Контрольная работа на тему Менталитет и культурная картина мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Культурная картина мира — это продукт совместной жизнедеятельности людей 4
1.1. Понятие и виды
культурной картины мира. 4
1.2. Нормы и
ценности культуры.. 9
Глава 2. Менталитет – как единообразие восприятия
окружающей действительности. 16
2.1. Понятие и
характеристика менталитета. 16
2.2. Понятие
архетип, его отличие от менталитета. 17
2.3. Русский
менталитет, его особенности. 19
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Введение:
Архетип
— прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря
работам швейцарского психолога К.Г. Юнга.
Культурная
картина мира — мир, представленный в смысловом значении для определенной
социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных
ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья,
справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и
т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.
Менталитет
— присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность
специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок,
представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков. Менталитет
формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени
определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми [6].
Культурные нормы — определенные образцы,
правила поведения, действия, познания. Они выделялись из обычаев или
разрабатывались для случаев специализированного поведения. Нравы — это
моральные оценки возможности тех или иных форм как собственного поведения, так
и поведения других людей, существующие в данном обществе.
Обычай
— исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма
действий, повторяющаяся в определенных ситуациях.
Обряд
— это совокупность символических стереотипных коллективных действий,
воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности, нормы,
массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной
чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не
ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям
данной культуры.
Право
— система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством. Нормы
права, как и принципы морали, имеют социально-всеобщее значение, фиксируя то
общее и изначальное, что составляет культуру межличностных отношений. Право
пересекается с моралью, но в то же время существенно отличается от нее прежде
всего тем, что правовые предписания формулируются и проводятся в жизнь
специальными учреждениями.
Традиция
— элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и
сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.
Ценность
— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для
человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их
вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и
потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости,
выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Различают
материальные и духовные ценности, положительные и отрицательные. Существуют и
общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, культурное наследие и др.).
Язык
— система знаков, служащая средством человеческого общения, развития культуры и
способная выразить всю совокупность знаний, представлений и верований человека
о мире и о самом себе. Как факт духовной культуры, язык в своем развитии и
функционировании обусловлен всей совокупностью процессов материального и
духовного производства, общественных отношений людей. Является средством
познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью
языка является то, что он присваивает отдельным элементам мира определенные
значения и особым образом их классифицирует.
Актуальность
данной работы заключается в том, что на сегодняшний день человек оказывается на
границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с
множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов.
В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится
носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос
«не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие
своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через
понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.
Цель
данной работы: понятия менталитет» и «культурная картина мира», а также
раскрыть их содержание и специфику.
Сегодня
весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на
выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать
реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт
прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость. В этой связи
особую значимость приобретает исследование менталитета и культурной картины
мира [1].
Заключение:
Таким
образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что взаимодействие менталитета
и культуры носит двусторонний характер. С одной стороны, менталитет
складывается во взаимодействии с культурой (традиции, обычаи, нравы, институты,
законы), а с другой стороны – сам формирует культуру.
Каждая
культура – индивидуальна. Она формировалась в определенных условиях –
климатических, этнических, языковых, исторических. Некоторые культуры
развивались обособлено, но большинство вступали в контакт между собой [1].
Развитие
межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и
взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается и в
быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к
тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и
единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат к разным культурам.
Менталитет
же выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину
мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует
духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет —
мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.
Русская
ментальность — это культурно-психологическое явление жизнедеятельности
человека. Исторические условия существования, географическая среда,
православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток
на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко
выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания
окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям
русского этноса способах действовать в окружающей среде.
В
формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло
русское православие. Оно придало внутреннюю определенность менталитету русского
народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал нации.
Православная вера выполняет для русского национального менталитета роль
духовного стержня или духовной субстанции. Православие в этом контексте
тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета: оно
отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм,
образно-символическое построение отечественной национальной культуры и культуры
мира в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Культурная картина мира — это продукт совместной
жизнедеятельности людей
1.1. Понятие и виды культурной картины мира В
ходе своего развития человечество породило множество различных национальных
культур. В каждой отразилось своеобразное мировидение. Определенная нация или
этническая группа по-своему видит человека и его место в мире.
Культура
– это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных
способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная
система формируется в результате совместного длительного проживания людей на
определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних
врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни,
манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.
Но
каждая этническая культура не является механической суммой всех актов
жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор
правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от
биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а
усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая
универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле[1].
Уже
древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями,
замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от
культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни
(географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура
разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение.
Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет
способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения
мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.
Культурная картина мира – совокупность рациональных
знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной
культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об
устройстве мира и месте человека в нем.
Культурная
картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры,
включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе,
равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных
отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого,
о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение,
трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и
служит основанием человеческого поведения.