Контрольная работа на тему Методика выполнения библиографических и фактографических справок.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Виды справок и их выполнение 3
2. Этапы выполнения справок 10
3. Методика выполнения библиографических и фактографических «виртуальных справок» 12
Заключение 17
Литература 18
Введение:
Справочно-библиографическое обслуживание, являясь одним из ведущих направлений библиографической деятельности библиотеки и остается актуальным и в современных условиях.
Совокупное количество запросов от самых различных физических и юридических лиц принято подразделять на четыре типа, три из которых относятся к библиографическим и один к фактографическому типам. Соответственно подразделяются и ответы на эти запросы, выдаваемые в виде справок. Справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую и (или) фактографическую информацию, найденную в ходе библиографического поиска и соответствующий запросу читателя.
Библиографические, в свою очередь, подразделяются на тематические, уточняющие и адресные. Главным отличительным признаком библиографической справки является наличие в ней библиографической информации.
Библиографическая справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка), о содержании библиографической информации по определенной теме (тематическая справка); об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка) Фактографическая справка – ответ на запрос, содержащий фактические сведения.
Дополнением к такой общей классификации справок является наличие справок, содержащих не только библиографическую информацию, но ссылки на полные тексты документов и выполненные на основе использования автоматизированных информационных ресурсов поиска
Заключение:
Деятельность библиотеки, всех ее структурных подразделений направлена на качественное и оперативное обслуживание читателей, удовлетворение их информационных потребностей. Справочно-библиографическое обслуживание является одной из основных и важнейших функций библиотек, обеспечивающей удовлетворение разовых информационных потребностей. У пользователей библиотек по различным мотивам эпизодически возникает потребность в библиографической или фактографической информации, которую они не в состоянии самостоятельно удовлетворить. С такими запросами пользователи обращаются к сотрудникам библиотек. Эти запросы могут быть связаны с профессиональной, учебной и другими видами деятельности пользователей, с целью самообразования. Они содержат требования на информацию различного характера: о составе и содержании библиотечного фондов, поиск конкретных документов или фактов и т.д.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется путем выполнения справок и консультаций по запросам пользователей информации. Для целей организации справочно-библиографического обслуживания справки классифицируются как по сущностным, так и по формальным признакам. ГОСТ 7.0–99 различает два вида справок: библиографическая справка: ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка), о содержании библиографической информации по определенной теме (тематическая справка); об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка); фактографическая справка – ответ на запрос, содержащий фактические сведения.
Фрагмент текста работы:
1. Виды справок и их выполнение
Основными результатами справочно-библиографического обслуживания являются:
• справки
• методические консультации
Справки, в зависимости от характера запроса, могут быть библиографическими или фактографическими.
Библиографические справки подразделяются на:
• тематические
• адресные
• уточняющие [4].
Справки различаются также по форме обращения пользователей, представляющих в библиографическую службу информационного учреждения устный, письменный или электронный (виртуальный) запрос. Устные справки выполняются, как правило, оперативно, в присутствии пользователей или по телефону (режим «вопрос–ответ»). Письменные справки в большинстве своем отвечают на сложные запросы, поэтому срок выполнения каждой такой справки устанавливается индивидуально при приеме запроса. Сроки выполнения виртуальных справок определяются правилами работы соответствующих служб. Этими же правилами определяется и сложность выполняемых службой запросов.
Справки делятся также на внутренние и внешние. Внутренние справки выполняются в процессе межличностного общения субъекта информационного обслуживания с пользователем в библиотеке. Внешние справки выполняют по запросам, поступающим по различным каналам связи (телефону, традиционной и электронной почте, в режиме виртуального справочно-библиографического обслуживания и др.) от жителей данного или других населенных пунктов. Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание – предоставление удаленным пользователям средствами электронной связи в ответ на разовый запрос библиографической и/или фактографической информации, в том числе ссылок на конкретные ресурсы Интернет. Виртуальная справка – онлайновая справочная служба, выполняющая библиографические, тематические и фактографические запросы по всем отраслям знаний для удаленных пользователей. Виртуальная справка выполняется в режиме «Вопрос – ответ» [8].
Методика выполнения тематических справок.
Тематическая справка представляет собой перечень документов по определенной теме.
При ее выполнении особую важность приобретает:
1 этап — прием запроса.
Запрос должен точно отражать тематические потребности читателя в информации. От того, насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть выбор источников поиска.
Уточнение запроса может проводиться в сторону сужения, конкретизации темы.
Например – от читателя поступил запрос на тему – «Взаимосвязи и взаимовлияние национальных литератур», а при уточнении оказалось, что его интересуют взаимовлияние лишь двух литератур: русской и французской.
В других случаях, напротив, возникает потребность в расширении темы, когда запрос носит узкоспециальный характер и необходимо определить область более широкую.
Например, при приеме запроса на литературу о языковой коммуникации уточняется, что она входит в более широкий раздел — психолингвистику. Такое расширение запроса необходимо потому, что узкие вопросы могут быть не предусмотрены схемами каталогов и картотек, которыми располагает библиотека [1].