Контрольная работа на тему Методологические основы философии государства: гносеологический и антропологический аспекты в учении Т.Гоббса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Учение Гоббса, основные аспекты 4
1.1 Основные аспекты этики, естественные законы, договорная теория 4
1.2 Трактат «Левиафан» 6
2. Антропологический и гносеологический аспекты учения Гоббса 8
Заключение 14
Список литературы 15
Введение:
Изучение методологических
основ философии государства, в том числе гносеологических и антропологических
аспектов учения Гоббса, позволяет не только составить представление о различных
теориях становления государства и государственной власти, но и служит основой
для понимания происходящих в сформировавшемся государстве изменений.
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что понимание
исторических учений о происхождении и функционировании государства не только
способствует принятию более грамотных государственных учений с учетом тех или
иных обстоятельств, но и повышает шансы избежать тех исторических ошибок,
которые были допущены ранее. Также понимание сути гносеологических и
антропологических аспектов учения Гоббса позволяет лучше понять варианты
взаимоотношений государства и индивидуума, понять суть стратегии
взаимодействия с учетом допущенных в учениях прошлого ошибок, а также
современных аспектов и обстоятельств. В современной мировой ситуации
повышенной эпидемиологической опасности и возникшего экономического кризиса
понимание верных и ошибочных путей взаимодействия государства и граждан
особенно важно, что подтверждает актуальность темы настоящего исследования.
Целью настоящего
исследования является изучение методологических основ философии государства на
примере гносеологических и антропологических аспектов в учении Т. Гоббса.
Исходя из указанной цели
ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть основные
аспекты этики, договорную теорию и естественные законы Гоббса;
2. Проанализировать трактат
«Левиафан»;
3. Изучить
антропологический и гносеологический аспекты учения Гоббса.
Заключение:
Рассмотрение философской
системы Гоббса с точки зрения знания XXI века позволяет заключить, что ей
присущи недостатки присущи всей механической методологии в целом. В связи с
этим и через полтора столетия не теряет своей актуальности критика
позитивизма. Настолько упрощенный взгляд на предмет сугубо гуманитарного
исследования, попытка его изучения с позиции естественных наук, в настоящее
время характеризуется как позиция ретроградства, враждебная для человека.
Однако редукционизм XVII в., построенный на новейших для того времени
достижениях в области физики, механики и математики, стал естественным
переходным звеном прогресса общественной мысли, этапом, без которого было бы
невозможно становление философии как науки и формирование
причинно-следственных связей в субъектно-объектных взаимоотношениях государства
и человека.
Антропология человека в
рамках процесса государственной рефлексии уходит своими корнями в классическую
парадигму философии, вследствие чего проблема субъектно-объектного
взаимодействия государства и человека остается решаемой только в ее рамках.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность изучения классических концепций
общественной мысли, являющихся исторической ступенью к нынешнему европейскому
государственному устройству и определению места человека в современном
социуме.
Смена
общественно-экономической формации в России конца ХХ в., а также формирование
всесторонне самодостаточного государства в первом десятилетии XXI в. выдвигают
на первый план антропологический аспект исследований, подчеркивают важность
осмысления процессов взаимоотношений государства и человека, рассмотрения
верных и ошибочных представлений о роли в данных взаимоотношениях государства
и индивидуумов.
Фрагмент текста работы:
1.
УЧЕНИЕ ГОББСА, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1
Основные аспекты этики, естественные законы, договорная теория
Основой этики Гоббса
является неизменная чувственная «природа человека». Основа нравственности,
согласно Гоббсу, представляет собой «естественный закон», то есть стремление к
удовлетворению потребностей и самосохранению. В рамках учения Гоббса главным и
самым фундаментальным естественным законом всякому человеку предписывается
добиваться мира, пока есть надежда его достигнуть[1].
Вторым естественным законом
предусматривается, что в случае согласия других людей человек должен
отказаться от права на вещи в той мере, в которой это необходимо для реализации
самозащиты и интересов мира. На основе второго естественного закона выводится
формулировка краткого третьего, согласно которому людям необходимо выполнять
заключенные соглашения. По словам самого Гоббса остальные естественные законы
(всего 19) можно резюмировать одним несложным правилом: «не делай другому того,
чего ты не хочешь, чтобы делали тебе»[2].
Гоббс также является
одним из основателей «договорной» теории происхождения государства. В рамках
данной теории Гоббс выделяет три формы государства: аристократию, монархию и
демократию. Он не одобряет демократию потому что «черни недоступна большая
мудрость», а также по причине того, что при демократии возникают партии, а это,
в свою очередь, приводит к гражданской войне[3].
Более совершенной формой считается аристократия. Однако степень ее
совершенства напрямую зависит от степени участия в правлении народа и [1] Викторук Е.Н., Черняева А.С. Философия
науки: история, методология, этика: учебное пособие для аспирантов и
соискателей./Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. — С. 79. — 120 с. [2] Поляков А.В. Признание права и принцип
формального равенства/С.-Пб.: Известия высших учебных заведений. Правоведение,
2015. — № 6 (323). — С. 57-77. — 188 с. [3] Кудашов В.И., Равочкин Н.Н., Розов Н.С..
Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология философии, науки и
образования//М.: Вопросы философии, 2017. — № 2. — С. 212-215. — 280 с.