Контрольная работа на тему Методика составления отдельных типов универсальных краеведческих пособий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Основная часть 4
Заключение 13
Список литературы 15
Введение:
Одним из важнейших компонентов информационных ресурсов биб-лиотеки является краеведческая библиотека. Это весь комплекс работ библиотеки в области краеведения — от выявления краеведческих докумен-тов, сбора и формирования комплексных ресурсов о регионе, доведения их до пользователей. Краеведческую деятельность проводят все подраз-деления городской библиотеки. Информационная, досуговая, просвети-тельская функция реализуется на краеведческом материале. Основой всей краеведческой работы библиотек всегда была и остается краеведческая библиография.
Качественное выполнение всех функций библиотеки полностью зави-сит от качества краеведческого справочно-библиографического аппарата, от полноты и четкости отражения в нем сведений о краеведческой литера-туре. То есть качество ресурсов и мероприятий зависит от того, насколько достоверны информация и источники, использованные при их подготовке и реализации. Поэтому сегодня следует обратить внимание на краеведче-скую библиографию как на главную составляющую библиотечного крае-ведения. В деятельности городской библиотеки она должна и дальше оставаться ведущим направлением. Центральная библиотека Центральной библиотечной системы является центром библиографии краеведческих до-кументов и местных публикаций, а также подготовки библиографических указателей.
В связи с этим одним из важнейших направлений библиографиче-ской деятельности является создание библиографических продуктов раз-личного типа и содержания.
Библиографический справочник — это наиболее распространенный способ существования библиографической информации. На вопрос, нуж-но ли составлять указатели краеведческой литературы, найдут ли они сво-его читателя, можно ответить только однозначно. Они очень нужны. Да-же если библиотека активно издает библиографические справочники по краеведению, обычно они посвящены республике в целом. Материал по отдельным районам и городам в них представлен не полностью. Не всегда в аннотациях можно указать названия всех направлений, о которых есть информация в рекомендованной книге или статье. Поэтому при выполне-нии библиографических ссылок сотрудники централизованных систем ча-сто не ограничиваются справочниками республиканских библиотек и про-водят дополнительный поиск литературы о регионе.
А краеведческие указатели регионального значения были бы своеоб-разным дополнением к учебникам о республике в целом. И здесь целесо-образнее всего издать рекомендательные указатели литературы «Что чи-тать … о регионе». Освоение методики составления рекомендательных библиографических пособий — актуальная задача для библиотекарей.
В пособиях, посвященных регионам и городам, отражена преимуще-ственно научно-популярная литература, в редких случаях — научные пуб-ликации, но доступные не только специалистам, но и другим категориям читателей (например, монографии по истории региона, его природа и до-стопримечательности), карты и атласы, ноты, наглядные материалы. Кро-ме того, включена информация о статьях из журналов и газет (в основном местных) за 10-20 лет.
Заключение:
Освоение методики составления библиографических пособий — акту-альная задача для библиотекарей. Это связано с сокращением количества таких изданий, выпускаемых крупными библиографическими центрами, и их большой ролью в организации чтения.
Следует отметить также ограниченный тираж, недостаточную опера-тивность публикации рекомендательных библиографических пособий, краеведческих справочников, указателей по узкоспециализированной те-матике; уменьшилось количество библиографических пособий, адресо-ванных определенным группам читателей (молодежь, студенты средних общеобразовательных учреждений и др. категории); документы, отра-женные в библиографических справочниках, создаваемых крупнейшими библиографическими центрами страны, не всегда соответствуют фонду Центральной библиотечной системы; в библиографических справочниках, подготовленных центрами федерального и регионального подчинения, в большинстве случаев краеведческие издания не отражаются; не все биб-лиотекари достаточно обучены и обладают навыками аналитического под-хода к содержанию библиографических руководств.
Библиотеки при ведении библиографии обычно сталкиваются с необ-ходимостью решения ряда общих организационных задач, связанных с ее материальным, кадровым, нормативным и инструктивным (технологиче-ским) обеспечением. Под ними понимается наличие необходимых источ-ников для поиска информации о документах по теме будущего пособия, специалистах необходимой квалификации.
Для решения последней проблемы, как уже было сказано, библиоте-ка привлекает к составлению работ сотрудников небиблиографических от-делов. Варианты такого сотрудничества разнообразны: ведущая роль от-водится библиографу, вспомогательная роль отводится сотрудникам дру-гих отделов; ведущая роль — небиблиографическим организациям, а кон-сультативно-редакционная — сотрудникам библиографического отдела.
Кроме того, к составлению библиографических справочников при-влекаются специалисты из разных областей науки, поскольку в современ-ных условиях библиограф уже не может одинаково свободно ориентиро-ваться во всех отраслях знаний, с которыми ему приходится иметь дело. Только специалист в соответствующей области сможет грамотно оценить содержание всех библиографических документов. Это особенно необхо-димо при создании крупных научных, вспомогательных и солидных реко-мендательных указателей, требующих качественного отбора литературы.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Библиотеки широко практикуют составление списков, памяток и пла-нов чтения краеведческих тем. В этой работе есть своя специфика. При подборе материалов следует учитывать связь работ с регионом — его про-шлым и настоящим, с жизнью и творчеством людей, которые жили и жи-вут в этом регионе. Поэтому в первую очередь просматривают краеведче-ские каталоги, картотеки, базы данных, базовые краеведческие библио-графические пособия.
Составителям краеведческих учебников необходимо отобрать мно-гочисленные газетные публикации.
Аннотации краеведческих произведений также имеют свои особенно-сти. В основном составляются аналитические аннотации, в которых важно не только сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и предоставить информацию, наиболее интересную с точки зрения изучения региона, также можно воспользоваться методом цитирования, перепечатка небольших текстов из редких и не всегда до-ступных документальных источников [11].
Как правило, для краеведческих учебников составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимы географические и личные вспомогательные указатели.
Самыми распространенными краеведческими библиографическими пособиями являются: универсальные актуальные, такие как «Литература о Ярославской области» или «Новая литература о районе (городе)». Объек-тами отображения в таких указателях являются любые носители информа-ции: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной прессы, фо-тодокументы, картографические материалы. Отличие этих индексов в ши-роком отображении статей из местных периодических изданий. Исполь-зуются краткие справочные аннотации.