Декоративно-прикладное искусство Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Мезенская роспись

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕКРИСТИКА МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ 5
1.1 История появления мезенской росписи 5
1.2 Особенности мезенской росписи 9
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ, ИМЕЮЩЕЙ ЗНАЧЕНИЕ ОБЕРЕГА 12
2.1 Стихии как элементы мезенской росписи 12
2.2 Символика животного и растительного мира 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

  

Введение:

 

Огромная страна Россия, населенная разными народами и народностями, во все века славилась многообразием традиций и различными культурами, которые отражали жизнь народа, его духовный и культурный уровень. Так, к примеру, традиционную культуру Русского Севера невозможно представить без мезенской росписи.
При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка – ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки. Мезенская роспись – один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом.
Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в 1906 году как центр росписи по дереву. Поэтому в энциклопедиях по искусству зачастую можно встретить второе название – палащельская. Но в итоге в отношении к этому художественному промыслу прижилось определение, связанное с регионом.
Мезенская роспись считается относительно молодым промыслом лишь на основании того, что прялки и короба с этими узорами стали распространяться в XIX веке. Однако стоит приглядеться к наскальным изображениям на берегах Белого моря и Онежского озера, чтобы отметить некоторую схожесть рисунков. Скорее всего, народные художники вдохновлялись древними образами северных племён.
Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России.
Испокон веков мезенской росписью занимались только мужчины, передавая из поколения в поколение традиции этого искусства. Мезень писалась растворённой сажей и красной глиной, наносилась на поверхность как правило пером или остро заточенной палочкой, поэтому линии всегда были строгими и чёткими. Затем изделие покрывали слоем олифы – золотистого масла.
Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Вот и история мезенской росписи вплотную связана с жизнью северного народа, придумавшего ее.
Целью данной работы является изучение мезенской росписи.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть историю появления мезенской росписи;
— определить особенности мезенской росписи;
— рассмотреть стихии как элементы мезенской росписи;
— оценить символику животного и растительного мира.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мезенская роспись зародилась в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, выступающей своеобразным центром росписи по дереву. Отсюда вытекает ее второе наименование: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись обрела в XIX веке. Секреты данного древнего ремесла сперва переходили из поколения в поколение только по мужской линии.
Основными персонажами мезенского декора выступали лошади и олени. Они передавались в двух основных цветах палащельской росписи — красном и черном.
Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из обнаруженной на берегу глины, а позже из сурика.
Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой или же кистью из человеческих волос. Для возникновения ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
В узор старинных изделий мастера вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание либо пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особенным образом.
Красные кони воплощали собой солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, передавали перемещение светила по небосводу. Небесными роженицами, дарящими жизнь всему на земле, выступали оленихи.
Гуси, лебеди и утки выступали душами ушедших родственников, окружающими живых людей и приходящими на помощь в тяжелое время.
Ели выступали непосредственным олицетворением мужской силы.
Семейное древо жизни отображали со стволом, наделенным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни передавали подземный мир. Солярный знак на верхушке являлся символом мира небесного. Мастера в декоре применяли множественные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Возникновение росписи поистине не установлено до настоящего времени. Множество специалистов относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Эксперты в области отечественного народного искусства отмечают схожести между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, выявленными в середине прошлого века. Имеется сходство изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились в качестве самых известных мастеров по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции творцов прошлого — они воскресили роспись, почти забытую в военные годы.
В современных обстоятельствах рассматриваемая роспись широко популярна в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются преимущественно женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы в сопоставлении с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они отлично воспринимаются и легко повторяются детьми.
Всё же понемногу меняется техника исполнения: ассортимент сегодняшних инструментов мастеров вытесняет перьевой способ нанесения рисунка. Исчезает из росписи и тот магический сакральный смысл, каким она была наделена в далекие времена наших предков.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.

Рисунок 1.1 Стародавняя мезенская роспись

Как зародилась роспись, из чего она появилась, никто поистине не знает. Одни специалисты сопоставляют ее с росписью Республики Коми, иные полагают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.
Отмечают также подобие орнаментики мезенских рукописей и пинежского узорного ткачества с расписной утварью Мезенского района.
Происхождение росписи является загадкой до настоящего времени даже для местных жителей. Приметно то, что мезенская роспись в корне отличается от росписей домов данного района. Вместе с тем, не найдено никаких источников, свидетельствующих о существовании данного промысла до 1854 года (именно данным годом датируется наиболее ранняя мезенская прялка). Указанное существенно затрудняет изучение возникновения росписи, что порождает споры между специалистами [6].

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕКРИСТИКА МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ

1.1 История появления мезенской росписи

Аналогично множеству иных народных промыслов, мезенская (палащельская) народная роспись обрела своей наименование от местности, где она возникла. В III томе «Русского декоративного искусства» сообщается, что село Палащелье находится в устье Мезени «недалеко от впадения в океан», возможно поэтому, принято считать, что анализируемые росписи плотно связаны с природой.
Однако достаточно взглянуть на географическую карту и становится ясно, что река Мезень впадает в Мезенскую губу Белого моря, а не в океан. Поистине, река Мезень протекает в Архангельской области, между двумя наиболее крупными реками Северной Европы: Северной Двиной и Печорой, на пороге тайги и тундры. Вблизи реки и находилось село Палащелье с XVI века.
На основании лингвистических, исторических и фольклорных данных Мезень причисляют к северным землям, заселенным некогда «чудью». Чудь — древнее общеславянское слово для определения финно-угорского населения северо-востока Русской равнины. Также под именем «чуди» выступали и современные эстонцы, вепсы, карелы, коми, коми-пермяки [2].
Мезенская роспись (рис. 1.1) представляет собой самобытный орнамент. Он притягивает, завораживает, несмотря на свой довольно простой рисунок. Каждая деталь орнамента мезенской, либо же как ее зачастую именуют палащельской, росписи глубоко символична.
Порой наблюдающаяся многоярусность свидетельствует о соблюдении шаманской традиции. Три яруса ознаменуют собой три мира (нижний, средний и верхний либо же подземный, наземный и небесный) — основа шаманского мировоззрения множества народов севера.

Рисунок 1.1 Стародавняя мезенская роспись

Как зародилась роспись, из чего она появилась, никто поистине не знает. Одни специалисты сопоставляют ее с росписью Республики Коми, иные полагают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.
Отмечают также подобие орнаментики мезенских рукописей и пинежского узорного ткачества с расписной утварью Мезенского района.
Происхождение росписи является загадкой до настоящего времени даже для местных жителей. Приметно то, что мезенская роспись в корне отличается от росписей домов данного района. Вместе с тем, не найдено никаких источников, свидетельствующих о существовании данного промысла до 1854 года (именно данным годом датируется наиболее ранняя мезенская прялка). Указанное существенно затрудняет изучение возникновения росписи, что порождает споры между специалистами [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы