Методика обучения литературе Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Методика обучения литературе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Задание 1 3
Задание 2 6
Задание 3 10
Задание 4 11
Задание 5 30

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Задание 1

В рамках данной работы проанализирована методика, предложенная В. В. Голубковым и М. А. Рыбниковой в работе «Изучение литературы в школе II ступени: метод чтения» (1929). В качестве основных методов работы с художественным текстом авторы выбрали такие методы, как сравнение прочитанного с курсом гражданского права; задача преподавателя читать текст только то, что необходимо с точки зрения его идейных целей; анализ произведения, с точки зрения классовой идеологии, оценка каждого персонажа как представителя того или иного класса: «жизнь класса, классовые противоречия, борьба на основе существующих производственных отношений-все это, по сути дела, выступает в качестве основного стержня произведения, в порядке наших методологических установок» .
Принимая во внимание социальную идентичность автора произведения и его классовую направленность: «наш анализ марксистского набора откроет нам глаза не только на героев, но и на автора, который властно руководит всей литературой, будучи со своей стороны внесен в классовую психологию» .
Оценка произведения с точки зрения классовой идеологии была основополагающим методом в изучении русской литературы в советской школе. Например, в анкете по русской литературе 1928 года, составленной М. А. Рыбниковой, есть много заданий, связанных с выявлением классовых особенностей тех или иных произведений: «Пушкин — о судьбе своего класса (Евгений Онегин, Медный всадник, Моя родословная)»; «кто и как заслоняет купеческие свойства главных героев. Представители других сословных групп в пьесах Островского; их свойства и отношения к купцу» (о пьесе Островского «Гроза»); «старики Базаровы и старики Кирсановы, как представители разных сословий. Рынки как простолюдин. Особенности его классовой идеологии» (о романе Тургенева «Отцы и дети»; «классовые противоречия в образе Некрасова»; «что родового и классового, от отцов к детям, дает Толстой в характерах юных Курагина, Ростова, Болконского» (о романе Л. Толстого «Война и мир»; «Романы Толстого, в их связи с эпохой 60-70-х годов и с авторскими классовыми симпатиями» .
Помимо оценки литературных произведений, с точки зрения классовой идеологии, методика 1928 года содержит множество задач, связанных с анализом текста, особенно в социальном измерении в контексте общественно-политических отношений и так называемой освободительной борьбы: «степень отзывчивости Пушкина на общественно-политическую жизнь», «какие аспекты общественной жизни и исторические события питали революционные мысли молодого Пушкина», «крестьянский вопрос во времена Пушкина. Отношение Пушкина к крепостному праву»; «Отображение крепостного права в «Мертвых душах» Гоголя», «как близок автору «Мертвых душ» крепостной крестьянин»; «Тургенев и его мать по отношению к крепостному праву»; «какие социально-экономические условия были созданы Рудиным»; «критика капиталистического государства в «Воскресенье» Толстого»; «рассказы Чехова как отражение социальной ментальности реакционной эпохи»; «социально-историческая обусловленность тургеневского и чеховского подхода к крестьянину»; «картины капиталистического города в рассказе Горького «Челкаш» .
Нетрудно догадаться, что такой чисто социальный подход, также связанный с поиском классовых характеристик персонажей или автора, нередко приводил к искаженной трактовке произведений.
Также была составлена библиография М. А. Рыбниковой:
1. Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы // Вестник воспитания. 1914. № 6.
2. А. Блок — Гамлет. М., 1923.
3. По вопросам композиции. М., 1924.
4. Современная и классическая литература в школе. М.-Л., 1927.
5. Изучение литературы в школах II ступени. М.-Л., 1928.
6. Методика преподавания литературы. М., 1930.
7. Загадки. М.; Л., 1932.
8. Введение в стилистику. М., 1937.
9. Русская поговорка // Русский язык в школе. 1939. № 4.
10. Очерки по методике литературного чтения. М., 1941. (3-е изд.: М., 1963.)
Несмотря на всю идеологическую ориентированность методики М. А. Рыбниковой, на современных уроках могут быть использованы приницпы, которые она вывела:
— творческое и дружеское объединение учеников, родителей и учителей
— высоко ценила организацию внеклассной работы с учениками
— понимала процесс обучения не как разрозненные факты, а как систему упорядоченных фактов
— главным методом обучения считала метод повторения
— немаловажную роль отводила индивидуальной и групповой форме работы учеников.
В методической системе М. А. Рыбниковой рассматриваются во взаимосвязи следующие элементы процесса восприятия школьниками произведения: непосредственное, но целенаправленное наблюдение жизненных явлений и выражение их в речи, в наиболее точных и живописных словах, сопоставление с аналогичными наблюдениями писателя. Такое соотнесение своего непосредственного опыта с опытом художника обогащает духовный мир школьника, делает его зорче в прямом и переносном смысле и одновременно всесторонне развивает и воспитывает в нем внимательного читателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы