Контрольная работа на тему Мастерство описания различных сцен в романе Б,.Акунина «Азазель».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 СЦЕНЫ, В КОТОРЫХ ФАНДОРИН РИСКУЕТ ЖИЗНЬЮ… 4
1.1 Сцена карточной игры Зурова и Фандорина (из главы 8) 4
1.2 Сцена, в которой Фандорин получает ранение (из главы 5) 5
1.3 Сцена во флигеле (из главы 16) 6
1.4 Сцена, в которой Бриллинг разоблачает себя (из главы 14) 7
ГЛАВА 2 СЦЕНА ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ, ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 11
Введение:
Акунину свойственно
самому определять жанры своих текстов, многие его произведения снабжены
авторскими жанровыми подзаголовками [3]. Жанр романа «Азазель» [1] сам автор характеризует как
конспирологический детектив. Один из главных жанрообразующих признаков
детектива – в основе сюжета лежит
загадочное происшествие, все обстоятельства которого не выяснены. Финалом
детектива должна стать разгадка. Таким образом повествование держит читателя в напряжении
до самого финала. Хорошим решением для автора детектива является ряд
кульминационных сцен, которые могут развернуть повествование в совершенно
неожиданном для читателя направлении.
Кульминация – (от лат.
— вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия
словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее
столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет
произведения движется к завершению [4]. В эпических
литературно-художественных произведениях значительного объема, где автор
одновременно ведет несколько повествовательных линий, например в романе,
возможны не одна, а несколько кульминаций.
В качестве предмета
исследования в данной работе были выбраны пять сцен из романа «Азазель»,
которые попадают под определение кульминационных: сцена карточной игры Зурова и
Фандорина (глава 8), сцена, в которой Фандорин получает ранение (глава 5), сцена
разоблачения Бриллинга (из 14 главы), сцена во флигеле (из главы 16), сцена в
доме родителей Лизаньки после венчания (из финальной главы). Сцены выбирались
по определенному принципу: во всех исследованных эпизодах главному герою
угрожает смертельная опасность. Таким образом читательский интерес находится в
наивысшей точке: читатель не только не знает, какова разгадка преступления, он
не уверен, останется ли Эраст Петрович Фандорин в живых. Как правило
исследованная сцена разворачивается в целой главе и своей кульминацией подходит
к концу главы. Это один из авторских приемов Б. Акунина. Удерживая таким
образом внимание читателя, автор уверен, что читатель обязательно перейдет к
следующей главе романа и не бросит книгу на середине.
Целью данной работы
было определить, к каким изобразительным
приемам прибегает автор, чтобы сцена запомнилась читателю. Также целью работы
является попытка ответить на вопрос «использует ли Б. Акунин композицию романа
как инструмент управления вниманием читателя?».
Заключение:
Роман Б. Акунина
«Азазель» по своему жанру является остросюжетным конспирологическим детективом.
Таким образом, кульминационные сцены играют сюжетообразующую роль в тексте.
Можно с уверенностью сказать, что каждая глава романа завершается в
кульминационной точке, когда читатель не может предположить, как будет
развиваться дальше сюжет. Нами были изучены 5 кульминационных сцен романа, в 4
из них содержится существенная угроза жизни главного героя произведения. Для
завоевания внимания читателя автор использует слудеющие приемы:
1. наращивание
темпа повествования от начала главы к ее финалу;
2. использование
глаголов, обозначающих активное и быстрое движение;
3. гиперболизированное
описание врагов главного героя;
4. интертекстуальные
вставки;
5. символику
карточной игры как поединка соперников и поединка с судьбой.
Мы можем с уверенностью
заключить, что Б. Акунин владеет целым набором авторских приемов, позволяющих
ему управлять вниманием читателя.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1 СЦЕНЫ, В КОТОРЫХ ФАНДОРИН РИСКУЕТ ЖИЗНЬЮ
1.1 Сцена карточной игры Зурова и Фандорина
(из главы 8)
В 8-й главе романа
поединок разворачивается на четырех уровнях:
1. карточная игра как поединок, 2. Дуэль Зурова и Фандорина, 3. поединок
Эраста Фандорина с самой судьбой, 4. поединок детектива и подозреваемого.
Особое значение имеет то, что дуэли Фандорина и Зурова предшествовало их
сражение за карточным столом. М.Ю. Лотман
[2]
указывал на
семиотическую специфику карточной игры и ее двойственную природу. С одной
стороны игра в карты представляет собой модель конфликтной ситуации, с другой
карты используются и для гадания, то есть для предсказания судьбы. Таким
образом, обитый зеленым сукном карточный стол, за которым оказался Эраст
Петрович, символизирует некий рубеж, после преодоления которого жизнь Фандорина
может круто измениться. А карточная игра – символизирует судьбу. Дальнейшая
интерпретация карточной игры как метафоры судьбы, дает нам понять, насколько
высоки ставки в будущем поединке (ведь карточная игра может закончиться либо
выигрышем либо проигрышем, третьего не дано).
Графа Зурова называют
ювелиром: «Фандорин слышал, как кто-то восхищенно шепнул:
— Ювелир!». Это
метафора, означающая «человек, виртуозно владеющий тем или иным мастерством».
Таким образом Б. Акунин гиперболизирует мастерство графа в карточной игре и
создает у читателя ожидания, что карточная дуэль Зурова и Фандорина закончится
плачевно для последнего. Но в доме у Зурова играют в фараона. А это игра, в
которой все решает случай, а не умение игрока. Таким образом, автор намекает
читателю, что Зуров невероятно везучий человек.