Психолого педагогические основы воспитания Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Варианты трактовки понятий «образование» и «воспитание».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Понятие «образование» и его качество. 4

2. Особенности влияния семьи на личность ребенка как основа
воспитания
. 9

3. Психолого-педагогические особенности детей школьного
возраста
. 16

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 24

  

Введение:

 

На формирование целостной гармоничной
личности в первую очередь влияет обстановка в семье, типы взаимоотношений с
участниками социальной группы и характер их взаимодействий. В семье
закладываются основы поведения детей на всю продолжительность жизни, как в
позитивном ключе, так и в негативном. Навыки взаимоотношений в семье между
взрослыми и детьми определяют всю дальнейшую жизнь ребенка. Вспомним случаи,
когда ребенок рос в неблагополучных семьях или в детских домах, что формировало
у него определенную модель поведения до конца жизни.

Дошкольный
возраст ребенка — важный период в нравственном развитии детей. На данном
возрастном этапе у детей формируются первые элементарные представления: о
хорошем и плохом, навыки поведения. Также формируются доброжелательные чувства
к окружающим: взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в
условиях благоприятного педагогического взаимодействия в семье. К таким
взаимодействиям относятся различные концерты, походы, семейные праздники.
Родители играют важную роль как составляющие в этих взаимодействиях, поскольку
накопленный опыт чувств и моральных устоев, который дети получат в этот период,
сформируют у них представления и навыки, с помощью которых они смогут в
дальнейшем развиваться в правильном направлении.

Для
гармоничного развития ребенка главную роль играет стабильность среды внутри
семьи, характеризующаяся эмоциональной уравновешенностью и адекватным
психическим здоровьем. При этом важную роль играет способность и готовность
родителей к воспитанию ребенка, так как обратная составляющая несет в себе
асоциальность развития детей в семье.

Находясь
внутри семьи ребенок, копирует стиль и манеру поведения взрослых, что формирует
его личность на протяжении всей жизни. Поступки и поведение родителей формируют
у детей в семье определенные качества и понимание ценностей, которые приняты в
рамках семьи. Родители контролируют свое поведение по отношению  друг к другу, что способствует позитивному
развитию ребенка, разностороннему и гармоничному.

На
сегодняшний день как никогда актуальны исследования по взаимодействию взрослых
и детей, поскольку подробное изучение данных взаимодействий позволит
сформировать верные пути решений возникающих конфликтных ситуаций.

Включая
детей в индивидуальную и совместную деятельность, родитель формирует им
гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к
окружающим. Здесь необходимо остановиться и подчеркнуть тот момент, что
совместная деятельность неимоверно важна в воспитательном процессе детей,
причем совместная деятельность именно между родителем и ребенком. Поскольку
ребенку необходимо обретать опыт межличностных взаимоотношений. У детей
достаточно ярко выражена потребность в совместных играх с родителями, в общении
с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских
взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу.

Таким образом, на данном
этапе развития у детей начинают формироваться элементарные представления о
явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Теоретический обзор литературы по проблеме
исследования позволил обосновать, что в общепринятом значении развитие школьника
подразумевает под собой способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового
социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого
процесса. 

 Данное исследование показало, что проблема
актуальна, особенно в современном мире. При помощи современных психологических
методов педагог способен развивать интеллектуальные способности ученика и
научить их применять творческий подход в решении жизненных задач.

Психолого-педагогические
особенности ученые анализируют как особо важные компоненты личности ребенка,
которые способствуют овладению учебной деятельностью. Важно определиться, какие
умения нужно сформировать у детей, чтобы они чувствовали свободу своих действий
в творчестве, имели возможность проявить себя, успешно осуществлять эту
деятельность.

Грамотно выстроенные
межличностные отношения между педагогом и учеником в контексте учебного
взаимодействия существенно влияют на личность учащегося в период становления
личности, активизируют его лучшие качества. В результате обучения школьников у
них наблюдается рост самооценки, желание участвовать в интеллектуальной работе,
развиваются их коммуникативные способности.
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие
«образование» и его качество

В нашей стране понятие   «образование» включает в себя реализацию
ряда элементов. Например, ограничение подачи образования с позиции своего
жизненного опыта, а теоретические знания получаются без практического опыта.

Подобные
элементы существенно мешают правильному получению знаний, умений и навыков
учащимися, поэтому нами будет представлены критерии, определяющие качество
образования с точки зрения науки об образовании и факторов, обеспечивающих
необходимую компетенцию педагога.

В
российском энциклопедическом словаре термин «образование» представлен следующим
образом: «Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с
овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях,
умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;
необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию
материальной и духовной культуры» [7].

Теперь
обратимся к понятию «качество образования».

Качество
образования объясняется востребованностью полученных знаний в конкретных
условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества
жизни.

Под
качеством образования понимается интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным
ожиданиям.

Образование
является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует
интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание
образования и его направленность отражают образовательные программы и
стандарты.

Качество
образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей,
профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью
различных методик обучающимся.

Здесь
необходимо еще раз подчеркнуть, что образовательный процесс не может быть
отделен от общих целей развития учащихся, а именно включается в саму структуру
образовательной деятельности и следует методам гуманного развития учащихся, как
комплекса целостности.

Процесс
обучения – явление занимательное, происходящее в направлении различных
воздействий и влияний повседневной среды, социальных условий,  семейного уклада, неписаных устоев, традиций
и т.д. Каждый ученик обладает разной нервной конституцией, требующей
индивидуального подхода. Итог процесса обучений, в целом управляемого и
целенаправленного, несет на себе след поправок, которые вносятся жизнью.

Определенная
сложность состоит в изменчивости и постоянном взаимодействии всех компонентов
обучения, что определяет и подвижность этого процесса в целом. Уровень развития
учащегося в каждый данный момент не поддается измерениям.

Все
это весьма препятствует вероятности изучения педагогического процесса, но в то
же время подвигает исследовать и отрабатывать методику наблюдения за работой
преподавателя, формы проведения педагогического эксперимента, изучение
психологии его участников.

Рассматривая
в комплексе действия педагога, реакцию на них обучаемого и влияние окружающего
мира, мы можем обнаружить множество противоречий, сопровождающих процесс
развития обучаемого.

Стоит
особо подчеркнуть, что образующиеся здесь противоречия не есть явление
отрицательное, а напротив, данное обстоятельство сигнализирует о неком
источнике развития. Противоречия, возникающие между преподавателем и учеником,
вызваны тем, что сталкиваются два поколения, два уровня знаний, два характера.

Проблема
вовлеченности подростков-учащихся в творческий процесс, формирование новой
педагогической практики, разработка технологического обеспечения новыми
педагогическими идеями, концепциями, теориями в истории образования и
педагогической мысли занимают важное место, поскольку профессия учителя
предполагает постоянное изменение теоретического и практического материала.

Современное
развитие образования предполагает общественность педагогического
взаимодействия, утверждение личностной позиции учащихся и учителя в
педагогическом процессе, динамичное изменение педагогических ситуаций в
разрешении образовательных условностей, так как необходимо соответствовать
современным изменениям и передовым технологиям в обучении школьников.

Подобное
образовательное явление зависимо от возможностей учителя начальной школы
проектировать свою деятельность с помощью инновационных, общественных концепций
образования, используя содержание технологий обучения и воспитания учащихся.
При этом необходимо помнить, что учитель должен периодически транслировать свой
опыт и обмениваться опытом с коллегами по ряду аспектов обучения школьников
[6].

Важность
готовности учителя к творческому взаимодействию с учащимися возрастает в связи
с несколькими аспектами: в первую очередь, это необходимость огромного
количества образовательных инициатив со стороны педагога, а во-вторых, это
наличие нового вида ученика, который понимает свои потребности и стремится их
удовлетворить.

 Образовательные инициативы со стороны педагога
регламентируются тем, что образовательный процесс – явление изменчивое и
структурированное, которое требует постоянное улучшения и предложения различных
инициатив, которые педагоги обязаны реализовать на основе своей практической
деятельности.

Наличие
нового вида ученика только подчеркивает важность наличия подобных инициатив,
поскольку образовательный процесс должен подстраиваться под течение времени и
требования потребителей образовательного процесса – обучающихся.

В
современной деятельности учителя тесным образом переплетаются действия, которые
он должен выполнять на основе федерального государственного образовательного
стандарта и действия, в которых необходимо проявить создание элементов в
течение собственного педагогического опыта.

В
наше время в науке отсутствует однозначный подход к определению понятий
«компетентность», «профессиональная компетентность». Ученые определяют
профессиональную компетентность как определенное психическое состояние, которое
позволяет действовать самостоятельно и ответственно. К тому же  наличие специального образования, глубокой
общей и специальной эрудиции, способствует 
повышению собственной научно-профессиональной подготовки (В. Зазыкин и
А. Чернышева) и помогает развивать потенциальную готовность решать задачи со
знанием дела (П. Симонов) [5].

Ключевой
идеей современности является идея не давать конкретные знания, а обучать
способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со
знаниями, действия на границах разных знаний, в нестандартных ситуациях, учить
думать, анализировать, проявлять инициативу и творчество.

Федеральные
государственные образовательные стандарты среднего общего образования
предполагают формирование у учеников важнейших социальных компетентностей,
достижение школьниками в процессе обучения не только предметных, но и
личностных результатов.

Процесс
обучения – это процесс взаимодействия педагога и ученика, направленный на
становление его сознания и его личности в целом. Во всех системах и
учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у
обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а развитие
личности в ходе деятельности ребенка [3].

Категория
деятельности в данном подходе к обучению является фундаментальной и
смыслообразующей.

Способность
образовательной среды обеспечить всем участникам образовательного процесса
возможности для эффективного развития являются основным критерием качества
получаемого образования. Здесь необходимо остановиться и отметить, что для
компетентного педагога каждое занятие с учащимися – стремление реализовать себя
как профессионала.

Каждый
урок позволяет иначе взглянуть на ту или иную проблему, рассматриваемую на
занятии, осмыслить свои способности и возможности наилучшим образом преподнести
учащимся материал. Благодаря постоянному поиску нового, создания различным
формам  деятельности, педагог
способствует созданию решений нескольких педагогических ситуаций одновременно
и, также, гармоничному развитию подростков.

 Важнейшим компонентом в принципе
индивидуального подхода, является понимание, в какой форме, и, в какой мере
следует оказать помощь ученику и что он может выполнить самостоятельно.
Комплексной частью индивидуального подхода является беспристрастный анализ
успехов и недоработок ученика и наличие педагогической выдержки.

Ключевая
задача педагога – способствовать продвижению и развитию обучаемого. Здесь же
особо отметим, что роль педагога также важна по отношению к эмоциональному
развитию ученика.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы