Контрольная работа на тему Место и роль средств массовой информации в системе государственного и муниципального управления о временной российской системе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие и роль СМИ в системе государственного и муниципального управления 5
1.2 Понятие и особенности функционирования пресс-службы в системе государственного и муниципального управления 9
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ СО СМИ 13
2.1 Анализ роли СМИ в обеспечении реализации Мэром Москвы его полномочий 13
2.2 Анализ эффективности использования СМИ в деятельности региональной власти 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Данная работа посвящена изучению места и роли средств массовой информации в системе государственного и муниципального управления России.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем обстоятельством, что на территории современной России информация и информационные технологии в целом сегодня признаются стратегически значимыми ресурсами, обеспечивающими поддержание взаимосвязи общества и власти. Высокую роль информации можно объяснить тем обстоятельством, что она оказывает непосредственное влияние, как на процесс принятия решений, так и на процесс их реализации.
Неотъемлемым элементом и важнейшим признаком истинно правового и демократического государства является эффективное взаимодействие между обществом и государством. Кроме того, само население требует, чтобы его регулярно и своевременно оповещали о деятельности органов власти, принимаемых ими политических и социально-экономических решениях, т.е. оно нуждается в информационной поддержке.
Ввиду этого, функционирование органов власти любого уровня должно осуществляться на принципах подконтрольности и открытости гражданскому обществу.
Успешность и признание деятельности различных государственных структур находится в непосредственной зависимости от умения доступным и понятным языком изложить населению проводимые с их стороны мероприятия, обеспечить понимание со стороны общественности своих действий.
Публичный формат деятельности органов государственного управления закреплен на законодательном уровне. В настоящее время в данном процессе особую роль играют технологии управления общественным мнением, обеспечиваемые посредством пресс-службы, а также персональные блоги государственных управленцев.
Цель работы – выявить и описать роль и место средств массовой информации в системе государственного и муниципального управления России.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и роль СМИ в системе государственного и муниципального управления;
2) рассмотреть понятие и особенности функционирования пресс-службы в системе государственного и муниципального управления;
3) провести анализ роли СМИ в обеспечении реализации Мэром Москвы его полномочий;
4) провести анализ эффективности использования СМИ в деятельности региональной власти.
Объект исследования – СМИ и система государственного управления.
Предмет исследования – организационно-методические и управленческие условия участия СМИ в системе государственного и муниципального управления России.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теориотических аспектов СМИ в системе государственного и муниципального управления. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты взаимодействия системы государственной власти России со СМИ.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам СМИ в государственном управлении опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Рассмотрено место и роль средств массовой информации в механизме современного государственного управления, проведен анализ функции СМИ. СМИ выступают одним из инструментов реализации управленческого процесса. Главная задача СМИ заключается в поддержании и проведении правительственной политики; правом СМИ является осуществление контроля над деятельностью правительства, исполняя роль «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры, и служит для удовлетворения нужд общества
2) Рассмотрено понятие и особенности функционирования пресс-службы в системе государственного и муниципального управления. Пресс-служба — самостоятельный инструмент СМИ, предназначенный для упрощения взаимодействия гражданского сообщества, представителей масс-медиа и гражданского общества. Функционирование такого института минимизирует риск отчуждения политических лидеров и общественных масс. Функционирование государственных пресс-служб значимо тем, что они на высоком профессиональном уровне способны проинформировать прессу и гражданское общество о деятельности властей, повысить их имидж в лице простых граждан. Пресс-служба является эффективным инструментом улучшения взаимодействия между государством (отдельными органами власти), гражданским обществом. Пресс-служба выполняет роль оптимизатора информационного поля, связанного с деятельностью конкретного органа государственной власти.
3) В любых органах государственной власти (в том числе мэрии г. Москвы) сегодня учреждены специализированные подразделения, специфика деятельности которых обусловлена выстраиванием эффективной и своевременной коммуникации с населением, СМИ. Смысл существования таких институтов сводится к обеспечению коммуникативно-информационного сопровождения деятельности государственных органов. Пресс- служба — наглядный пример подразделений органов власти, которые выполняют вышеописанные функции.
Пресс-служба Мэра и Правительства г.Москвы, налаживая эффективную обратную связь, повышая информированность жителей г. Москвы о своей деятельности, обеспечит позитивный имидж Мэра г. Москвы.
Сохраняющаяся тенденция в отношении информационной закрытости выступает важнейшим препятствием на пути реализации эффективной информационно-коммуникативной деятельности данного института.
Её причинами выступают несовершенства правового регулирования деятельности пресс-службы, недостаточный профессионализм ее сотрудников, непонимание пресс-секретарем высокой значимости информационной открытости государственных структур для простых граждан и местного населения, в частности.
4) В числе современных средств массовой информации особое место и роль приобретают неофициальные СМИ, в частности, индивидуальные блоги руководителей всех уровней власти. Рассмотрены региональные практики политической коммуникации власти и населения с использованием блогов и дана оценка эффективности.
Повышение блоггерства политических деятелей и губернаторов регионов обусловлено опасением потери легитимности власти. Проведен анализ и выявлены особенности ведения блогов нескольких губернаторов российских регионов. Отмечены особенности блога губернатора Тамбовской области А. Никитина, дана оценка функциональности политических блогов Тамбовской области.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и роль СМИ в системе государственного и муниципального управления
В современном мире информация занимает ведущее место в жизнедеятельности общества. Обеспечением населения актуальной, важной, достоверной и постоянно обновляющейся информации занимаются средства массовой информации.
Отдельного внимания заслуживает способность СМИ не только формировать общественное мнение, но и влиять практически на все сферы и институты общества. Особенно это воздействие характерно для сферы государственного управления.
Ввиду того, что масс- медиа являются основным источником информации о международных и внутригосударственных событиях для населения, каналом связи между органами государственной власти и обществом, то СМИ выступают одним из инструментов реализации управленческого процесса.
Научной базой для изучения роли средств массовой информации в жизни общества является труд американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма «Четыре теории прессы». Согласно мнению авторов, существуют авторитарная, либералистская, журналистика социальной ответственности и социалистическая модели журналистики [24, c. 9]. Рассмотрим, какую роль выполняют СМИ в каждой из теорий:
— Главная задача СМИ, согласно авторитарной модели, заключается в поддержании и проведении правительственной политики;
— Либертарианская теория журналистики предполагает право СМИ осуществлять контроль над деятельностью правительства, исполняя роль «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры, и служить для удовлетворения нужд общества;
— Журналистика социальной ответственности рассматривает СМИ как трибуну, способную переводить конфликт на уровень обсуждения;
— В социалистической теории СМИ являются так называемым пропагандистско-агитационным рупором партии.
Термин «четвертая власть» используется для обозначения влияния СМИ в обществе. Первое упоминание термина в печатном издании приписывают Т. Маколею.
В Советском Союзе понятие употреблялось исключительно по отношению к западной периодике, так как в советской государственно-правовой системе не функционировал принцип разделения властей. Впервые на страницах отечественной прессы словосочетание появилось в 1986 г. в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда». Т.В. Науменко отмечает, что основанием появления термина послужил тот факт, что массовая информация служит реализации целей субъектов социальных интересов путем влияния на общественное мнение [18, c. 62].
Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, СМИ обладают большой силой политического воздействия. В этой связи Д.В. Шутман отмечает их способность решать различные политические задачи и выполнять такие специфические функции, как:
— мониторинг событий, способных оказывать положительное или отрицательное воздействие на благосостояние граждан;
— определение главных социально-политических проблем, причины их появления и возможности решения. Деятельность СМИ может служить причиной значительных политических изменений путем широкого освещения различных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;
— предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих интересы аудитории. Нередко СМИ являются инициаторами тех или иных общественных акций, организуют совместные действия масс для защиты их интересов;
— передача информации как от политически заинтересованных групп, так и о них, обмен информацией между потенциальными представителями власти и широкими массами;
— внимательное наблюдение за депутатами, общественными институтами и другими органами власти для контролирования их действий.
Хотя СМИ, в отличие от государственных органов контроля, не могут применять санкции к нарушителям, их контроль нередко даже эффективнее и строже, так как они дают не только юридическую, но и нравственную оценку тем или иным событиям и лицам;
— информирование и мотивирование населения к активному участию в политических процессах, а не к их пассивному наблюдению. СМИ обладают большими возможностями влияния на сознание и эмоции людей, на их образ мыслей, мотивацию политического поведения [7, c. 160].
Ввиду того, что журналистика не обладает легитимной властью, как три основные ветви, то ее определение как четвертой власти метафорично. Мера легитимности журналистики зависит от степени доверия к ней аудитории, проявляющейся в поддержке ее взглядов, суждений. Именно поэтому быть «четвертой властью» в государстве значит служить интересам общества [15, c. 453].
Рассматривая проблему возрастания взаимовлияния политики и средств массовой коммуникации, российский журналист И.И. Засурский отмечает такую тенденцию, как медиатизация политики, результатом которой является сформировавшаяся в России медиаполитическая система [8, c. 75].