Контрольная работа на тему Методы и способы работы над прозаическим произведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЗЫ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 8
3. СПОСОБЫ РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Основная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Чтение как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство влияния на личность, как художественные произведения различных жанров. Они несут в себе большой развивающий и воспитательный потенциал: приобщают ребенка к духовному опыту человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято школьником то или другое произведение, тем больше влияние на личность оно проявляет. Поэтому в качестве одной из главных задач обучения чтению в школе образовательная программа выдвигает задачу обучения восприятию жанра прозаического произведения. М.С. Соловейчик ратифицирует, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется.
А если она отсутствует, то читатель воспринимает только главные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения укрепляется у детей и сберегается даже в зрелом возрасте. Продолжая мысль М.С. Соловейчик, О.И. Никифорова пишет, что читатели из подлинно художественного произведения усваивают только его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о надобности обучать детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская.
По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ прозаических произведений должен быть направлен на выявление их идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведений. Актуальность темы заключается в следующем, в настоящее время проблема полноценного восприятия художественных произведений является недостаточно изученной. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать школьников начальных классов пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие прозаических произведений.
Цель исследования – изучение методики работы над прозаическими произведениями.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить основную характеристику прозы;
2. Рассмотреть особенности выразительного чтения прозаических произведений;
3. Проанализировать способы работы над прозаическими произведениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав теоретического и практического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 18 страниц. Количество литературных источников – 7.
Заключение:
Основным жанром малой повествовательной прозы считается художественный рассказ. У рассказа выделяются такие характерные черты, по которым его можно отличить от других эпических произведений как: лаконичное повествование; автор выделяет одну проблему; рассказывается одно событие, которое ярко и точно описывает характер героя; в рассказах представлено небольшое количество персонажей; автор описывает небольшой промежуток времени в ограниченном художественном пространстве; выразительное завершение рассказа; редко присутствует рассказчик, повествование идет от лица героя. В качестве примеров приведем рассказы, которые представлены в школьных хрестоматиях, таких авторов как: И.С. Тургенев («Воробей», «Му-му»); А.П. Чехов («Белолобый», «Ванька»); И.А. Бунин («Антоновские яблоки», «Лапти»); К.Г. Паустовский («Кот Ворюга», «Телеграмма»).
Одним из жанров эпоса является сказка. Эпическое, чаще прозаическое произведение необычного характера, как всегда, со справедливым концом. Сказка является эпическим произведением волшебного, приключенческого или повседневного характера с указанием на вымысел. Сказки представляют разные виды устной прозы, отсюда и следуют разные мнения в нахождении ее жанровых качеств. От других видов художественной эпики сказка имеет отличие: сказочник подает ее, а слушатели воспринимают, в первую очередь, как поэтическую выдумка или игру фантазии. Литературная сказка является эпическим жанром, который ориентирован на выдумку произведения и тесно связан с народной сказкой, но, отличается от нее тем, что принадлежит конкретному автору.
Слово «сказка» заверено в письменных источниках не ранее XVII века, появилось от слова «казать» и имело значение, как перечень, список, точное описание. Нынешний смысл приобретает с XVII-XIX вв., раньше употреблялось слово «баснь». Басня также является одним из видов эпической поэзии. Возник он еще до нашей эры у народов из Греции, Индии, Египта. Популярными в те времена стали басни Эзопа, которые оказывали большое влияние на развитие этого вида эпического творчества в будущем.
Структура и особенности басни на протяжении ее исторического развития почти не изменялись. Как правило, басня – это небольшой, обычно стихотворный аллегорический рассказ, преследующий нравоучительные цели. Мораль в басне является результатом иронии над отрицательными человеческими чертами и свойствами. Как правило, авторы представляют своих главных героев в виде животных, причем на их примере показываются как положительные черты характера (честность, храбрость, мудрость, трудолюбие, выносливость, мужество, щедрость), так и негативные качества (глупость, лень, хитрость, алчность, мстительность, эгоизм, жадность, безалаберность, гнев). Каждый персонаж в басне показывает какую-то определенную черту характера. В начальной школе на уроках литературного чтения изучают басни И.А. Крылова («Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Обезьяна и очки»), а во внеурочной деятельности по литературному чтению можно рассмотреть басни Эзопа, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, что будет способствовать формированию личностных читательских интересов.
Подводя итог вышеизложенного, мы обращаем особое внимание на то, что при работе над эпическим родом литературы учителю необходимо помнить о том, что именно художественное слово воздействует на чувства и поступки ребенка, способно изменить его нравственные представления. Поэтому особого внимания, со стороны педагога, требует отбор художественных произведений для ознакомления обучающихся с литературой разных родов и жанров, как в урочной, так и во внеурочной деятельности по предмету.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЗЫ
Проза это антоним стиха и поэзии, формально — обычная речь, не разделенная на обособленные соизмеримые ритмические отрезки — стихи, в эмоционально-смысловом плане — нечто приземленное, обыкновенное, заурядное; фактически же доминирующая форма, в европейских литературах начиная с 18 века (в отношении распространенности беллетристики даже с 17 века); в русской — со второй трети 19 века, хотя на протяжении всего 19 века художественную словесность, включая прозаическую, продолжали называть поэзией. В 19-20 веках проза — безусловно преобладающая форма эпоса и драматургии, гораздо реже встречаются прозаические лирические произведения («стихотворения в прозе»). В разговорной речи 20 века, проникшей и в нестрогий язык истории литературы и критики, теоретически четкая триада «эпос — лирика — драма» практически вытеснена триадой «проза — поэзия — драматургия» [4]. В литературном смысле прозаическим формам предшествует поэзия.
Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.
Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).
С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров.
Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.
В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.
Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.
На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести и романы [1].
Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский.
Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.