Контрольная работа на тему Методические принципы и средства развития речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Речь и речевое развитие 3
2. Особенности развития речи 5
Литература 10
Введение:
Одним из самых важных достижений, которое позволило человеку использовать весь общечеловеческий опыт, является речевое общение, сложившееся посредством трудовой деятельность. Речь представляет собой язык в действии, а язык является системой знаков, состоящий из слов с их значениями и синтаксиса как набора правил построения предложений.
Речь – это деятельность общения, которая выражается благодаря языку. Речь едина с языком и отлична от него, является единством определенной деятельности – общения, и определенного содержания, отражающее бытие.
Таким образом, речь представляет форму существования сознания, в частности мыслей, чувств и переживаний, для другого, которая служит средством общения с ним и формой обобщенного отражения действительности, либо форму существования мышления.
При этом главной функцией речи считается то, что она представляет инструмент мышления. А сам речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но также затрагивает сферы межличностных отношений. Таким образом, посредством речи передается отношение человека к той или иной ситуации.
Язык необходим человеку не только для коммуникации, но также важен с целью хранения познавательного опыта множества поколений. Новорожденный ребенок получает уже готовый язык, на котором говорит его окружение. А в процессе своего развития он постепенно овладевает языком, использует его при речевом общении и при его помощи усваивает различные знания и умения.
Фрагмент текста работы:
1. Речь и речевое развитие
Основой развития личности является овладение человеком речью. При этом речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов и склонностей, привычек и предпочтений. Речь выполняет в жизни человека разные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности [4].
Рассмотрим изменения формирования и развития речи, которые происходят посредством накопления человеком речевого опыта:
1. Социальное речевое развитие, когда совершенствуется практическое употребление речи посредством общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Семантическое развитие, когда речь становится основой качественного преобразования психических процессов личности, способствуя развитию ее мышления.
3. Формирование речи проходит два этапа, которые следуют один за другим. Изначально ребенок пассивно владеет словом, т.е. может понимать речь, однако не умеет говорить. На втором этапе происходит активное использование речи [7].
Следует отметить, что различаются формы речевой деятельности человека:
• Ситуативная речь;
• Контекстная, связная речь;
• Объяснительная речь [10].
В процессе взросления ребенка, его речь получает различные особенности, в которых отражаются черты его характера – самостоятельность, активности, произвольность, эмоциональность и проявление словотворчества.
Заметим, что правильная организация жизни и деятельности ребенка приводит к тому, что речь в раннем возрасте становится основным средством общения. При этом самым важным механизмом формирования общения в раннем возрасте считается подражание действиям взрослого [6].
С психологической точки зрения, для того, чтобы передавать посредством речи ту или иную информацию, необходимо не только подбирать соответствующие слова, которые имеют определенное значение, но и конкретизировать их, так как любое слово есть обобщение, поэтому в речи его необходимо сузить до определенного уровня или смысла. Такое положение достигается посредством введения слова в определенный контекст в процессе речи.
Помимо содержания, которое предается при помощи словесных значений, в речи находит выражение эмоциональное отношение личности к тому, что она говорит. Такое явление считается эмоционально-выразительной стороной речи, обуславливаемое тоном звучания слов, который используется для произнесения высказываемой фразы [3].
Отмечается, что речь так же имеет психологическую сторону, так как в речи содержится смысловой подтекст, который отражает цели и мотивы речи, с которым была сказана та или иная фраза. Но следует учитывать, что не всякая фраза несет в себе смысловой подтекст как определенную информационную нагрузку. В определенных случаях смысловой подтекст может иметь характер латентного смысла. Например, человек задает вопрос об интересующем собеседника предмете, зная об увлечении своего собеседника этим предметом, тем самым предпринимая попытку изменить тему разговора или расположить его к себе, показав, что так же интересуется проблемами собеседника.
Таким образом, речевое общение представляет собой сложный и многосторонний процесс. По словам А.Н. Леонтьева, любой акт речи является решением своеобразной психологической задачи, которая в зависимости от формы и вида речи, а также от конкретных обстоятельств и целей общения, требует различного ее построения и применения разных речевых средств [8].