История государственного и права России Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Литовский статут 1529 года

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Основная характеристика Литовского статута. 5

1.1
Политические аспекты статута Великого Княжества Литовского 1529 года  5

1.2 Краткая
характеристика Литовского статута 1529 года. 10

ГЛАВА 2.
Нотариат в Великом Княжестве Литовском. 15

ГЛАВА 3.
Юридические фикции в статуте Великого Княжества Литовского1529 года  18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 25

  

Введение:

 

Актуальность темы
контрольной работы обусловлена тем, что принципы права выступают важнейшей категорией
в теории права и формируют фундамент всей национальной правовой системы. Они по
своему содержанию не произвольны, а исторически обусловлены и закономерно вытекают
из правовой мысли и законодательства предшествовавших эпох. Первый Статут Великого
княжества Литовского 1529г. наравне с другими историко-правовыми памятниками,
как нашего государства, так и других стран закрепляет и отражает важнейшие идеи
правового и государственного строительства, приобретшие в современных условиях
статус принципов права.

В Статуте1529 г. находят
свое воплощение и иные идеи, которые впоследствии трансформируются в принципы современного
права. Таким образом, в истории белорусской государственности и генезиса
национальной правовой системы с очевидностью прослеживаются элементы
преемственности, возводящие нормы и предписания Статута 1529 г. в ранг базовых
положений современного права.

Кодекс был составлен в
Великом княжестве Литовском в XVI столетии и продолжал сберегать свою силу в
бывших областях данного государства в качестве сборника их гражданских законов практически
до половины XIX столетия. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского»
или о «Статуте земском» наблюдаются в источниках ещё в последней четверти XV и
первой XVI столетия, но тогда под данными терминами подразумевался не какой-нибудь
кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и
областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой.

Надобность кодификации
законов, вытекавшая как из разнородности права, источниками которого служили
старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и
из тяготений увеличившейся шляхты высвободиться из-под бремени великокняжеской
власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под названием
Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей придерживается
того мнения, что данный первый, или «старый», Статут никогда не был издан и воздействовал
лишь в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, все-таки, свидетельство
одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте.

Цель
исследования: изучить Литовский статут 1529 года.

Объектом
контрольной работы является совокупность общественных
отношений в Литовском статуте 1529 года Предметом контрольной
работы являются конституционно-правовые механизмы
ограничения и умаления прав человека и гражданина в Литовском статуте 1529 года.

Достижение
цели возможно при решении следующих задач:

– рассмотреть политические
аспекты статута Великого Княжества Литовского 1529 года;

– изучить краткую
характеристику Литовского статута 1529 года;

– рассмотреть нотариат в
Великом Княжестве Литовском;

— проанализировать
юридические
фикции в статуте Великого Княжества Литовского1529 года

Нормативную,
теоретическую и эмпирическую и основу исследования составили Статут Великого
княжества Литовского 1529 года, а также труды таких авторов как: Аргучинцев, Г.
К., Вішнеўскі, А.Ф., Кузнецов, И.Н., Лазутко С. И., Шелкопляс, В.А. и Панов С.
В. др.

Методологическая основа
исследования включает: общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию,
традукцию, моделирование, системный метод; частнонаучные методы:
формально-юридический, системного анализа, правового моделирования,
исторический метод и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значение статутов в развитии
правовой системы в целом, отдельных отраслей права, конкретных правовых институтов
нельзя переоценить. Статутами ВКЛ охватывались все отрасли права, однако
правовые нормы в данных памятниках права были объединены в разделы не по
отраслям, а по сферам правового регулирования общественных отношений. Подобная модель
вполне обоснована: даже современный уголовный закон в части установления
ответственности за конкретные деяния имеет деление исходя из объекта
уголовно-правовой охраны – общественных отношений в конкретной сфере правового
регулирования.

В нормах Статута 1529 г. уже
предусматривались конкретные общественно опасные деяния, а также различные наказания
за их совершение. Следует отметить, что значительный удельный вес во времена действия
Статутов приходился на имущественные наказания, к числу которых относятся
конфискация имущества и штраф. Не являлся исключением и Статут 1529 г. Рассмотрим
отражение наказаний, связанных с имущественными ограничениями или лишениями, в
данном памятнике права.

Издание Статута 1529 г. является
огромным скачком в кодификации и систематизации законодательства. По своему
содержанию он был первым в Европе систематизированным сводом законов, прежде всего
сводом правовых норм в сфере всех отраслей тогдашнего права. Нормы уголовного
права по Статуту 1529 г. находятся в различных разделах, но отдельные разделы (7,
11–13) по своей специфике имеют сугубо уголовно-правовое значение. В Статуте 1529
г. прослеживается четкая структура системы наказаний. Он предусматривал как штраф,
так и конфискацию имущества.

По уголовному
законодательству ВКЛ предусматривалась замена одного наказания другим
наказанием равным ему по тяжести, если было невозможно применить его к преступнику,
т.е. он скрылся или его не поймали, а также, если у преступника не было финансовых
возможностей для исполнения данного наказания. Отметим, что в случае
несостоятельности виновного, наказание обращается на его личность: частные штрафы
подлежат отработке, штрафы в пользу власти заменяются тюремным заключением. Продолжительность
отработки зависела от размера назначенного штрафа и осуществлялась до того
времени пока вся сумма полностью не была отработана.

Статут 1529 г.
предусматривал и конфискацию – утрату в пользу великого князя имения или имущества
– для привилегированных сословий и применительно к лицам, занимающим определенные
должности на службе у великого князя. Отметим, что термин «конфискация» в статутах
ВКЛ не употреблялся, однако содержание положений статутов указывает на то, что данный
вид наказания был регламентирован и применялся за совершение отдельных деяний.
Наиболее часто конфискация определялась за деяния, связанные с воинской службой
и деяниями во время войны.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Основная
характеристика Литовского статута 1.1 Политические аспекты статута
Великого Княжества Литовского 1529 года К началу XVI в. огромные территории
между Балтийским и Черным морями занимало ВКЛ – феодальное государство,
образовавшееся в результате объединения ряда княжеств на основе договоров, династических
браков, военных действий[1].
По своему составу оно было полиэтническим государством: кроме местных жителей
(ятвяги, дреговичи, кривичи, прусы и др.) в состав населения входили татары, евреи,
караимы, немцы и др. Особенностью ВКЛ было то, что великий князь литовский (великий
князь литовский, русский, прусский, жемойтский, мазовецкий и др.) был
одновременно и королем польским. В ВКЛ происходило ограничение власти великого князя,
в отличие от других европейских государств указанного периода, где центральная власть
находилась в руках монархов. В соответствии с Городельским привилеем 1413 г. широкими
правами в решении наиболее важных государственных вопросов стали обладать совет
знати.

Привилей Казимира 1447 г.
подтвердил право избирать нового монарха после смерти предыдущего. Изданный в 1506
г. привилей Сигизмунда I (Жигимонта Старого), можно сказать, окончательно лишил
великого князя права управлять государством. Даже на сеймы ВКЛ он являлся лишь в
исключительных случаях, связанных с решением вопросов войны и мира, взимания налогов.
Политическая власть была сосредоточена в руках сейма и канцлера ВКЛ. С1492г. в
Вильне стали проходить заседания вального (общегосударственного) сейма. Вопросы
воинских повинностей, местных налогов и должностей, а также избрания
«депутатов» на вальный сейм решались на заседаниях местных сеймиков.

Статус населения ВКЛ, как
и любого феодального государства, был разным. Так, удельные князья, являющиеся крупными
землевладельцами, превратились в магнатов (от лат. Magnus – великий), входивших
в состав панов рады и занимавших самые высокие должности в государстве. Средние
и мелкие феодалы обязаны были нести воинскую службу. Эту категорию служилых
людей в XIII–XIV вв. именовали боярами, а после Городельского привилея 1413 г.
по образцу Польши – шляхтой (от нем. slahta–род, порода), которая в ВКЛ была
достаточно многочисленна[2].
Из среды шляхты формировалось ополчение (посполитое рушение). Мелкая шляхта служила
в частных войсках магнатов. Свободное население городов и местечек называлось
мещанами. Высший слой горожан составляли богатые купцы. Самую многочисленную часть
населения ВКЛ составляли крестьяне, которые делились:

— на тягловых, отбывавших
панщину;

— осадных, плативших
оброк;

— слуг, занятых в хозяйстве
землевладельцев;

— огородников, являвшихся
самой бедной частью крестьян.

Своеобразный колорит различных
этносов вынуждал монархов учитывать их интересы. Так, татары взамен несения
воинской службы получали земельные наделы, что позволяло перейти в сословие
шляхты. Развитию ремесел, торговли способствовали евреи, которые имели свои
органы самоуправления (кагал, сеймики) и суд. Усиление роли евреев в области
хозяйственной жизни, вооружения, финансов привело к участию в определении
политики государства. К первой четверти XVI в. почти все крупные населенные
пункты ВКЛ обладали правом самоуправления на основе Магдебургского права.

Основная часть населения ВКЛ
исповедовала православие либо католицизм. Под нажимом католического духовенства
и польской шляхты Ягайла, став польским королем, издал 20 февраля 1387 г.
привилей, положивший начало окатоличиванию населения ВКЛ и дискриминации православных.
В 1388г. для подавления возмущения населения Витебской и Полоцкой земель даже
использовались польские силы.

Сепаратистские тенденции
существовали в ВКЛ не только тогда, когда уния с Польшей была не столь прочной.
Недовольство православной знати первым использовал Витовт, предпринявший шаги к
образованию русско-литовского королевства, противостоящего как Польше, так и Москве.
Однако впоследствии и он пошел на уступки, и тотальное окатоличивание стало не столь
явным. С избранием в 1430г. на великокняжеский престол Свидригайло, сторонника самостоятельности
ВКЛ, отношения с Польшей настолько испортились, что дело дошло даже до военных
действий против Польши. Через несколько лет после смерти Ягайлы (1434 г.) уния
с Польшей перестала существовать. В последующем уния то прекращалась, то возобновлялась.
После избрания Сигизмунда I польским королем уния сохранилась и существовала также
после вступления на польский трон Сигизмунда II Августа. Можно сказать, и в
период унии различий между православными и католиками в вопросах права
собственности, в том числе и на землю, не было. Православные могли занимать
должности местного значения, некоторые даже входили в состав панов Рады, но
доступ к самым высоким должностям в ВКЛ им был затруднен.

Именно на таком общественно-политическом,
этническом и религиозном фоне был принят Статут ВКЛ 1529 г. Историография его
обширна и достаточно подробно изложена в фундаментальном труде «Первый Литовский
Статут (1529 г.)», авторами которого являются С. Лазутка, И. Валиконите, Э.
Гудавичюс[3].
Определенный вклад в изучение Статута 1529 г. внесла современная белорусская школа
историков права, основоположником которой является И.А. Юхо. Во многих крупных
феодальных государствах кодифицированное право к началу XVI в. уже существовало.
Однако оно касалось в основном судоустройства и судопроизводства. Даже такой
широкий по охвату правового регулирования и пространный по содержанию сербский источник
феодального права, как «Законник Стефана Душана», принятый в 1349 г., хотя и
кодифицировал обычное и каноническое право, а также судебную практику, оформлял
лишь право собственности феодалов, не касаясь их общественно-политического
статуса.

В ВКЛ как общеземские
(общегосударственные), так и областные привилеи были локальными, распространяясь
лишь на определенный социальный слой людей либо сферу их деятельности. Более того,
каждый новый великий князь при вступлении на престол должен был выдавать областные
привилеи, подтверждающие статус той или иной земли, закрепленный в привилеях предыдущих
великих князей[4].
Оказывалось, что земли имели различные права. В какой-то мере данное явление нейтрализовали
привилеи на Магдебургское право. Тем не менее, пришло время принять общегосударственный
нормативный правовой акт с учетом уже имеющегося опыта и политических реалий.

В связи с этим подготовка
и принятие Статута 1529 г. были действительно грандиозной государственной правовой
программой и «своего рода вызовом времени.

Однако прошел
значительный период времени, прежде чем Статут был принят. Почему так
растянулся процесс подготовки Статута или все-таки это было необходимо для
поиска компромиссного варианта? Вопрос о кодификации феодального права Великого
княжества Литовского имеет свою историю. Однако отсутствие положительных данных
лишает исследователя возможности восстановить полностью историю составления
Статута 1529 г. и той борьбы, которая происходила вокруг него. Эта борьба была
неизбежной, так как магнатские круги прекрасно понимали, что издание
письменного свода законов существенно заденет и ограничит их права. Длительная
борьба, завязавшаяся вокруг Статута, служит прекрасным доказательством того,
что крупные землевладельцы напрягли все усилия, чтобы не допустить издания письменного
свода законов феодального права. [1].
Панов С. В. История Беларуси: основные даты и события с комментариями: / С. В.
Панов. – Минск: Аверсэв, 2015. с. 57 [2].
Аргучинцев, Г. К. История государства и права Беларуси: учебное пособие для
спец. «Правоведение» / Г. К. Аргучинцев. — Минск: Амалфея, 2018. с. 104 [3].
Кузнецов, И.Н., Шелкопляс, В.А. История государства и права Беларуси: Пособие
для студентов высших учеб. заведений. / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. – Мн.:
Тесей, 2017. с. 119 [4]. Лазутко С. И.
Литовский статут ─ феодальный кодекс Великого княжества Литовского. ─ Вильнюс,
2014 с. 53

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы