Контрольная работа на тему Любая из предложенных в файле
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Определение и функции сознания 4
2. Сознание в психологии 7
3. Проблема сознания в психологии 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение:
Двадцать первый век – век исследования мозга. Люди всерьез начали искать ответы на вопросы, как же работает мозг, как порождаются мысли, откуда берется интеллект, какова роль эмоций, ну и конечно, что делает нас сознательными. Новые методы исследования и много-много людей, вовлеченных в эту область, сильно развивают наше понимание, но мы знаем еще очень мало.
Понятие о сознании является одним из ключевых в психологии. Однако вопрос о том, что такое «сознание», до сих пор остается открытым. Понятие «сознание» наряду с понятием «психика» относится к категории базовых понятий психологии. Учитывая, что сознание считается высшим уровнем развития психики, эти два понятия образуют своеобразный «вектор», с которым так или иначе должны соотноситься все другие психологические понятия, любая система понятий психологии. Несомненно, наиболее существенной и первичной проблемой концептуализации сознания является отсутствие в психологии приемлемого определения понятия «психика», вследствие чего на протяжении длительного периода времени сознание и психика вообще не дифференцировались
Сознание представлено через семь его основных свойств: регистрация событий, чувственное восприятие, управление действием, стремление (иррациональное побуждение), творчество, представление (работа воображения по воссозданию реальности в виде символов, понятий, образов, моделей и т.д.), понимание (синтезирование внутренней и внешней реальности: воссоздание целостной связи между структурами).
Цель работы – теоретически рассмотреть проблему сознания в психологии.
Задачи:
— рассмотреть определение и функции сознания;
— изучить сознание в психологии;
— проанализировать проблемы сознания в психологии.
Заключение:
Проблема определения сознания постоянно привлекала внимание философов и ученых. На протяжении многих веков мыслители обогащали представление человечества о сознании, открывая все новые направления и пути ее познания, способствуя современным комплексом, системным осмыслением полиаспектного значения этого слова. Среди имеющихся в зарубежной философии подходов к интерпретации сознания можно выделить немало направлений ее определения. В частности, обобщение С. Приста содержат семь основных направлений исследования сознания, которые не сводятся друг к другу.
Сегодня основное внимание в исследованиях сознания уделяется пониманию того, что означает сознание как биологически, так и психологически. Он ставит под сомнение, что означает присутствие информации в сознании, и пытается определить нейронные и психологические корреляты сознания. Вопросы, представляющие интерес, включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными, или медитативными техниками.
Итак, можно сделать вывод, что в жизни человека, его психике, чрезвычайно важную роль играют сознательное и подсознательное, которые диалектически взаимосвязаны и взаимодействуют в зависимости от внутренних и внешних факторов. Поскольку сознание является качественной особой формой психики, стержнем мировоззрения человека, то это вызывает необходимость ее формирование не только в учебном, но и в не учебном процессе, применяя при этом разнообразные средства, формы и методы. Важно учитывать, что сознание человека постоянно развивается, влияет на характер ее деятельности и поведения.
Фрагмент текста работы:
1. Определение и функции сознания
В психологии сознание понимается как высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном отражении объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в формировании у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание – это высшая ступень развития психики, это последний этап в развитии психики в филогенезе. Если психика насчитывает сотни миллионов лет, то сознание – только сотни тысяч лет.
Таким образом, сознание есть некая целостность, в которой объединены все психические функции, но которая не сводима, ни к одной из них. Именно это обстоятельство затрудняет поиски границ, отделяющих понятие психики от понятия сознания. Сознание – это высшая ступень развития психики, так как психика есть у животных и человека, а сознание – только у человека. Но где эта грань, которая отделяет одно от другого – вот вопрос [6].
Известный психолог Гарник Акопов отметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии». В зарубежной психологии ситуация похожая. Тем не менее, понятие «психика» все же шире понятия «сознания», ибо психика помимо сознания, содержит в себе подсознание, бессознательное и др. Кроме того, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции).
Сознание же проявляется только как целое. Работа психики является постоянным фактором жизнедеятельности человека. Работа сознания – фактор переменный (оно частично отсутствует, например, во сне или под гипнозом). Если психика присуща всем возрастным периодам человеческой жизни, то сознание отсутствует в младенчестве и может сокращаться в старости в результате возрастных изменений в организме. Функция сознания заключается в том, что оно играет ключевую роль: в формировании целей деятельности; предварительном мысленном построении действий; предвидении их результатов; самоконтроле; разумном регулировании поведения и деятельности человека; построении отношений, познании и переживании.
Термин «сознание» занимает большую часть работы клинических неврологов, нейробиологов, психологов (и особенно нейропсихологов), психиатров, биофизиков и философов. Это «одновременно самая очевидная и самая загадочная особенность нашего разума». Для философов сознание стало полем битвы между монистами, редукционистами, сводящими его к нейрофизиологическим феноменам, и дуалистами, отделяющими нефизический разум от деятельности мозга. Интеракционизм и параллелизм олицетворяют дуалистический взгляд, в то время как большинство нейробиологов склоняются к монистическому подходу («ментальные процессы — это мозговые процессы»).
Сознание включает в себя все модальности чувственного восприятия, а также память, мышление, эмоциональность и волю. Самовосприятие и представление о себе считаются дополнительными компонентами сознания. Течение времени, и непрерывность сознания также считаются важными факторами. Неудивительно, что такой колосс психологических функций не поддается ясному определению.
Сознание требует функции бдительности, что, конечно, не является синонимом сознания, как это иногда встречается в клинических неврологических определениях («нормальное сознание… это состояние нормального человека в состоянии бодрствования»). Термин «бдительность» широко игнорировался в течение многих лет и десятилетий, но недавно был возрожден, особенно в кругах нейрофармакологии [10].
Бдительность действительно является функцией, тесно связанной с мозговым субстратом, как в физиологических, так и в патологических условиях. Эта функция особенно уязвима при поражениях ствола головного мозга, особенно моста и среднего мозга. Установлено, что восходящая мезодиэнцефальная ретикулярная формация и ее диффузная проекционная система на кору составляют основу бдительности.