Контрольная работа на тему Методы разрешения конфликтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и сущность конфликта 4
2. Основные методы разрешения конфликтов 10
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 21
Введение:
Актуальность работы. Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Причины конфликтов кроются как в индивидуальном развитии каждой личности, так и в особенности развития человека в процессе познания мира и построении отношений в обществе, в котором он проживает. Не существует организаций, а равно и трудовых коллективов, в которых не имеют место конфликты. Большую часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и конфликтам. И чем напряженнее и энергичнее темп работы предприятия, тем выше уровень конфликтности в данной организации. Кроме того, полное отсутствие конфликтов в организации выглядит неестественно, гармония в управлении всегда отдает фальшью, ведь как выразился основоположник современной конфликтологии Георг Зиммель, «враждебность, наряду с симпатией, является основой человеческих отношений». Успех, в конечном итоге, будет способствовать тому коллективу, который будет в состоянии не позволить перерастать огню конфликта в пылающий костер страстей. Поэтому понимать истоки и причины конфликта, умение направлять векторы развития конфликтов, и гасить конфликты – важнейшие составляющие в сложном механизме работы трудовых коллективов.
Цель исследования – изучить методы разрешения конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить понятие и сущность конфликта;
2. изучить основные методы разрешения конфликтов.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это — столкновение противоположных тенденций на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее — такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация.
Для многих конфликт в организации ассоциируется с нарушением взаимоотношений, потерей психологического равновесия, эмоциональным дисбалансом. Но существует и благоприятная форма конфликта, когда он может быть использован во благо, как инструмент управления, при грамотном использовании. Задача состоит в том, чтобы диагностировать конфликт, распознать его характер и провести мероприятия по его разрешению.
В научной литературе сложилось несколько подходов к диагностике конфликтов, в каждом из которых разработаны свои специфические методы. Наиболее распространенными являются социологический и психологический подходы. В последнее время на стыке этих двух наук формируется социально-психологический подход исследования конфликтов.
Специфика социально-психологического подхода заключается в изучении отражения конфликтов в сознании индивида, психологических причин его возникновения, протекания и разрешения. Изучаются проблемы однозначности и адекватности понимания составляющих конфликта конфликтующими сторонами, субъективные переживания ситуации конфликта, осознание его причин и действующих лиц. Диагностика конфликта в организации начинается с регистрации факта конфликта, его типичности или исключительности, широты распространения и причин.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование, а значит и диагностику. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз — это представление о будущем конфликта с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Если же предупредить конфликт не удалось, то его необходимо завершить, а наиболее эффективным будем комплексное использование различных методов, разрешения конфликта, которые позволили бы дополнять друг друга и устранять недостатки в применении того или иного метода.
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. Различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели — к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа» или «выигрыш-выигрыш».
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это — разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба — это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.
В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия между людьми, как и любая другая. Однако случается, что конфликты в организации ведут к возникновению нервозности в коллективе и серьезному снижению эффективности работы. И, поскольку они всетаки неизбежны, необходимо уметь увидеть их первичные признаки, купировать всякое развитие конфликта и выработать стратегию решения проблемы.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и сущность конфликта
В жизни любого человека имеются конфликты. Конфликтные ситуации неизбежны и дома, и на работе.
Воспоминания о конфликтах, обычно, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, непонимание, враждебность, обиды, попытки, иной раз безнадежные, доказать собственную правоту. В следствие этого сложилось мнение, что конфликт – это явление негативное, нежелательное для каждого из человека [1].
Конфликт подразумевает такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое можно охарактеризовать их противоборством на базе противоположно ориентированных мотивов (интересы, потребности, идеалы, цели, убеждения) либо суждений (взгляды, мнения, оценки).
Поводом конфликта служит явление, способствующее его возникновению, однако, не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина отражает закономерную связь вещей.
Общаясь, взаимодействуя, люди влияют друг на друга. Руководители побуждают подчиненных к труду, преподаватели передают ученикам знания, родители воспитывают своих детей. И данные виды взаимодействия чреваты конфликтами.
Причины конфликтов возникают в недостатках самого человека. У любого конфликта имеется множество причин. Существенные причины конфликта заключаются в различии в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов, которые необходимо делить, различия в целях, в уровне образования, в манере поведения и плохие коммуникации.
Под конфликтом обычно понимают противоречия взглядов, интересов, стремлений, установок.
Конфликты – явление обычное. Конфликт – это только форма, в которой человек может явить себе противоречие, чтобы попробовать его разрешить. Суть человека во многом определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. Важно серьезно заняться конфликтом, вместо того, чтобы его избегать. Жизнь не может быть бесконфликтной. Необходимо учиться эффективно применять каждый из стилей разрешения конфликтов, и сознательно делать тот либо другой выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
В отличие от первоначального понятия «конфликт», термин «политический конфликт» не так многообразен. Это можно объяснить тем, что конфликт обладает своими сущностными характеристиками во всех сферах человеческой жизни, т. е. присутствует везде, в то время как политический конфликт зарождается, обычно, лишь в политической среде [2].
Расширенное определение предлагает Здравомыслов А.Г., считая что «политический конфликт – это постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе», что говорит о конфликтогенном потенциале приобретения политической власти.
Необходимо подчеркнуть несколько основных признаков, сильно отличающих политических конфликт от конфликта социального, наиболее распространенного и встречающегося в каждой сфере деятельности людей.
Отметим, что любой политический конфликт обладает публичным, т. е. абсолютно открытым характером, подробности которого могут стать достоянием общественности, что разумеется добавляет конфликту значимость в глазах социальных групп.
Другой признак постепенно вытекает из первого, ведь политический конфликт локального либо регионального характера может приобрести международный либо даже глобальный характер, отсюда всегда имеет огромную роль и привлекает внимание правительств, общественности, международных организаций, приобретающих наи больший политический вес, и «в современной мировой политике огромное значение уделяется таким факторам политического процесса, как международные организации» [3].
Говоря другими словами, сам политический процесс современности отличается «значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения новых политических ролей» [3], что не только не исключает возникновение политических конфликтов, а наоборот, стимулирует их появление и детерминирует количественно и качественно.
Третьим отличительным признаком является наличие институционализации субъектов, а иногда и объекта конфликта. То есть каждый участник политического конфликта имеет свою институциональную организацию и органы управления. В связи с этим заметим, что «субъект» и «участник» конфликта очень часто имеют абсолютно нетождественное значение.