Контрольная работа на тему Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………………………. 3
2. Методика обучения рассказыванию по
картинке…………………………. 4
3. Общеметодические требования к построению
занятий…………………. 7
4. Конспекты занятий…………………………………………………………………. 11
5. Заключение…………………………………………………………………………… 13
6. Список литературы………………………………………………………………… 14
Введение:
Для
того чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, к концу дошкольного
возраста у него должна быть хорошо сформированы умения связной речи, строить
диалог и составлять рассказ на определенную тему. Чтобы этому обучить, нужно
расширить словестный запас дошкольника, воспитать звуковую культуру речи и
сформировать грамматический строй.
Для
развития связной речи главной задачей в дошкольном возрасте является совершенствование
монологической речи. Для этого используются разные виды речевой деятельности:
составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы и объектах;
пересказ литературных произведений; создание творческих рассказов; освоение
речи – рассуждения, также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных
картинок.
В
данной работе мы рассмотрим практические и теоретические основы и приемы
обучения дошкольников рассказыванию по картине.
Заключение:
Уровень
точности, связности и полноты рассказа зависит от того, как правильно ребенок
понял, осмыслил, воспринял и пережил изображенное, насколько эмоционально
значимым для него стали образы и сюжет картины.
Дети
дошкольного возраста с помощью педагога учатся соотносить слово со зрительно
воспринимаемым материалом, передавая в рассказе изображенное на картине.
Ребенок сосредотачивает свое внимание на отборе слов, на практике усваивает
точность слова – обозначения и т.п.
Одним
из основных методических приемов для успешного обучения детей рассказыванию по
картине – это вопросы и речь педагога. Вопросы должны быть такими, чтобы
отвечая на них, ребенок обучался развернутым
и связным высказываниям. Дробные вопросы преподавателя приучают детей к
односложным ответам. Нечетко поставленный вопрос также тормозят развитие
речевых навыков у детей. Речь педагога должна быть эмоциональна, выразительна,
четка и последовательна. Педагог и его речь являются примером для детей.
Так
как рассказывание по картине – это сложный вид речевой деятельности для
ребенка, то применяются игровые методы обучения. Также используются метод
составления загадок Нестеренко А.А., адаптированные методы развития воображения
и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При использовании всех
этим методов результат гарантирован: ребенок умеет составлять творческий
рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности.
Фрагмент текста работы:
Методика обучения рассказыванию по картинке
К
подбору сюжетных картинок нужно относиться очень внимательно. Необходимо
учитывать, чтобы содержание картинок было доступно детям, их возрасту, связано
с жизнью детского сада и окружающей их действительностью.
Если
планируется коллективный рассказ, то необходимо подобрать картину так, чтобы на
ней было достаточно материала: изображено несколько сцен в рамках одного
сюжета, многофигурные. Для детских садов изданы специальные серии таких картин:
«Летом в парке», «Зимние развлечения» и др.
Для
обучения рассказыванию используют разный материал, широко используются серии
картин с продолжающимся действием. Например, такие как «Картины для развития
речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е.
И. Радина и В. А. Езикеева), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева), «Мы играем» (автор Е. Батурина) и др.
Благодаря
таким сериям картин дети учатся строить логически законченные части рассказа,
из которых в последующем складывается целостное повествование. Для упражнений
также можно использовать раздаточный материал в виде предметных картинок,
которые выдаются каждому ребенку на занятии.
Более
успешная систематизация знаний детей будет происходить, если группировать
картинки по предметам и объектам изображения (домашние и дикие животные,
посуда, мебель, фрукты, овощи и т.п.).
Требования
к организации работы с картиной:
—
при поборе сюжета нужно учитывать количество нарисованных объектов. Чем младше
возрастная группа, в которой будет проводиться занятие, тем меньше объектов
должно быть изображено на картине;
—
занятия по обучению рассказыванию по картине рекомендуется начинать со 2ой
младшей группы детского сада;
—
занятия могут быть как индивидуальные, так и подгрупповые, необязательно, чтобы
каждый ребенок прошел через каждую игру именно с этой картиной;
—
после занятия (игры) картина остается в группе в поле зрения детей на все время
занятий с ней (2-3 недели);
—
каждый этап работы нужно рассматривать как промежуточный. Результатом каждого
этапа будет являться умение ребенка составить рассказ с использованием
конкретного мыслительного приема;
—
результатов всей работы будет являться развернутый рассказ ребенка,
самостоятельно построенный с использованием усвоенных приемов.
Два
вида занятий по составлению рассказа по картине используют в детском саду:
рассматривание картин с беседой о ней и составление детьми рассказов по
картине.
На
первом виде занятий дети учатся диалогической речи: учатся выслушивать вопросы
воспитателя, отвечают на них, задают свои вопросы.
На
втором виде занятий дети развивают монологическую речь: обретают навыки
составления рассказа, где все части рассказа связаны между собой, синтаксически
и логически объединены.