение понятия о семье. Проблемы
влияния семьи на развитие личности ребенка
  4

2. Особенности влияния внутрисемейных
отношений
на развитие личности младшего
школьника
. 9

3. Стили семейного воспитания и их
влияние
на развитие младшего школьника  13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

  

Введение:

 

Современная
ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической
напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная
поляризация общества и т.д.) в значительной степени обострила межличностные
отношения и положение ребенка в семье. У миллионов семей резко ухудшились
условия для реализации первичной адекватной социализации детей.
Проблематика формирования и становления межличностных
отношений в современном обществе чрезвычайно актуальна, так как огромное количество
различных негативных и деструктивных явлений, которые наблюдаются в последнее
время (жестокость, повышенная агрессивность, конфликтность), имеют собственные
истоки в семейном окружении.

Многочисленными исследованиями
неоднократно доказано, что на ребенка воздействует вся внутрисемейная
атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом,
преломляясь в структуре личности. Эту проблему в зарубежной психологии
исследовали такие ученые как Н. Аккерман, В. Сатир, П. Пэпп; в отечественной психологии — Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина, В.Н. Дружинин и др.   

С указанными выше
положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего
исследования.

Цель работы – провести теоретический
анализ межличностных отношений между родителями и детьми. В связи с
поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи:

1. Дать
общую характеристику о семье и проанализировать проблемы влияния семьи на
развитие личности ребенка.

2. Определить
особенности влияния внутрисемейных отношений на развитие личности младшего
школьника.

3. Провести
анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие младшего школьника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время семья и ее различные
проблемы и вопросы является объектом внимания и исследований целого ряда
научных дисциплин — психологии, психотерапии, психиатрии, социологии,
педагогики, демографии и экономики. В современном обществе наблюдается довольно
тревожная тенденция стремительного роста количества детей с деструктивным поведением;
при этом многие исследователи данного вопроса утверждают, что причиной этого
являются семьи таких детей, а именно – стили семейного воспитания как результат
проецирования на тип отношений со сверстниками таких детей.

Семья как социальный институт и элемент общественной
культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим
звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует
социализации личности.
Семейные условия, включая социальное
положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Является неоспоримым тот факт, что
от особенностей и характера детско-родительских отношений и стилей воспитания в
семейной среде существенно зависит, каким образом будут в дальнейшем
формироваться и развиваться отношения ребенка с внешним миром.

Довольно
широкий спектр всей проблематики детско-родительских взаимоотношений остается в
настоящее время достаточно острой и дискуссионной проблемой на протяжении всего
развития психолого-педагогической науки и практики. Ведь взаимодействие ребенка
со своими родителями представляется тем фундаментом и начальным опытом, на
котором формируется все дальнейшее взаимодействие ребенка с внешним миром.
Данный опыт четко фиксируется и закладывает определенные стандарты и модели
поведения с людьми, передающимися из поколения в поколение.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Определение понятия о семье.

Проблемы влияния семьи на развитие личности ребенка

 

Прежде
чем раскрывать и анализировать современные проблемы исследований влияния
семейного воспитания на развитие личности ребенка, представляется необходимым
дать определение самому понятию «семья», «брак» и «функции семьи». В связи с
тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью и брак (Бодалев
А.А., Столин В.В. и др.) представляется необходимым развести и конкретизировать
эти понятия. Под семьей, как правило, понимается опирающаяся на кровное родство
либо на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта[1].

Брак представляет собой санкциониро­ванную и
регулируемую общественно-историческую форму отношений между мужчиной и
женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу
и к детям. Как отмечают в этой связи
Л.Я. Гозман и Е.И. Шлягина,
характерное для современной семьи отсутствие жестких норм, регламентирующих
семейную жизнь, ведет к тому, что семья как малая группа вынуждена по-своему
определенному способу формулировать и реализовывать собственные групповые нормы
и ценности[2].

Далее
в настоящей работе считается целесообразным перейти к рассмотрению основных
функций современной семьи. В этой связи отечественный исследователь семейных
отношений Е.О. Смирнова определяет следующие основные ее функции[3]:

1.
Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию, т.е. «воспроизведение
себе подобных».

2.
Хозяйственно-потребительская функция семьи, которая включает такие стороны
семейных отношений как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди
аспектов данной функции можно особо выделить проблемы социализации ребенка при
его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

3.
Следующая интересующая нас функция семьи – это воспитательная функция. Говоря о
ней, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья
обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и влияния на все развитие
ребенка. Это доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее
членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных
обязанностей, совместный труд, а также авторитет родителей в разрешении сложных
для ребенка проблем.

4.
Функция социализации. Как уже отмечалось выше, несмотря на большое число
общественных институтов, участвующих в социализации личности, центральное место
в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, в первую очередь,
тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида,
закладываются основы его формирования как личности.

5.
Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям индивида
относится, в частности, интимное общение.

Современные
исследователи считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих
трудностей в общении и даже физических болезней является именно отсутствие
любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и, прежде
всего в семье.

Огромное
количество данных говорит о том, что серьезные преступления и другие
деструктивные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен
заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца,
гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам,
повышенной смертности. Доказано, что потребность людей в близком доверительном
общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям служит
жизненно важным компонентом существования.

Таким
образом, в качестве промежуточного вывода можно сказать, что благодаря
собственной структуре и качествам, семья должна служить самым значимым
источником эмоционального удовлетворения и развития личности ребенка.

К настоящему времени в
отечественной и зарубежной психологии накоплен немалый опыт исследования
семейных отношений и восприятия семьи ребенком[4]. В
этой связи следует отметить, что еще в 1882 году отечественный исследователь
И.В. Маляревский открыл в Санкт-Петербурге «Врачебно-воспитательное заведение»
для детей и подростков, персонал которого уделял существенное внимание
исследованию семейных взаимоотношений в качестве этиологических условий
формирования и последующего развития различных психических и эмоциональных
расстройств у детей и подростков[5].

В 1886 г. русские ученые В.М.
Бехтерев и в 1899 г. И.А. Сикорский описали деформации семейного влияния на
детей и подростков, по причине чего у них формировались различные
нервно-психические расстройства и нарушения в развитии. Современный
отечественный исследователь семейных отношений А.С. Спиваковская пишет о том,
что в первой половине прошлого столетия как в отечественной, так и в зарубежной
психологии проблема восприятия семьи ребенком трактовалась с точки зрения
механических редукционистских теорий по принципу «стимул – реакция», а также с
позиций психоаналитических теорий о ребенке.



[1] Азаров
Ю.П. Семейная педагогика. М.: Аспект-пресс, 2016. – 223с.

[2] Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи
// Вопросы психологии. 2017. № 2. С.186-187.

[3] Смирнова Е.О.
Детская психология. М.: Владос, 2017. – 412с.

 

[4] Аккерман
Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия.
Хрестоматия. Сост. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2017.

[5] Бодрова
Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания
// Вопросы педагогики. — 2017. — № 3. – С.75-84.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы