Контрольная работа на тему Методика выполнения библиографических и фактографических справок. (с примерами)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Особенности библиографической информации. 5
2. Методика выполнения библиографических справок. 9
3. Методика выполнения фактографических справок. 14
Заключение. 16
Список использованной литературы.. 18
Введение:
Библиография имеет важное
значение в современное время, как инструмента информационного управления
процессом производства, распространения, хранения и использование социальной
информации в обществе.
Четкие и научно
обоснованные подходы библиографии способны помогать нормализовать и
структурировать большой поток информации. Библиография обладает целью
осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание
изданных произведений, в независимости от того, в каких собраниях либо
библиотеках они находятся. Библиография – это источник наших справок
относительно существующих книг и основанием всей документации.
Являясь посредником между
книгами и читателями, служит неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, и
ценным компонентом культуры и науки. Благодаря библиографии человечество
способно всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.п.
Владение информацией и
всеми методами, средствами и формами ее производства, распространения, хранения
и использования — это объективная необходимость для каждого индивида, в особенности
специалиста в сфере информации, библиотечного и книжного дела. Роль
библиографической информации в культуре в том, что она является средством
сохранения памяти о документах, в особенности редких, древних, забытых, считается
средством распространения культурных ценностей.
Являясь отчужденной от
документа, библиографическая информация – это средство его поиска и может способствовать
его популяризации и известности. Без библиографии книжная торговля, издательское
дело, научно-информационная деятельность не может функционировать полноценно.
Выясняя роль библиографии
в современном мире, в первую очередь, важно подчеркнуть, что она интенсивно
функционирует в науке, где выступает инструментом творческого процесса, неким
отчетом и средством измерения научной продукции, определении ее ценности.
Библиография имеет тесную
связь с гуманитарными и социальными научными дисциплинами, в особенности с
текстологией, историографией, гражданской историей, семиотикой, языкознанием, историей
литературы.
Библиография имеет
большое значение в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии
их появления описания научных публикаций являются ценным материалом для
суждения об истории научной дисциплины либо конкретной проблемы, показывают
всплески интереса к методам, открытиям, напротив, угасание, когда выясняется
недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.п.
Библиография играет
большую роль для каждого читателя. Библиографическая информация может способствовать
непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и
потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во
взаимосвязь.
Заключение:
Таким образом, библиография
– это неотъемлемая часть такого вида общественной деятельности, как книжное и библиотечное
дело, а с учетом современных достижений культуры и научно-технического
прогресса является информационной деятельностью (коммуникация, общение).
Библиографией на сегодняшний
день занимаются различные учреждения, специалисты, ученые, лица, которые занимаются
самообразованием. В общей системе субъектов библиографической деятельности большое
значение отводится библиотекам.
Они призваны играть роль
информационных центров, оказывать содействие пользователям в поиске необходимых
документов, пропаганде литературы. Успешное решение данных задач возможно при
условии высокого профессионализма библиотечных кадров.
Сущность библиографии,
несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в области
технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и
видеозаписи, компьютерной техники, телевидения не смогли повлиять на изменения
природы библиографии, так как главная потребность человека и общества, ставшей причиной
появления библиографии, заключается в потребности в информации и знании — сохраняется
и остается до сегодняшнего момента.
Владение информацией и
всеми формами, методами и средствами ее производства, распространения, хранения
и использования — это объективная необходимость для каждого человека, в особенности
специалиста в сфере информации, книжного дела. Библиографический поиск при
помощи традиционных источников информации не потерял своего значения.
Человечество вступило в 21
век на новом этапе своего развития — этапе информационного общества.
Лавинообразный рост объема информации, ее существенные изменения, развитие
информационных технологий — все это привело к существенным переменам самого
общества. Сегодня информация, знания, технологии – это самые востребованные товары.
Уровень развития страны
определяется в большинстве своем уровнем ее информатизации, в первую очередь,
обеспечивающей ее процветание и конкурентоспособность.
В данных условиях растет
значение умения создавать, потреблять и распространять библиографическую
информацию, умения верно ориентироваться в потоке информации, растет роль
информационной культуры человека.
Важно подчеркнуть, что в
эру компьютеризации общества и внедрения информационных технологий информация несет
качественные изменения и, как следствие, изменяются содержание, структура,
технология библиографии.
Исключительно
компьютеризация информационных процессов в современном обществе еще в наибольшей
мере требует специалистов, которые знают и умеют качественно и эффективно осуществлять
логическую переработку документальной информации, готовить соответствующие
библиографические пособия, вести все виды библиографического обслуживания.
Итак, библиографоведение
на сегодняшний момент становится в особенности востребованным знанием в
профессиональной деятельности современного специалиста, в том числе
библиотечного работника.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности библиографической информации Термин «библиографическая
информация» получил распространение в библиографической науке и практике в
начале 50-х гг. ХХ в. и в настоящее время является исходной категорией общей
теории и методологии библиографии. В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная
деятельность. Библиография. Термины и определения» библиографическая информация
определяется как «информация о документах, необходимая для их идентификации и
использования»[1].
Основной функцией
библиографии В.А. Фокеев считал познавательную функцию и ввел понятие «уровней»
библиографического знания, различающихся по характеру и познавательным
возможностям. Эти уровни применимы и к характеристике национального
библиографического знания, поскольку оно представлено библиографическими
пособиями.
Первый уровень –
описательный, на котором знание отдельных библиографических фактов предлагается
в форме библиографических записей.
Второй уровень – объяснительное знание,
имеющее задачей интерпретацию библиографических фактов, их потоков, массивов и
оценку.
Третий уровень назван
классификационным, поскольку библиографическое знание заключает в себе
структурированные определенным образом массивы библиографических записей,
библиографических пособий, баз данных (online-версий) и является качественно
новым представлением о текстах и связанных с ними предметных областях.
На четвертом уровне
получает отражение теоретическое (библиографоведческое) знание о
закономерностях развития и функционирования массивов и потоков
документированных текстов в системе социальных коммуникаций.
Последний уровень связан
с библиографическим знанием, выражающимся предписаниями и решениями по
отношению к текстам, по сути методическим[2].
В современной
национальной библиографии под влиянием виртуальной информационной среды и
фактора «электронные ресурсы» происходят значительные
изменения, расширяющие границы
библиографического знания. К ним относятся ориентация на различные
международные стандарты – каталогизации; идентификационных систем, таких как
ISBN, ISSN, ISMN, URL, PURL, NBN (национальный библиографический номер) и URN
(унифицированное название ресурса); систем конверсии алфавитов
(транслитерация); авторитетного контроля (национальные авторитетные файлы имен
индивидуальных авторов, учреждений, названий, предметных рубрик); систем классификации
и индексирования (DCD, UDC); программного обеспечения (формат MARC и его
международные или национальные модификации, например, MARC21, MARC-21-Fin);
метаданных (схемы, используемые для организации сложного информационного
пространства и цифрового управления его объектами), а также постоянных
обозначений цифровых объектов.
С 2008 г. работа с ними в
национальных библиографических агентствах регулируется «Руководством по
национальным библиографиям в эпоху цифровых технологий», созданным ИФЛА[3].
Особое место в документе
отведено анализу реальных и потенциальных пользователей национальных
библиографических ресурсов, их специфическим потребностям и запросам, лежащим в
основе познавательной деятельности и имеющим результатом подвижное,
трансформируемое и функционирующее в социуме личное и общественное
библиографическое знание.
В первую очередь, среди
них выделены сотрудники библиотек:
— каталогизаторы;
-комплектаторы;
— библиотекари,
занимающиеся формированием фондов и их сохранностью;
-библиографы;
— специалисты, работающие
с обязательным экземпляром.
Наиболее неоднородную
группу представляет собой категория конечных пользователей, к которой отнесены
формальные или неформальные группы, коллективные пользователи.
В число пользователей
включены также издатели, полиграфисты и книготорговцы, представители финансовых
организаций, специалисты в области статистики и интеллектуального права,
журналисты, переводчики, иллюстраторы и другие физические лица, а также поисковые
машины, знание технических требований которых реализует качественный доступ к
записям национальной библиографии в режиме online, поиск, сбор, анализ и оценку
информации.
В настоящее время
значительную часть поисковой деятельности с помощью национальных
библиографических ресурсов составляет предметный поиск на основе авторитетных
файлов предметных рубрик.
Предметный доступ к
информации может квалифицироваться как высокий уровень профессионального
библиографического знания, особенно при совершенствовании технологии
индексирования документов (текстов), соотнесении предметных рубрик с нотацией
Универсальной десятичной классификации и даже простого их преобразования
методом визуализации в тематическую карту (ISO 13250) с web-приложением.
В тематических картах в
отличие от тезаурусов нет жестко определенных связей – эквивалентных,
иерархических или ассоциативных, может создаваться любой их тип, и, будучи
независимой от местонахождения ссылок структурой, тематическая карта
предусматривает навигацию по многим ресурсам[4].
Таким образом,
современная национальная библиография остается важным информационным ресурсом и
принадлежит к системам, организующим текстовое знание.
Она обладает
методологическим и методическим инструментарием его структурирования и
интерпретации, поддерживает разнообразные процедуры поиска информации с
множеством точек доступа, а также связь с локальными каталогами или
полнотекстовыми базами данных для обеспечения интеллектуального доступа к
искомым документам и знаниям.
Сочетая информационные и
знаниевые характеристики, национальная библиография генерирует сведения о
документах какой-либо страны (нации) и способствует их изучению. [1] Фокеев, В.А. Библиографоведение.
Информатика: терминолог. словарь / В.А. Фокеев. – Москва: Литера, 2009. – 488
с. – (Сер. «Современная библиотека». Вып. 46). – С. 46. [2] Фокеев, В.А. Природа
библиографического знания / В.А. Фокеев. – Москва: РГБ, 1995. – 352 с. – С. 38 [3] Национальная библиография в
электронную эру: руководство и новые направления развития / Рабочая группа ИФЛА
по созданию руководств, регламент. работу систем нац. библиогр.; ред. М. Жумер;
пер. с англ. Л.К. Леликовой (РНБ). – Мюнхен: К. Заур, 2009. – 292 с. – (Серия
публикаций ИФЛА по библиографическому учёту. – Т.39). [4] Влодарчик, Б. Библиотека
тематической карты – лучшая библиотека: введение к проекту «Национальная
библиотека Польши» / Б. Влодарчик; пер. на рус. яз. Е. Загорская. – URL:
http://conference.ifla. org/ifla78 (дата обращения: 01.10.2020).