Контрольная работа на тему Методика поэтапного формирования двигательного навыка у детей дошкольного возраста (физическое упражнение по выбору студента)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников 4
2. Технология поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста 8
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение:
Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега) [7]. «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.
По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели. Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
Заключение:
Формирование у детей дошкольного возраста двигательных умений и навыков в ходе выполнения физических упражнений требует значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Вместе с тем развиваются различные виды памяти: эмоциональная память, если ребенок заинтересован обучением; образная — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно — логическая — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторная — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений.
Осваивая различные двигательные навыки, ребенок получает возможность самосовершенствования. Во время занятий он стремится совершать движения, которые приносят ему наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности [6].
Таким образом, вместе с формированием двигательных умений и навыков осуществляется всестороннее воспитание ребенка, направленное не только на физическое, но и интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие, а также психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Фрагмент текста работы:
Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников
Цель физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в воспитании здорового, активного, инициативного, жизнерадостного, жизнестойкого, физически, гармонически и творчески развитого ребенка, хорошо владеющего своим телом и умело использующего двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях [2]. Система физкультурно‐оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении направлена на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Приоритетным направлением работы является формирование рациональных, экономных, осознанных движений, накопление двигательного опыта и переноса его в повседневную, в частности игровую, деятельность.
Н. А. Бернштейн подчеркивает, что движение – практически единственная форма жизнедеятельности, путем которой организм непросто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в нужном ему отношении. Одна из главных задач физического воспитания – это оздоровление ребенка‐дошкольника. Основным специфическим средством физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения, т.е. те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются с трудовыми или бытовыми действиями и тем более не могут подменяться ими.
Научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии, психологии и педагогики, в том числе работы И.С. Сеченова, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, В. Райха, М. Фельденкрайса, Е.П. Ильина подтверждают, что обучение движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять, а затем – в результате многократных повторений – к двигательному навыку.
Двигательный аппарат человека управляется его центральной нервной системой. Следовательно, двигательный аппарат – это управляемая система, а центральная нервная система – управляющая система. Между ними существует теснейшая взаимосвязь. Нервная система корректирует движения на основании сигналов, поступающих от рецепторов двигательного аппарата, а также от других органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов кожи и отчасти от внутренних органов.
Двигательные привычки – это автоматически совершаемые движения, не связанные со специальным обучением, которые могут возникать без участия сознания [10]. Ставшее привычным движение может быть неэффективным, бесцельным, а иногда даже вредным, например кусание ногтей, сосание пальца и т.п.
Двигательные умения, в отличие от двигательных привычек, характеризуются целесообразностью, эффективностью. Они – результат сознательного обучения. Двигательное умение представляет собой действие, не доведённое до значительной степени автоматизации. Весьма существенно, что процесс обучения человека двигательным умениям связан с активным вовлечением сознания.
В результате многократного повторения и закрепления данного движения двигательное умение превращается в двигательный навык. Итак, под навыком понимается автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате обучения вследствие многократного повторения определенного двигательного действия.
По мнению А.Ц. Пуни, автоматизированное действие является осознанным по слову, т.е. ребенок может объяснить последовательность выполняемого упражнения и, соответственно, по слову может его выполнить. При методически грамотном обучении эту способность ребенок приобретает в старшем дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является базой для возникновения новых умений высшего порядка, которые позволяют варьировать технику выполнения данного действия для приспособления к изменяющимся условиям.
Практическое значение двигательных навыков для человека огромно. Выработанные навыки дают возможность экономнее расходовать физические и психические силы, быстро и точно выполнять действия, входящие в сложную двигательную деятельность. Они освобождают сознание от непрерывного внимания к способу выполнения действий и позволяют сосредоточить его на новых возникающих задачах.
В своем формировании двигательный навык проходит три стадии: первая – иррадиация, вторая – специализация, третья – стабилизация.