Контрольная работа на тему Методы управления в органах внутренних дел
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Органы внутренних дел как управленческая структура 3
2. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел 12
Заключение 17
Список литературы 18
Введение:
Актуальность. Существующий исторический этап развития государственной (правоохранительной) службы и правоохранительной деятельности характеризуется постоянной их трансформацией, совершенствованием и адаптацией к меняющимся социально-экономическим, внутри- и внешнеполитическим условиям жизни российского общества и государства. Подобные изменения зачастую не сопровождаются должным теоретико-правовым обоснованием, «имеют несистемный характер, проводятся порой с существенным опозданием, без широкого участия структур и институтов гражданского общества, а иногда имеют в своей основе узковедомственные, коррупционные составляющие».
В этих условиях возникает потребность в повышении эффективности и результативности государственного управления. Тем более что повышение эффективности всегда расценивалось в качестве ключевой методологической проблемы юридической науки, так как одной из важнейших ее задач является исследование не только и не столько того, что существует в политико- правовой реальности, сколько выработка представлений – что, как и каким образом в ней должно быть.
В связи, с чем особую значимость приобретают сегодня проблема повышения эффективности деятельности государственных (правоохранительных) органов, результативности и качества, оказываемых государством услуг гражданам и организациям.
Цель – исследовать методы управления в органах внутренних дел.
Задачи:
1. Проанализировать процесс управления служебной карьерой в органах внутренних дел.
2. Рассмотреть пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел.
Заключение:
В этом году и в ближайшей перспективе перед органами внутренних дел стоит целый ряд ответственных задач. Прежде всего, важно планомерно повышать уровень раскрываемости преступлений. На это должны быть направлены все ресурсы, оперативно-следственные и технические возможности органов внутренних дел.
В минувшем году продолжена работа по оптимизации организационно-штатного построения, целевым порядком изыскано 700 штатных единиц, которые были переданы в территориальные органы. В основном в регионы, прилегающие к Государственной границе Российской Федерации.
Выделенные ресурсы использовались в первую очередь для усиления подразделений по вопросам миграции, уголовного розыска, патрульно-постовой службы. Большое значение придавалось укреплению кадрового потенциала, развитию ведомственных образовательных организаций.
При подборе и расстановке руководителей активно применялась система формирования и подготовки кадрового резерва как на федеральном, так и на региональном уровнях. Первоочередными оставались вопросы социального обеспечения сотрудников. В минувшем году почти в три раза увеличилось количество семей, которые получили единовременные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Фрагмент текста работы:
1. Органы внутренних дел как управленческая структура
От качества управленческих решений, состояния контроля за тем, как они реализуются на практике, от того, насколько они соответствуют складывающейся оперативной обстановке и приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в значительной мере зависит успех борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности в целом.
Управленческую деятельность любого руководителя, можно считать успешной только в том случае, если он умело и профессионально грамотно организует разработку, принятие и исполнение решений.
Существует многообразие управленческих решений, принимаемых и реализуемых органами внутренних дел. Без сомнения, выработка решения — процесс творческий, требующий от руководителя глубоких профессиональных знаний, исключения стереотипов мышления и ограниченного видения проблем, правильного использования разносторонней информации, умения сочетать коллегиальность и единоначалие при выработке решений.
Применительно к ОВД управленческое решение можно определить как основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке и обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности ОВД при решении возлагаемых на него задач. [5]
Сложность и разнообразие функций и задач, стоящих перед ОВД, обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем выше потребность решать их во взаимной увязке. В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, участвующих в разработке управленческих решений, важным является системное видение управленческих решений. Оно позволяет:
— оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;
— рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.
Применительно к аппаратам МВД целесообразно выделить следующие виды управленческих решений.
По целевому назначению можно выделить стратегические и тактические решения. При этом необходимо отметить, что цели управления всегда относятся к двум категориям – это развития (или, по другому говоря, совершенствования) и стабилизации (или обеспечения организационной устойчивости).
К стратегическим управленческим решениям относятся: пятилетние, годовые планы работы, установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и т.п.
Тактические решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. К таким решениям относятся приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления. [2]
По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.
Индивидуальные решения имеют, можно сказать, разовое назначение, т.е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.
Нормативные решения закрепляют основы организации и деятельности ОВД и тем самым обеспечивают их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД и их подразделений. Такие решения рассчитаны на многократное, долговременное их использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.
По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.
Общие носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения. При их разработке используется весь имеющийся информационный потенциал ОВД.
В этой группе целесообразно выделить особый вид — директивы МВД России, установочные приказы МВД по организации деятельности подчиненных органов и подразделений в предстоящем году.
Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. Разрабатываются они одной или несколькими службами и подразделениями.
Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением реализовать принятое решение. [7]
В процессе осуществления руководства в системе органов внутренних дел действия личного состава не могут происходить хаотично. Объективно требуется, чтобы действия личного состава организовывались, координировались и достигали требуемых результатов, а также поставленных целей. Обеспечение эффективности деятельности органов внутренних дел, выполнение регламентирующих приказов, распоряжений, указаний, а в конечном итоге выполнение поставленных задач является основной целью управления.
Сущность управленческой деятельности в системе органов внутренних дел заключается в целенаправленной деятельности руководителей. Содержание управления – это совокупность принимаемых руководителями управленческих решений, основу которых составляют знания закономерностей, принципов, методов и алгоритма их принятия, уяснение поставленных задач и верная оценка оперативной обстановки. Эффективность управленческого решения повысится, если оно будет являться результатом творческого мышления и основываться на соответствующих расчетах.
Разработка управленческих решений – важный процесс, который связывает основные функции управления органами внутренних дел, такие как планирование, организация оперативно-служебной деятельности, мотивация, контроль, оценка эффективности деятельности. Руководитель в системе органов внутренних дел должен быть компетентным, квалифицированным специалистом, умело и оперативно принимать те или иные управленческие решения. Как верно заметил профессор Б.Г. Литвак: «Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать» [1].
Для выработки эффективных и качественных управленческих решений руководитель обязан придерживаться сформированных теорией и практикой управления в системе органов внутренних дел основных требований, к которым относятся:
1. Научная обоснованность. Одно из главных условий эффективного управления в ОВД – это изучение и использование в профессиональной деятельности закономерностей общественного развития. Управленческая деятельность должна быть основана на знании и использовании закономерностей преступности, научно-обоснованных и апробированных практикой методов борьбы с отдельными видами преступлений.
2. Строгое соблюдение законности. Любое принимаемое руководителем ОВД управленческое решение должно соответствовать законодательству Российской Федерации, ведомственным нормативным правовым актам. Особое значение в этом контексте придается тем решениям, которые ограничивают законные права и интересы граждан, должностных лиц, организаций и учреждений.
3. Полнота и достоверность используемых данных. В процессе принятия управленческого решения необходимо использовать всесторонний подход к получению и оценке информации, основываться на достоверных, объективных сведениях, использование которых способно привести к правильным выводам.
4. Своевременность принятия решения. Смысл данного требования заключается в обязательном учете фактора времени, сроков, которые требуются для осуществления различных решений, выборе альтернативных вариантов, обеспечивающих оперативную реализацию поставленных задач. Здесь важно не допустить как поспешность, так и запаздывание в принятии решений, нереальность или неопределенность сроков их исполнения. Для исполнителей, которые будут реализовывать управленческие решения руководителей, установленные сроки должны быть конкретными.
5. Компетентность. Субъектами подготовки и принятия управленческих решений являются руководители (начальники и их заместители). Субъектами принятия текущих оперативных решений являются практически все работники ОВД. В процессе повседневной профессиональной деятельности им приходится иметь дело с возникающими задачами, проблемами, в том числе с конфликтными ситуациями, которые необходимо решать для достижения поставленных целей в соответствии с теми направлениями деятельности, которые определены Федеральным законом «О полиции» [2]. Сущность этого требования состоит в сочетании, неразрывном единстве компетентности и правомочности лиц, принимающих решения, их творческого подхода к делу и ответственности за решение стоящих перед ОВД задач.
6. Системный подход к принятию управленческих решений. Предполагает рассмотрение всех действующих и принимаемых решений как единого комплекса взаимосвязанных и обуславливающих друг друга норм, приказов, распоряжений, положений.
Процессу принятия управленческих решений присущи определенные последовательные действия, совокупность которых в своей логической взаимосвязи обеспечивает принятие эффективных решений. К ним относятся:
1. Выявление проблемы, под которой следует понимать отклонение ситуации от желаемого состояния. В сфере органов внутренних дел это отклонение может представлять собой разрыв между целями территориальных ОВД по достижению оптимальных результатов оперативно-служебной деятельности, регламентированных приказом МВД России № 1040-2013 [3], и фактически достигнутыми показателями.
2. Сбор, обработка и анализ необходимой информации. Прежде всего, следует отметить, что получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и полной, иначе это может привести к принятию ошибочных и неэффективных управленческих решений. В настоящее время для обес¬печения служебной деятельности ОВД активно используется единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД), которая позволяет автоматизировать основные виды деятельности подразделений системы МВД, систематизировать и обрабатывать различную оперативно-служебную информацию. Целесообразно поручать подготавливать аналитический материал профильным специалистам.
3. Прогнозирование возможной ситуации. Прогнозирование – это основанное на анализе фактов и доказательств, причинно-следственных связей и закономерностей определение вероятных путей и результатов предстоящего развития явлений и процессов, оценки показателей, характеризующих эти явления и процессы для более или менее отдаленного будущего [5]. Важную роль при принятии любого управленческого решения играют вопросы, связанные с оценкой ожидаемого развития ситуации при реализации одного из альтернативных решений.
4. Разработка вариантов (альтернативных курсов действий) решения. Это необходимо для выбора наиболее оптимального решения, с учетом всех недостатков. Здесь нужен творческий подход, например, «мозговая атака», групповой анализ ситуации, метод выдвижения предложений и т.д. Процесс разработки альтернативных решений предполагает сбор актуальной информации по проблеме и ее анализ.
5. Оценка и обоснование выбора оптимального решения применительно к конкретным условиям. На данном этапе учитываются как ограничения, так и реальные возможности, имеющиеся в распоряжении руководителя ОВД ресурсы (наличие личного состава, материальное и техническое оснащение). Здесь необходимо учесть все «за» и «против» относительно того или иного решения, предусмотреть все критерии оценки. Достижению успеха при выборе вариантов будущего решения способствует применение системного подхода, согласно которому необходимо произвести всестороннюю и тщательную оценку всей совокупности факторов, влияющих на состояние имеющейся проблемы.
6. Оформление проекта решения, его обсуждение и согласование.
7. Доработка проекта решения.
8. Окончательное принятие решения и его оформление (придание соответствующей формы документу). На данном этапе управленческому решению в системе ОВД придается определенная форма, которая по своему наименованию подразделяется на: [9]
— приказ – издается по наиболее важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, включает определенные задачи, функции, правовое регулирование различных направлений деятельности, вопросы прохождения службы в ОВД;
— директива – содержит обязательные нормативные предписания и определяет основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, стратегию и перспективы;
— статусные документы ОВД и их структурных подразделений – издаются в виде положений и уставов. Устав определяет статус, задачи, цели, порядок и характер деятельности крупного подразделения, Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления;
— инструкции и правила – это нормы, которые регулируют основные направления оперативно-служебной деятельности и устанавливают порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников;
— наставление – это нормы, излагающие порядок действий конкретных подсистем в той или иной ситуации, а также определяющие порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды управленческих решений [6].
Завершающая стадия принятия управленческого решения после его оформления – это регистрация.
Приведенный выше алгоритм принятия управленческих решений является условным, состоящим из основных этапов, но в повседневной оперативно-служебной деятельности этот перечень может быть дополнен или изменен на последовательность операций. При принятии несложных «трафаретных» управленческих решений алгоритм может быть сокращен и процедура упрощена. На практике зачастую приходится принимать экстренные, оперативные управленческие решения, скажем, в условиях обострения оперативной обстановки или введения на территории обслуживания особого правового режима (действия ОВД в условиях введения режима ЧП, объявления о мобилизации, введения режима ВП). В этих случаях действуют типовые или утвержденные на их основе планы действий, снижающие возможный риск решения и обычную в таких ситуациях психологическую перегрузку руководителя.
Содержание основных операций, выполняемых на стадии процесса выработки управленческих решений, целесообразнее хотя бы в выборочном порядке проследить на примере управленческой деятельности органов и подразделений внутренних дел.
Обнаружение и осознание тех или иных проблем, определение правильных целей и подготовка соответствующих задач в управленческой деятельности ОВД связаны с изучением и оценкой оперативной обстановки. Например, на основе анализа информации о состоянии преступности может быть установлена потребность в оказании помощи тем или иным ОВД, необходимость изменения расстановки сил и средств, изменения времени несения службы нарядами полиции и т.д. При анализе состояния преступности и результатов организации противодействия ей может быть выявлена потребность в переориентации деятельности ОВД, в связи с появлением новых уголовных проявлений, преступных группировок и т.п.
Вместе с выбором цели принятие решения включает определение путей, сил и средств выполнения выдвинутых задач. Причем от того, насколько правильно выбрана и четко сформулирована цель, зависит выбор конкретных действий, направленных на ее достижение.
Информация, на основе которой были выявлены возникшие задачи (например, по статистическим данным), как правило, недостаточна для решения этих задач. Программа действий, направленных на разрешение задач управления, должна основываться на их глубоком и всестороннем изучении, что обуславливает потребность в анализе дополнительной информации. [1]
После того как собранная информация обработана и проанализирована, сформулированы определенные задачи, выдвинуты и проверены отдельные управленческие гипотезы, субъект управления переходит к непосредственному конструированию решения – построению набора альтернативных вариантов решения, всесторонней оценке каждого из них и выбору наилучшего в данных конкретных условиях. Сегодняшние задачи управления требуют одновременного учета самых разнообразных факторов: экономических, политических, правовых, психологических и др. Чем больше этих факторов, тем труднее и сложнее принятие всесторонне обоснованных решений. Опыт управления в ОВД подсказывает, что в таких ситуациях следует отвлекаться от малозначимых факторов и рассматривать только наиболее существенные из них.