Контрольная работа на тему Методика ознакомления дошкольников с формой и геометрическими фигурами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность понятия «форма» 4
2. Методика ознакомления младших дошкольников с формой и геометрическими фигурами 6
3. Методика ознакомления дошкольников средней группы с формой и геометрическими фигурами 7
4. Методика ознакомления старших дошкольников с формой и геометрическими фигурами 8
5. Методика ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы с формой и геометрическими фигурами 9
6. План-конспект занятия по ознакомлению дошкольников с формой и геометрическими фигурами 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение:
Реферат посвящен изучению методики ознакомления дошкольников с формой и геометрическими фигурами.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в практической работе дошкольного образовательного учреждения знакомство детей с геометрическими фигурами в полной мере осуществляется в ходе формирования первоначальных представлений о математике.
Цель работы – изучить методику ознакомления детей всех ступеней дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой в условиях детского сада.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность понятия «форма»
2) рассмотреть методику ознакомления младших дошкольников с формой и геометрическими фигурами
3) проанализировать методику ознакомления дошкольников средней группы с формой и геометрическими фигурами
4) изучить методику ознакомления старших дошкольников с формой и геометрическими фигурами
5) исследовать методику ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы с формой и геометрическими фигурами
6) разработать план-конспект занятия по ознакомлению дошкольников с формой и геометрическими фигурами
По структуре реферат состоит из введения, шести разделов, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы были использованы научные исследования, последних лет, авторы которых рассматривают вопросы методики ознакомления дошкольников с формой и геометрическими фигурами.
Текст работы:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) охарактеризовав сущность понятия «форма», мы можем сказать о том, что форма — это визуально и осязательно воспринимаемая главная особенность объекта, которая помогает отличить один объект от другого.
2) рассмотрев методику ознакомления младших дошкольников с формой и геометрическими фигурами, мы можем сказать о том, что строится на тактильных ощущениях: прикосновениях, очерчивании контуры.
3) проанализировав методику ознакомления дошкольников средней группы с формой и геометрическими фигурами, мы пришли к заключению о том, что для их обучения заявленной теме необходимо на практике сравнивать геометрические фигуры с объектами аналогичной формы.
Данная работа предполагает проведение игровых упражнений [8, с. 21].
4) изучив методику ознакомления старших дошкольников с формой и геометрическими фигурами, мы можем сказать о том, что в этом возрасте преобладают визуальное распознавание фигур и их отличительные черты, словесная характеристика формы объектов и геометрических фигур.
Восприятие формы ребенком дошкольного возраста основано на одновременном изучении его визуального и тактильно-двигательного аппарата методом, сопровождаемым именованием основных черт определенной формы.
Например, круглый — без углов; четырехугольник — имеет стороны, углы и вершины.
5) исследовав методику ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы с формой и геометрическими фигурами, мы пришли к выводу о том, что рекомендуется использовать объекты одного или разных типов для большей эффективности восприятия.
6) разработали план-конспект занятия по ознакомлению дошкольников с формой и геометрическими фигурами.
В познании детьми дошкольного возраста геометрических форм выделяют 4 этапа: младшие дошкольники, дошкольники средней группы, старшие дошкольники, дошкольники подготовительной к школе группы.
Психологическое исследование показало, что процесс обучения детей форме как признаку длителен и сложен.
Заключение:
Реферат посвящен изучению методики ознакомления дошкольников с формой и геометрическими фигурами.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в практической работе дошкольного образовательного учреждения знакомство детей с геометрическими фигурами в полной мере осуществляется в ходе формирования первоначальных представлений о математике.
Цель работы – изучить методику ознакомления детей всех ступеней дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой в условиях детского сада.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность понятия «форма»
2) рассмотреть методику ознакомления младших дошкольников с формой и геометрическими фигурами
3) проанализировать методику ознакомления дошкольников средней группы с формой и геометрическими фигурами
4) изучить методику ознакомления старших дошкольников с формой и геометрическими фигурами
5) исследовать методику ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы с формой и геометрическими фигурами
6) разработать план-конспект занятия по ознакомлению дошкольников с формой и геометрическими фигурами
По структуре реферат состоит из введения, шести разделов, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы были использованы научные исследования, последних лет, авторы которых рассматривают вопросы методики ознакомления дошкольников с формой и геометрическими фигурами.
Список литературы:
1. Сущность понятия «форма»
Первоначальное содержание понятия формы — это реальные объекты окружающей действительности.
М.А. Габова определяет форму следующим образом: «форма – это свойство геометрической фигуры, которое связано с длиной и со свойством «находиться в конкретных отношениях в пространстве»; так, отрезок имеет характерную «длину» (численно выраженную), но, расположенный определенным образом на плоскости, приводит к качественно новой форме — фигуре. Причем фигура имеет те же характеристики, что и составляющие её (ограничивающие) сегменты, а также новые свойства, созданные этим новым качеством, например площадью или периметром, которые также имеют числовые выражения. Некоторые фигуры, которые определенным образом расположены в пространстве, в свою очередь, создают новые формы – тела, обладающие одновременно всеми прежними свойствами и новыми – объёмом, который также имеет числовое выражение» [7, с. 17].
Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева, О.М. Дьяченко, Н.В. Котова утверждают, что форма, а также величина, являются важным свойством окружающих предметов. Иными словами, геометрические фигуры являются стандартами, которые можно использовать для определения формы объектов и их частей. N.F. Астаскова А.И. О.М. Дьяченко, Н.В. Котова указывает, что форма, размер является важным свойством окружающих предметов. Другими словами, геометрические фигуры или их частей.
Человечество создало нормативную систему для обозначения форм определенных предметов. Ею является система геометрических фигур.
Группировку геометрических фигур можно представить следующим образом:
— плоские и объемные геометрические фигуры,
— имеющие углы и округлые,
— геометрические фигуры, отличающиеся по внешним признакам [2, с. 41].
При помощи геометрических фигур осуществляется анализ окружающего мира, удовлетворяется необходимость понимания разнообразия форм, в том, «что на что похоже».
В результате один объект сравнивается по форме с другим объектом (похож на огурец, такой как окно). Классификация геометрических фигур базируется на сенсорной и логической основах [5, с. 144]. Восприятие дошкольником окружающих предметов изначально, как доказывают специальные исследования, не означает выделения формы. Сначала выступает сам предмет, и лишь после этого — его форма. В структуре геометрических фигур сосредоточен обобщенный опыт сенсорной деятельности человека.
Форма воспринимается визуальным, осязательным и двигательным путями. Знакомство детей с формой различных предметов во все времена было в центре внимания педагогов, психологов и методистов.
В познании окружающего мира особое значение имеет ориентация в разнообразии форм объектов и геометрических фигур. Форма занимает особенное положение среди различных качеств и свойств, узнаваемых в дошкольном возрасте. Когда ребенок воспринимает форму, он выбирает объект, выделяет его из целого ряда других объектов, узнает и называет, группирует (сортирует), соотнося его с другими объектами [11, с. 134].
Параллельно или после этого ребенок изучает геометрические фигуры, сначала подчеркивая их форму, а позже — структуру.
Таким образом, геометрические фигуры служат образцом, мерой формы реальных объектов или их частей.
2. Методика ознакомления младших дошкольников с формой и геометрическими фигурами
Для детей младшего дошкольного возраста (2-3-х лет) главной опознавательной особенностью фигуры является поверхность, плоскость.
Методика их ознакомления с формой и геометрическими фигурами включает элементы, при которых ребята: прикасаются к фигуре, берут ее в руки, манипулируют ею, проводят рукой вдоль плоскости, как будто пытаются найти предметную основу [10, с. 112].
В младшем дошкольном возрасте детям необходимо выделять геометрические фигуры среди множества других и называть отдельные из них, используя слова «кружок», «кубик», «шарик» [1, с. 64].
Или сопоставлять форму реального объекта с геометрической формой и использовать выражения «Это — как шарфик», «Это — как кубик» [4, с. 46].
Как правило, они переносят свойства предметов на геометрические фигуры, именуя их «крышей», «носовым платочком», «огурцом».
Овладение формой объектов и геометрических фигур осуществляется в данном возрасте в чрезвычайно активной деятельности.
Дети кладут один кубик на другой, строят башню, укладывают объекты в машины; катают фигуры, переставляют; составляют ряды.
Таким образом, методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с формой и геометрическими фигурами строится на тактильных ощущениях.