Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Методы диагностики интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  1. Введение 3
    1 Определение понятия и структуры интеллекта в разных концепциях 5
    2 Сущность методов (диагностики) интеллекта 14
    Заключение 20
    Список литературы 21

  

Введение:

 

  1. Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития является одной из старейших и одновременно самых актуальных проблем психологического исследования. Ведь успешное выполнение любой деятельности, особенно учебно-познавательной, интеллектуально-творческой зависит, прежде всего, от наличия и участия в этой деятельности интеллектуальной составляющей субъектов этого процесса.
    Интеллект опосредует успешность деятельности человека. По нашему мнению, от него зависит:
    • разумность поведения в межличностных отношениях;
    • решение комплекса учебных, жизненных и профессиональных проблем;
    • социальный статус и самореализация в жизни.
    А значит, интеллект является показателем не только когнитивного, но и целостного личностного развития. Знание психологом структуры и содержания интеллектуальной составляющей субъектов психологического процесса является неотъемлемым условием его эффективной деятельности.
    В связи с этим возникает необходимость уточнения понятия «интеллект», раскрытие его сути, определение структуры.
    Понятие интеллекта больше, чем любое понятие в психологии, оказалось объектом дискуссий, противоречий, критики. Некоторое время в психологии интеллект отождествлялся с мышлением и не рассматривался как отдельная единая когнитивная система. В течение ХХ — начала XXI века исследователи в области психологии, педагогики, социологии, философии, кибернетики и других областей научного познания пытались исследовать понятие «интеллект».
    Интеллект является термином, который используется в течение длительного времени. Он диагностируется тестами интеллекта. Эти тесты используются уже более 100 лет потому, что являются полезными в оценке индивидов: IQ значимо коррелирует с достижениями, связан с получением знаний в различных областях и т.д. При этом положительная оценка традиционных тестов интеллекта время от времени меняется на отрицательную. В таких условиях презентуется динамическое оценивание, как метод диагностики интеллектуальных способностей.
    В отечественной и зарубежной психологии XX — XXI в. исследования интеллекта развивается в нескольких направлениях: исследование психофизиологических задатков общих умственных способностей (С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.М.Русалов, Н.И.Чуприкова и другие), изучение эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.Д. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, Л.В. Путляева, Я.И. Поторий и другие), исследования структурных уровней интеллекта (М.О. Холодная, М.Л. Смульсон, В.Ю. Крамаренко, В.М. Дружинин, Ф.М. Юсупов, Б.М. Величковский и другие), исследования путей диагностики интеллекта (В.М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, М.К. Акимова, Н.О. Батурин, М.А. Курганський, И.С. Волощук и другие), исследование связи интеллекта с творчеством (Д.Б. Богоявленська, Т.В.Корнилова, А.М.Воронин, О.В.Губенко и другие).
    Также, среди зарубежных исследователей интеллекта мы выделяем: Р.Амтхауера, Ф.Вернона, Ф.Гальтона, А. Бине, Ч.Спирмена, Е.Боринга, Л.Термена, Спенсера, В.Штерна, Л.Л.Терстоуна, Эд .Клапаред, Ж. Пиаже, Г.Ю.Айзенка, Р.Стернберга, Р.Б.Кеттела, Г.Гарднера, Дж.Гилфорда, Дж.Мейера и других.
    Результаты психолого-педагогических исследований понятия интеллекта зарубежными и отечественными учеными способствуют расширению его понимания.
    Цель написания контрольной работы – изучить методы диагностики интеллекта.
    В связи с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи: предоставить характеристику феномена интеллекта на основе анализа научных подходов и теорий интеллекта; рассмотреть методики диагностики интеллекта.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, рассмотрев основные подходы к определению интеллекта и определение его структуры, отметим разнообразие теорий, концепций, взглядов, связанных со сложностью объекта изучения. Следует подчеркнуть, что все исследователи интеллекта делали акцент на особенностях структурных компонентов интеллекта и зависимости от них успешности обучения, применение знаний и опыта на практике, решения различного типа проблем.
На наш взгляд, интеллект является одним из факторов успешности обучения, а успешность обучения — одно из многих проявлений интеллекта.
По нашему мнению, обучение является важным фактором развития интеллекта и его структурных составляющих в том случае, если оно развивает механизмы интеллектуальной деятельности.
Итак, одним из главных условий эффективной психологической деятельности является исследование и применение на практике психологом знаний природы интеллекта, особенностей его структуры и закономерностей интеллектуального развития субъектов этого процесса.
Как показывает обзор литературы по теме теоретического понимания интеллекта и содержательный анализ тестов, направленных на диагностику интеллекта, данная отрасль психологических исследований требует дальнейших разработок и теоретического и прикладного характера.
Проанализированные нами тесты имеют определенные недостатки уже на уровне содержательной валидности, вызванные как трудностями их перевода, так и социо-культурной разницей мировоззренческих установок и имплицитно присутствующих моделей эмоционального реагирования у разработчиков тестов и у потенциальных респондентов.
Как свидетельствует представленный выше обзор теоретических подходов к определению интеллекта и методик его измерения, на данный момент в этой сфере не хватает единственно признанного теоретического подхода и хорошо валидизованого инструментария.

  

  1. Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития является одной из старейших и одновременно самых актуальных проблем психологического исследования. Ведь успешное выполнение любой деятельности, особенно учебно-познавательной, интеллектуально-творческой зависит, прежде всего, от наличия и участия в этой деятельности интеллектуальной составляющей субъектов этого процесса.
    Интеллект опосредует успешность деятельности человека. По нашему мнению, от него зависит:
    • разумность поведения в межличностных отношениях;
    • решение комплекса учебных, жизненных и профессиональных проблем;
    • социальный статус и самореализация в жизни.
    А значит, интеллект является показателем не только когнитивного, но и целостного личностного развития. Знание психологом структуры и содержания интеллектуальной составляющей субъектов психологического процесса является неотъемлемым условием его эффективной деятельности.
    В связи с этим возникает необходимость уточнения понятия «интеллект», раскрытие его сути, определение структуры.
    Понятие интеллекта больше, чем любое понятие в психологии, оказалось объектом дискуссий, противоречий, критики. Некоторое время в психологии интеллект отождествлялся с мышлением и не рассматривался как отдельная единая когнитивная система. В течение ХХ — начала XXI века исследователи в области психологии, педагогики, социологии, философии, кибернетики и других областей научного познания пытались исследовать понятие «интеллект».
    Интеллект является термином, который используется в течение длительного времени. Он диагностируется тестами интеллекта. Эти тесты используются уже более 100 лет потому, что являются полезными в оценке индивидов: IQ значимо коррелирует с достижениями, связан с получением знаний в различных областях и т.д. При этом положительная оценка традиционных тестов интеллекта время от времени меняется на отрицательную. В таких условиях презентуется динамическое оценивание, как метод диагностики интеллектуальных способностей.
    В отечественной и зарубежной психологии XX — XXI в. исследования интеллекта развивается в нескольких направлениях: исследование психофизиологических задатков общих умственных способностей (С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.М.Русалов, Н.И.Чуприкова и другие), изучение эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.Д. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, Л.В. Путляева, Я.И. Поторий и другие), исследования структурных уровней интеллекта (М.О. Холодная, М.Л. Смульсон, В.Ю. Крамаренко, В.М. Дружинин, Ф.М. Юсупов, Б.М. Величковский и другие), исследования путей диагностики интеллекта (В.М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, М.К. Акимова, Н.О. Батурин, М.А. Курганський, И.С. Волощук и другие), исследование связи интеллекта с творчеством (Д.Б. Богоявленська, Т.В.Корнилова, А.М.Воронин, О.В.Губенко и другие).
    Также, среди зарубежных исследователей интеллекта мы выделяем: Р.Амтхауера, Ф.Вернона, Ф.Гальтона, А. Бине, Ч.Спирмена, Е.Боринга, Л.Термена, Спенсера, В.Штерна, Л.Л.Терстоуна, Эд .Клапаред, Ж. Пиаже, Г.Ю.Айзенка, Р.Стернберга, Р.Б.Кеттела, Г.Гарднера, Дж.Гилфорда, Дж.Мейера и других.
    Результаты психолого-педагогических исследований понятия интеллекта зарубежными и отечественными учеными способствуют расширению его понимания.
    Цель написания контрольной работы – изучить методы диагностики интеллекта.
    В связи с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи: предоставить характеристику феномена интеллекта на основе анализа научных подходов и теорий интеллекта; рассмотреть методики диагностики интеллекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

  1. Анализ научных источников свидетельствует о том, что понятие интеллекта является многозначным.
    Интеллект (лат. Intellectus — познание, понимание, рассудок) — субъективная способность живых существ осуществлять социально-ориентированную деятельность, выражающуюся в приспособлении к среде, его творческой смене. Интеллект обеспечивает организму прогрессирующий жизненный стимул. Он противопоставляется инстинктам и шаблонам. Также интеллект рассматривается как способность, позволяющая живым существам активно достигать поставленной цели.
    Интеллект рассматривается как способность к мышлению, рационального познания.
    Интеллект (от лат. Intellect — понимание, познание) — это:
    1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и является основой других способностей;
    2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения;
    3) способность к решению проблем без проб и ошибок в уме.
    Понятие «интеллект» (англ. Intelligence) как объект научного познания было введено в психологию английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX в. [1, с. 121-124]
    Следующие исторические этапы исследования интеллекта связаны с попытками структуризации этого психологического понятия и выделение в его содержании личностного фактора. Согласно большого количества научных исследований в области интеллекта и теории интеллекта, существует большое количество подходов к раскрытию этого понятия. На основе анализа научных источников по проблеме интеллекта человека, выделим следующие подходы к пониманию сущности понятия «интеллект», которые на протяжении ХХ — начала XXI века подлежали научному анализу:
    • феноменологический подход (интеллект объясняется в контексте проблемы организации феноменального поля сознания;
    • психометрический подход (интеллект рассматривается как измеряемый тестами интеллекта);
    • контекстуальный (социокультурный) подход (интеллект — как результат процесса социализации, а также влияния на него культуры);
    • биологический (генетический) подход (интеллект — как генетически обусловленный адаптационный механизм, который способствует приспособлению человека к различным условиям, выступает как способность личности сосредоточивать свои умственные усилия на освоении и применении информации в жизни, адекватно реагировать и находить правильные пути решения проблемных ситуаций;
    • процессуально-деятельностный подход (интеллект — как особая форма человеческой деятельности);
    • образовательный подход (интеллект — как фактор и результат целенаправленного обучения, в частности, как «зона ближайшего развития», как способность или один из факторов успешности обучения);
    • информационный подход (интеллект — как совокупность процессов переработки информации в процессе решения сложных логических задач, как аналог компьютера);
    • функционально-уровневый подход (интеллект — как система разноуровневых познавательных процессов, интеллект как иерархия познавательных процессов);
    • регуляционный подход (интеллект — как фактор саморегуляции психической активности);
    • метакогнитивный (интегративный) подход (интеллект — как многоаспектный, однако интегрированный конструкт).
    У представителей каждого подхода выработались свои представления о понятии «интеллект». Рассмотрим их подробнее [4, с. 88-91].
    Б.Г. Ананьев считает, что интеллект является сложной умственной деятельностью, которая характеризуется единством межфункциональных связей познавательных функций разного уровня (в частности, психомоторики, памяти, внимания, мышления).
    В.М. Дружинин отмечает, что интеллект выражает свойство, способность, способность к мышлению.
    В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, Г.Г. Андреев рассматривают интеллект как совокупность умственных способностей человека, как интегральную и высоко дифференциальную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга.
    Ж. Пиаже рассматривает понятие «интеллект» как гибкую, одновременно устойчивое структурное равновесие поведения, как адаптацию к окружающему миру, что выражается в поддержании равновесия между ассимиляцией (усвоение и воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных схем) и аккомодацией (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира).
    М.Л. Смульсон толкует понятие интеллект как целостное интегрированное психическое образование, которое обеспечивает порождение, конструирование и перестройку личностных ментальных моделей мира.
    Р. Стернберг рассматривает интеллект как вид умственной саморегуляции (самоуправления) своей жизнью конструктивным, метакогнитивным способом, метакогнитивным адаптивным поведением.
    По мнению М.О. Холодной, интеллект — форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и ментальных репрезентаций явлений, которые строятся в рамках этого пространства.
    Как видим, прежде всего, интеллект ученые характеризуют как общую способность, метакогнитивную структурную организацию, систему психических механизмов, как информационную, адаптивную и регулятивную деятельность, заключающуюся в способности эффективно решать задачи, учиться, использовать приобретенный опыт для решения проблем, адаптироваться в обществе.
    В психологических исследованиях зарубежных и отечественных исследователей ХХ в. в области интеллекта пытались определить его структуру: когнитивные модели, способности, связанные с межличностным общением и решением ежедневных проблем, выделены особые виды интеллекта. Отечественные ученые разделяют природу интеллекта: с одной стороны — «целостное» образование, с другой стороны, — его «многоструктурность» и «интегрированность» его структур [8, с. 101-103].
    На основе анализа указанных структур мы выделяем три основные группы теорий, объясняющие структуру интеллекта:
    1. Теории, связанные с понятием «многоструктурности» интеллекта.
    2. Теории, связанные с понятием «целостности» интеллекта.
    3. Теории, связанные с понятием «интегрированности структур» интеллекта.
    Иерархическую модель структуры интеллекта предложил Ч.Спирмен. Этот ученый начал первое направление исследования структуры интеллекта. Исследователь предложил двухфакторную теорию организации свойств интеллекта. Согласно этой теории, любая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор (генеральный g-фактор) и ряд специфических s-факторов, присущих только одному виду деятельности. В частности, g-фактор содержит общую умственную энергию, а различные виды специфических факторов, которые отражают механизмы, с помощью которых эта энергия используется в различных видах деятельности.
    К трем основным подфакторав общего интеллекта ученый относил: числовой (обусловливает успешность изучения точных наук), пространственный (обусловливает успешность обучения предметам естественно-гуманитарного цикла), вербальный (обусловливает успешность обучения всем предметам, а особенно — гуманитарных).
    Впоследствии Г.Ю.Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость (умственный темп) переработки информации центральной нервной системой.
    Одним из ведущих представителей многофакторной теории интеллекта был Л.Л.Терстоун. Он выделил 7 факторов, которые обозначил как «первичные умственные способности»:
    • «пространственный» (способность мысленно оперировать пространственными отношениями);
    • «восприятие» (способность детализировать зрительные образы);
    • «числовой» (способность выполнять основные арифметические действия);
    • «вербальное понимание» (способность раскрывать значение слов);
    • «легкость речи» (способность быстро подобрать слово по заданному критерию);
    • «память» (способность запоминать и воспроизводить информацию);
    • «логическое рассуждение» (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур).
    Дальнейшие разработки идей множественности интеллектуальных способностей связаны с именем Дж.Гилфорда. Этот ученый создал кубическую модель структуры интеллекта. В ней содержится 5x5x6 категорий, то есть 150 ячеек модели куба, каждому из которых соответствует определенный фактор, или способность.
    Ведущим положением теории Дж.Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу 150-ти различных интеллектуальных способностей.
    Согласно модели Дж.Гилфорда каждая клеточка этой модели означает вид способности, который может быть описан в терминах операции, содержания и продукта, и для каждой клетки в месте ее пересечения с другими есть единственное сочетание видов операции, содержания и продукта.
    Первое измерение «операции», согласно гипотезе исследователя, — это вид мыслительных операций, которые являются составными формирования у человека способностей к познанию, памяти, дивергентному и конвергентному мышлению, оценке.
    Второе измерение — «содержание» характеризует природу материала или информацию, на основе которых осуществляется формирование действий.
    Третье измерение «продукт, или результат» характеризует форму, в которой информация обрабатывается интеллектом — элементы, классы, отношения, системы, типы преобразования, выводы.
    В ходе проведенного нами анализа научных исследований было установлено, что многофакторные теории интеллекта подверглись критике со стороны ученых. Ведь считается, что эти теории основаны на ложной гипотезе, в которой свойства интеллекта рассматриваются как независимые факторы, хотя они являются интегрированными и взаимосвязанными понятиями. Несмотря на критику многофакторных теорий, психологические исследования в этой области продолжаются и сейчас.
    В частности, Р.Стернберг создал триархическую теорию интеллекта, согласно которой выделяются три формы интеллекта: аналитическая, креативная и практичная. Согласно Р.Стернбергу и его исследовательской группы, отдельные формы интеллекта — это конструкты, отличные от генерального интеллекта.
    Теорию множественности форм интеллекта отстаивает психолог Г.Гарднер. Теория предполагает семь базовых форм проявления интеллекта:
    • вербально-лингвистическая (способность создавать и передавать информацию, базируется на отзывчивости к смыслу слов и эффективной вербальной памяти);
    • логико-математическая (способность манипулировать категориями, соотносить их с помощью знаков, символов);
    • визуально-пространственная (способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме);
    • телесно-кинестезическая (способность к точному исполнению двигательных действий в искусстве, спорте, ручной работы);
    • музыкально-ритмическая (способность к восприятию, составление и выполнение эмоциональной музыки);
    • внутриличностная (способность к рефлексии);
    • межличностная (способность замечать, чувствовать и контролировать настроения, темперамент, мотивацию и намерения других людей и использовать это в своих целях) [7, с. 139-142].
    Г.Гарднер подчеркивает, что все формы интеллекта взаимосвязаны и функционируют вместе, создавая так называемый интеллектуальный профиль человека.
    Отечественный ученый Б.М.Величковский, как представитель многофакторной теории структуры интеллекта, рассматривает интеллект как иерархию познавательных процессов, включающих шесть уровней познавательного отражения. Так, нижние «этажи» интеллекта имеют отношение к регуляции движений предметной среды, где высшие «этажи» отвечают за хранение знаний и стратегии преобразования знаний.
    Попытки систематизировать когнитивные факторы в понятие целостного интеллекта были сделаны Р.Б.Кеттеллом и Ф.Верноном.
    Рассматривая соотношение теорий, мы пришли к выводу, что теория Р.Б.Кеттелла является синтезом теорий Ч.Спирмена и Л.Л.Терстоуна и включает несколько иерархических уровней. На «вершине» — генеральный фактор (G). Среди факторов второго порядка иерархической структуры интеллекта основными были признаны флюидный (fluid) и кристаллический (crystallized) виды интеллекта. Учеными было установлено, что флюидный (невербальный) интеллект свободный от влияния культуры, а кристаллический (вербальный) интеллект зависит от культуры и опыта решения проблем, является основой развития мудрости.
    Отечественный представитель этого подхода Б.Г. Ананьев предложил функционально-уровневую теорию определения структуры интеллекта, согласно которой критерием развития интеллекта является характер межфункциональных связей различных познавательных функций и степень их интегрированности. В центре этих межфункциональных связей находится практическое мышление.
    По нашему мнению, главным теоретическим результатом исследований второго направления является признание существования «общего интеллекта». Его оценка осуществляется на основе добавления результатов выполнения множества интеллектуальных тестов, составленных по определенным правилам.
    Отечественные исследователи структуры интеллекта М.Л.Смульсон и М.О.Холодная являются представителями третьего подхода к определению структуры интеллекта — интегративного. Исследователи считают, что настоящей феноменологией интеллекта являются особенности состава и строения индивидуального ментального пространства, что «изнутри» вызывает различные проявления интеллектуальной активности субъекта и дополняет когнитивную составляющую интеллекта.
    Ментальное пространство подразумевает собой субъективное пространство, созданное в уме, где хранятся в памяти слова, опыт, происходит организация знаний, реализуется поиск решения определенной проблемной ситуации, обеспечиваются возможности продвижения информации об имеющихся события и их преобразования. Основными когнитивными компонентами структуры интеллекта М.Л.Смульсон считает мышление, речь, воображение, а также интеллектуальные стратегии, интуицию, рефлексию, психологические защиты.
    Двойственность употребления понятия «интеллект» прослеживается в исследовании В.Ю.Крамаренко и др., где интеллект рассматривается как интегральная и высокодифференцированная способность к мышлению. Эти исследователи предлагают рассматривать интеллект на трех уровнях. На базовом уровне здравого смысла отражен обычный тип практической деятельности людей, который реализуется логикой непосредственной повседневной жизнедеятельности и проявляется в сообразительности. Второй уровень интеллекта и его базовая способность — благоразумие, основу которого составляет устойчивая система знаний. Высоким уровнем интеллекта является разум, который отражает высшие творческие возможности, вбирая в себя все ценное из здравого смысла, благоразумия. Отличительной от предыдущих является операционная теория интеллекта Ж. Пиаже, согласно которой структура интеллекта характеризуется последовательностью генетических стадий его развития. Ученый выделяет 5 таких стадий:
    • стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 лет);
    • стадия символического или допонятийного интеллекта (от 1,5-2 лет до 4 лет);
    • стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет);
    • стадия конкретных операций (от 7-8 лет до 11-12 лет);
    • стадия формальных операций, рефлексии (11-12 лет — весь юношеский период) [6, с. 171-173].
    Мы осуществили обобщение и выделили собственное видение понятия интеллекта. Мы рассматриваем это понятие как сложное, многоаспектное, интегрированное психологическое явление, объединяющее в своей структуре когнитивные и личностные свойства личности и направлено на приобретение и применение знаний и опыта в построении логических схем и мыслительных операций, с последующим использованием их в процессе мышления на время нахождения правильных путей решения проблемной ситуации.
    Мы подвержены интегративному подходу в определении структуры интеллекта.
    На наш взгляд, составляющие интеллекта не являются отдельно функциональными, а связаны между собой в межфункциональных и межструктурных связях.
    Мы считаем, целесообразным определить в интеллектуальной структуре соотношение практического и теоретического, когнитивного и личностного компонентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы