По новой и новейшей истории Азии и Африки Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Мао Цзэдун: политический портрет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ 4
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 8
3.КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ МАО ЦЗЭДУНА 14
ВЫВОДЫ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

  

Введение:

 

В апреле-декабре 1949 года гражданская война в Китае подходила к концу, войска Чан Кайши потерпели поражение, и 1 октября 1949 года в Пекине во время митинга было объявлено о создании Китайской Народной Республики. Во главе нового государства стал Мао Цзэдун – основатель Коммунистической партии Китая (КПК), руководитель «Культурной революции», теоретик маоизма.
Личность Мао Цзэдуна достаточно активно изучалась в Китае и СССР в ХХ веке, большинство этих исследований отражают личность вождя неотрывно от политических событий того времени, недостаточно акцентируя внимание на формировании его мировоззрения и изменении личности на протяжении его пребывания у власти. Актуальность данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать политический портрет Мао Цзэдуна в контексте его личных качеств, достижений и развития, как государственного деятеля.
Объект исследования: деятельность Мао Цзэдуна в 1920-х – 1970-х годах. Предмет исследования: политический портрет вождя.
Цель: проанализировать политический портрет Мао Цзэдуна.
Для того чтобы достичь цели исследования, следует решить такие задачи:
1. Проанализировать становления Мао, как личности.
2. Рассмотреть его деятельность в начале политической карьеры.
3. Выяснить значение Мао Цзэдуна в политических и экономических экспериментах в стране.
4. Выявить особенности культа личности Великого кормчего.
Историография вопроса довольно-таки запутанная, поскольку о Мао Цзэдуне писали историки Китая, СССР, современной России и других стран. Большое внимание личности Мао Цзэдуна уделяет официальная китайская историография. Истории коммунистического движения в Китае, хронологии КПК и деятельности Мао посвящены работы Ван Ши, Ли Жуя, Лю Пейхуа, Цай  Вэя и Ши Цуньтуна. Международную политику маоисткой и постмаоистской КНР анализирую в своих трудах Ди Уи, Доу Хуэй, Ли Даньхуей, Ли Цзинцзы, Лю Цзайци, Сун Цян, Чжан Цанцан и Цяо Бянь, Сяо Гунцинь, Тан Шипин, Фан Личжи, Чжан Сиюнь, Чжао Цзянцзинь, Чжу Сюэцинь, Янь Сюетун. Эти исследования появились во время и после модернизации Дэн Сяопина. О социальном и историческом контексте развития маоизма повествуют работы таких отечественных историков, как О. В. Зотова, A. A. Свешникова, А. B. Панцова, А. А. Шаравина, В. М. Шевелева, Р. Блюма, а также зарубежных авторов В. А. Джозефа, Дж. Камиллери 1.
Синолог Владислав Седнев отдает должное официальной китайской историографии, которая превозносит значения Мао Цзэдуна в истории Китая, но все же отмечает, что в то время население Китая находилось в бедственном положении, заидеологизированное и деморализованное. В 1966 году во время культурной революции произошел всплеск антисоветских настроений и великоханьского национализма. В работах отечественных авторов О.  Владимирова и В. Рязанцева появился тезис о борьбе двух лагерей в Китае  – интернационалистического, ленинского и националистического во главе с Мао Цзэдуном. К 1980-м годам отношение к личности Мао стало более позитивное, Ф.М. Бурлацкий и А.С. Титов акцентировали внимание на таких личных качествах вождя, как маккиавелизм, гибкость и прагматизм. Именно эти качества помогли победить в революции и внедрить коренные изменения в китайском обществе 2.
Некоторый интерес представляет книга «Неизвестная история Мао Цзэдуна» историков Джона Холидея и Цзюн Чан. Авторы настаивают на том, что китайский лидер был более жесток, чем Сталин и Гитлер. Факты, которыми оперируют в книге, построены на основе архивных материалов и писем жены Мао Ян Кайхуй, встреч с приближенными и переводчиками первого главы КНР, Далай-Ламой и Джорджем Бушем-старшим. Биография, которую составили Юнг Чанг и Йон Халиде «Мао Цзэдун. Жизнь одного человека, судьба одного народа» стала мировым бестселлером. Авторы книги говорят о том, что Мао толкнул страну в пучину культурой революции с помощью фанатично настроенной молодежи – хунвейбинов. Одурманенные пропагандой, они совершали ужасные погромы в учебных заведениях.
Юрий Басистов в статье «Мао Цзэдун – великий разрушитель» подчеркивает, что политика Мао была разрушительной для Китая, и могла разрушить весь мир. Ядерная война была невысокой платой за победу социализма в мире, так считал китайский руководитель. В.Л. Жданов высказывает мнение, что маоизм заменил традиционную концепцию конфуцианства. Маоизм считался единственной верной системой ценностей, которую распространяли не только в Китае, но и в Непале, на Шри-Ланке и Камбоджи3.
Профессор В.М. Шевелев написал биографическую книгу «Мао Цзэдун – Великий Кормчий». Представляет интерес не только беспристрастные факты, но и анализ влияния личности вождя на современное китайское общество. Одной из лучших биографий, написанная российским историком, является работа А. Панцова. Фактический материал базируется на 800 источниках, некоторые архивные материалы впервые вводились в оборот.
Сегодня в Китае ведутся дискуссии о роли Мао в истории страны, многие его действия резко критикуются. Однако до сих пор официальной точкой зрения на его деятельность остается формула, которой Мао Цзэдун наградил Сталина: 70 % побед и 30% поражений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ХХ веке Китай, как и СССР, Германию и другие страны мира с диктаторским режимом, потрясли многомилионные жертвы, деформация экономики, политики и социального сознания. Несмотря на это, личность Мао Цзэдуна до сих пор популярна в Китае. Несмотря на это, современные представители власти КНР понимают негативное влияние политики вождя на страну, но предпочитают это не обсуждать и придерживаются традиционной точки зрения о 70 % успеха и 30% просчетов. В сознание старшего поколения китайцев Мао так и остается живым богом, иконой, философом и олицетворением революции.
Мао Цзэдун впитал в себе идея Сунь Ятсена, неокантианства, неогегелянства и марксизма, перекроив их по своему усмотрению и убеждениям. Он был незаурядной личностью, прагматиком и маккевиалистом, умел выдавать желаемое за действительное. Как Сталин и Гитлер, китайский лидер проявил себя в нужное время, когда страна и общественное сознание находились между двух эпох. Однако Мао никогда не был единоличным правителем, в КПК всегда присутствовала активная оппозиция.
В начале своей политической карьеры соратники по партии, отмечали жестокость Мао, одновременно с этим будущий вождь активно формировал образ государственного деятеля, который постоянно по-отечески обеспокоен своим народом. В отличие от других видных партийных деятелей, Мао Цзэдун делал все для того, что в будущем его мнение было первой и последней инстанцией, он стремился адаптировать марксизм к реалиям Китая. Маоизм стал квинтэссенцией его теоретических изысканий, стремления к власти и контролю. С помощью верных сторонников теоретические изыскания вождя стали догматом партии и общественного сознания.
Культ личности Великого кормчего активно проявился в экономических экспериментах над страной. Мао был политиком, теоретиком, руководителем, но не экономистом. Результатом «Большого скачка» и «Культурной революции» стали многомилионные жертвы среди населения, искажение демографической картины, кризис политической системы и общественной мысли. Сегодня период «Культурной революции» китайцы воспринимают более реалистично и рационально, воспринимая эту меру как средство очищения страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ
Будущий коммунистический лидер Китая родился 26 декабря 1893 года в деревне Шаошань провинции Хунань, в семье зажиточного крестьянина Мао Женъшена. «Цзэдун» буквально означает «Облагодетельствующий Восток». В 8 лет мальчик пошел учиться в местную деревенскую школу. С ранних лет Мао стал поклонником императора Цинь Шихуанди, военачальников эпохи Хань, Наполеона и Петра І. В 17 лет он начинает учиться в Дуншане. К этому времени юноша уже прочитал многих классиков китайской литературы и теоретические книги конфуцианства. Синхайская революция имела большое значение для становления политических взглядов Мао Цзэдуна. В 1913 году он посещает провинцию Хунань, где знакомится с деятельностью Сунь Ятсена. В 1917 году Мао впервые заговорил о необходимости национального возрождения Китая в статье, опубликованной в журнале «Новая молодежь»1.
Взгляды будущего вождя формировались под влиянием Конфуция, Лян Цичао, Сунь Ятсена, Кропоткина, Толстого, философов-неокантианцев и неогегельянцев. Известно, что уже в это время он входит в тесный контакт с будущими влиятельными коммунистами в Китае Чэном Дусю и Ли Дачжао. В 1919 году Мао вступает в марксистский кружок, созданный Ли Дачжао. Интересно то, что к 1920 году Мао Цзэдун покидает Пекин и переезжает в Чанша, где работает директором начальной школы. Однако связь с коммунизмом не прерывалась, а наоборот, Мао активно учувствовал в формировании Коммунистической партии Китае. Учредительный съезд партии проходил летом 1921 года. Шесть коммунистических кружков представляли 13 человек, среди которых был и Мао, он представлял кружок в Хунане. Именно в этот период начинается активное становление политической деятельности будущего «Великого Кормчего»2.
Первый политическая победа Мао Цзэдуна произошла в 1923 году: его избрали членом ЦК, а вскоре и кандидатом в члены исполкома. Примечательно, что в этот период Мао становится известным, как теоретик коммунизма. Он сумел приспособить марксистские понятия к китайскому образу мышления и философии.
Мао Цзэдун активно учувствует в гражданской войне, возглавляя восстание в Хунане. После подавления восстания, мятежники скрылись в горах, где к войскам примкнули главари банд, которые впоследствии станут командирами Красной армии, которой будет руководить сам Мао. Одновременно с успехом революционных войск ром авторитет Мао Цзэдуна. Как и в любой партии, между ведущими деятелями наблюдалась конкуренция. Главными соперниками были Мао Цзэдун, Ли Лисянь и Ван Мин. Мао приступил к формированию своей группировки в ЦК – он первый среди них понял, что такой ход обеспечит ему победу3.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы