Контрольная работа на тему Местное самоуправление в системе власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Современная доктрина местного самоуправления в РФ. 5
2. Основные проблемы функционирования местного самоуправления в современный период 8
3. Преимущества и недостатки муниципальной реформы по развитию системы местного самоуправления 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Введение:
Актуальность темы работы связана с тем, что как высшее руководство России, так и все представители современной научной политико-правовой мысли придают большое значение развитию местного самоуправления.
Система местного самоуправления представляет собой один из важнейших фундаментальных институтов современного демократического государства, являющегося одновременно формой самоорганизации граждан, и уровнем публичной власти.
Центральной темой научной полемики в этом вопросе остается проблема соотношения местного самоуправления с государственной властью и поиск оптимальных моделей взаимодействия между ними.
Объектом исследований является местное самоуправление как институт политической системы и инструмент публичного управления в Российской Федерации.
Предметом исследований данной работы — законодательство РФ, устанавливающие статус и место местного самоуправления в политической системе современной России.
Цель исследований в работе — раскрыть сущность местного самоуправления как института публичного управления в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие местного самоуправления как института публичного управления.
2. Исследовать статус и систему органов местного самоуправления в РФ.
3. Исследовать законодательство РФ, определяющее место органов местного самоуправления в политической системе Российской Федерации.
4. Проанализировать особенности и проблемы местного самоуправления как института публичного управления Российской Федерации.
Исходя их поставленной цели и задач исследования, а также учитывая объект и предмет работы, ее структура представляет собой поэтапное рассмотрение института местного самоуправления в политической системе российского общества. Она включает в себя введение, три раздела (части), заключение и список источников.
Источниковую базу работы составили современная научная литература о статусе органов местного самоуправления в РФ, комментарии к действующему законодательству, отдельные публикации отечественных правоведов по вопросу взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти. Это публикации таких авторов, как: Васильев В.И., Владимиров А.В., Ермаков Д.А., Иванкина Н.Ю., Кашеваров Е.Ю., Костикова Г.В., Образцова С.В., Тюлегенов А.Э., Фадеев В.И., Чалых И.С., Шишкина О.Е. и др.
С методологической точки зрения работу характеризуют использование таких приемов и методов исследований как анализ и синтез законодательства и юридической литературы. С помощью анализа детализируются нормы конституционного и муниципального законодательства, содержащие основные понятия, категории и термины, относящиеся к исследуемой теме, устанавливается характер взаимосвязи между ними. Синтез, как основной логический прием, используется для обобщения в единую систему имеющихся отдельных данных, результатов исследования, давая представление о рассматриваемых правовых явлениях в целом.
Заключение:
Местная власть действует на территории муниципального образования и в равной степени распространяется на всех лиц, находящихся в пределах этой территории. муниципальная власть, как и государственная, имеет рычаги принудительного характера.
Местное самоуправление согласно Конституции РФ выполняет такую важнейшую функцию, как установление местных налогов и сборов и их мобилизация в доходную часть бюджета. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает для этого создание налоговых инспекций в системе органов местного самоуправления.
Местное самоуправление обладает не только признаками публичной власти. Оно является разновидностью социальной власти. Помимо властных отношений местному самоуправлению присущи управленческие отношения, представляющие собой совокупность социальных связей, складывающихся в результате решения жителями задач местного значения. И жители связаны единой целью — решением задач местного значения.
Подвоя общие итоги в рамках исследования сущности и места местного самоуправления в политической системе следует сказать, что рассматривать местное самоуправление, необходимо, прежде всего, с точки зрения ее правовой основы. Ведь без нее вообще не существовало бы этой формы организации власти. В этой связи следует заметить, что руководством страны совершенствованию правовой регламентации организации местного самоуправления уделяется повышенное внимание.
Что касается вопросов совершенствования каких-либо аспектов в деятельности местного самоуправления, как представляется, инициатива в данном случае должна исходить непосредственно от муниципальной власти и самого населения, что позволит избежать многих ошибок при очередных попытках реформирования рассматриваемой сферы и в целом сохранить ее первоосновы, установленные в свое время самим государством и гарантированные Конституцией.
Фрагмент текста работы:
1. Современная доктрина местного самоуправления в РФ.
Местное самоуправление, может рассматриваться как распределение обязанностей по управлению публичными делами между центральной и местной властью, т.е. уточняет Образцова С.В. «…как уровень публичного управления наиболее приближенный к населению и дающий возможность принятия в нем участия. Отстраненность государственных служащих от решения местных дел, их передача выборным от местного сообщества органам, обеспечивает в теории наиболее эффективное решение местных дел» .
Местное самоуправление может рассматриваться только как органическая часть единого государственного управления. Некоторые правоведы обращают внимание на «…зависимый характер местного самоуправления, которое осуществляет права власти по поручению государства и поэтому подлежат надзору с его стороны» .
Стержневым элементом сущности местного самоуправления является власть, ее принадлежность, социальная ценность, назначение и осуществление. В зависимости от того, кому принадлежит местная публичная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах — определяется сущность местного самоуправления.
Государство, отмечает Тюлегенов А.Э. в местном самоуправлении видит инструмент реализации административно-политических интересов, а его значение как самостоятельной формы выражения интересов местных сообществ и жителей данной территории нивелируется» .
Сегодня наблюдается не только функциональное, но и организационно-правовое погружение местного самоуправления в государственно-властную сферу, в громоздкий, зачастую малопродуктивный документооборот; перевод на партийно-централизованную основу с преобладанием одной из партий; сужение реализации непосредственных форм муниципальной демократии с уклоном на совещательное участие, сопровождающееся ростом формализма и бюрократизацией в работе представительных органов при доминировании административных структур .
Местное самоуправление последовательно встраивается во властную вертикаль, превращаясь в «обычное чиновничье действо со всеми свойственными ему корпоративными особенностями», и неизбежно возникает проблема: «либо отменять конституционный принцип самостоятельности местной власти, либо очищать Основной закон от политической конъюнктуры.
Новый виток муниципальной реформы 2013 — 2014 гг. еще более усугубил обозначенную проблему. Ряд авторов в то же время видят положительные моменты в новой муниципальной реформе. А именно легализацию существующих фактически, но не всегда простых и понятных взаимоотношений глав муниципальных образований в первую очередь крупных городов — административных центров субъектов федерации и высших должностных лиц регионов.
Обозначенные изменения в муниципальном законодательстве, по мнению некоторых исследователей, также делают подход к правилам формирования местной власти более гибким. Заявленная цель — расширить вариативность в организации местного самоуправления с учетом региональных особенностей и обеспечить его приближение к населению.
На федеральном уровне, таким образом, происходит лишь уточнение некоторых общих принципов организации местного самоуправления регионы будут самостоятельно принимать решение об изменении системы их организации «в зависимости от местных особенностей .
Однако большинство конституционалистов усматривают, что 136-й закон, предусмотревший отмену выборов глав муниципальных образований, входят в противоречие с Конституцией РФ, определяющей источником власти народ, путем формирования различных государственных структур управления. самостоятельно.
Уже к концу 2015 года удельный вес альтернативных прямым выборам способов замещения должности главы муниципального образования возрос до 63% в городских округах (в том числе до 88% в административных центрах субъектов федерации), до 83% в муниципальных районах и до 70% в поселениях. При этом социологические замеры показывают, что в ходе этих процессов не обеспечивалось должное участие муниципального сообщества и существует несоответствие между ожиданиями руководителей муниципальных образований и установленными на уровне регионов моделями системы организации местного самоуправления.
После отмены прямых выборов глав муниципалитетов практика уже демонстрирует существенное снижение уровня ответственности за качество принимаемых решений. А отстранение граждан от избирательного процесса ставит под сомнение легитимность таких должностных лиц. Поэтому неслучайно, в ряде регионов постоянно ведутся разговоры и попытки вернуться к всеобщим выборам глав муниципалитетов (Иркутская обл., Пермский край, Тверская обл., и др.).
Между тем новая система косвенных выборов, несмотря на кажущуюся предсказуемость, не всегда срабатывает безупречно. В Приморье год спустя после перехода к новой системе избрания глав территорий обнаружили, что без сбоев схема работает лишь в одном случае — при полной лояльности местных депутатов краевому центру. Конкурсный отбор будущих мэров нередко затягивается, из-за опасений не утверждения нужного региональной администрации кандидата. Руководитель территории с приставкой «и.о.» стал обычным явлением, к примеру, для муниципальных районов Приморского края. Если в каких то территориях проведение выборов глав пока действительно нецелесообразно, то уместным было бы в федеральном законе прописать, что данная модель применима в исключительных случаях и при определенных условиях.
Реализуемый в настоящее время очередной этап муниципальных преобразований на базе Закона 136-ФЗ, как считают многие исследователи, продемонстрировал драматический отрыв муниципально-правовой политики от конституционной доктрины местного самоуправления, создающий угрозу его фактического «свертывания» .
Ключевая проблема здесь по мнению Бабуна Р.В. «… функциональное назначение местного самоуправления в сопряжении с его компетенционной самостоятельностью» .
Следует также обратить особое внимание на проблему соотношения полномочий органов местного самоуправления, связанных с решением вопросов местного значения, и фактически адресуемых ему государственных задач, которая приобретает характер концептуальной, затрагивающей конституционные основы местного самоуправления в России .
Местное самоуправление является важнейшим фундаментом демократического устройства государства и общества, а также особой формой публичной власти, наиболее приближенной к населению.