Управление знаниями Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Литературный обзор на тему: «Экономика знаний. Форматирование и развитие. Сущность интеллектуального капитала, как экономической категории»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1
Понятие экономики знаний. 4

2
Формирование и развитие экономики знаний. 8

3
Интеллектуальный капитал, как экономическая категория. 12

Заключение. 16

Список
использованных источников. 17

  

Введение:

 

С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в
западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или
«экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского
knowledge-based economy), введенный в научный оборот австро-американским ученым
Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот новый тип экономики отличается от предшествующих
ему аграрного и индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы
продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие
всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними,
сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают
знания и человеческий капитал.

Переход мировой экономики в новое качественное состояние
непосредственным образом связан с повышением роли теоретического знания,
развитием высокотехнологичных отраслей, процессом увеличения доли сферы услуг
(структурными сдвигами), влиянием информационных сетевых технологий (Интернет).
Все указанные тенденции требуют особого исследования в свете появления новых
теорий современной экономики (теории постиндустриальной, «новой», глобальной
сетевой, информационной экономики), в том числе с целью определения места
теории экономики знаний в их ряду. Нужен теоретический анализ системных
изменений в экономике на микро- и макроуровнях. В то же время форсированное
становление экономики знаний в Российской Федерации, по мнению большинства
специалистов, является одним из главных условий устойчивого развития нашей
страны как полноправного субъекта мирового хозяйства. Вследствие этого вопрос о
формировании экономики знаний и особенностях этого процесса представляется
весьма актуальным и с научной, и с практической точки зрения.

Учитывая многоплановость проблем формирования и развития
экономики знаний, их взаимосвязь с различными аспектами функционирования
экономической системы на микро-, мезо-, макроэкономическом и международном уровнях,
отдельные вопросы данной тематики изучались многими отечественными и
зарубежными учеными самых различных школ и направлений. Среди них выделим труды
российских ученых Л.И. Абалкина, А.В. Бузгалина, А.И. Добрынина, А.А. Дынкина,
С.А. Дятлова, В.Л. Иноземцева, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова,
В.Л. Макарова, Б.З. Мильнера, Г.Б. Поляка, В.А. Садовничего, Т.Е. Степановой,
Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника, Ю.В. Яковца.

Данной проблематике также посвящены работы таких зарубежных
исследователей, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, М. Кастельс, Я. Корнаи, И.
Масуда, Ф. Махлуп, Д. Рисмен, Т. Сакайя, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т.
Стюарт, Т. Умесао, Д. Форэ, Д. Шнайдер и др.

Объектом исследования выступает экономика знаний как тип
экономики, в котором производство и внедрение знаний и инноваций играют
решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития.

Предметом исследования являются новые формы экономических
отношений и система хозяйственных взаимосвязей, складывающиеся в процессе становления
экономики данного типа.

Целью исследования является анализ теоретических
представлений об экономике знаний. Достижение поставленной цели потребовало
решения следующих задач:

1.    
Изучить понятие экономики знаний;

2.    
Рассмотреть формирование и развитие экономики
знаний;

3.    
Рассмотреть интеллектуальный капитал, как
экономическую категорию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Более четверти века экономисты характеризовали процессы
трансформации, происходящие в экономике, как переход к постиндустриальной
экономике. Постиндустриальная экономика — фундаментально более сложная система,
чем индустриальная. Повышение сложности связано с тем, что технический прогресс
и революция в области ИКТ существенно изменили основные параметры развития
экономических систем: их организационную структуру, состав факторов
производства, механизм устойчивого роста и т. д. В литературе
постиндустриальная экономика часто отождествляется с экономикой, основанной на
знаниях и инновациях.

Быстрое развитие науки, распространение ИКТ, превращение
знаний в главный ресурс материального и нематериального производства обеспечили
переход к экономике знаний в ряде стран.

Сегодня существует несколько определений экономики знаний,
но в большинстве случаев все определения сводятся к тому, что экономика знаний
— это экономика, которая создает, распространяет и использует научные знания
для развития и высокой конкурентоспособности. Экономика знаний основана на
процессах генерации знаний и их коммерциализации на основе интеллектуального
потенциала.

Экономика знаний в самом широком смысле сегодня обычно
включает три основных области: НИОКР и инновации, образование и обучение,
которые способствуют формированию человеческого капитала, а также
информационные и компьютерные технологии (ИКТ). Хотя каждый из них сохраняет
свою относительную независимость, довольно сложно представить одну сферу без
двух других.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие экономики знаний

Исторически концепция экономики знаний и общества,
основанного на знаниях, пришла на смену концепции информационного общества,
которая сформировалась как этап в развитии постиндустриального общества. С
развитием информационного общества стало ясно, что только информация, связанная
с приращением новых знаний, может выступать в качестве фактора экономического
роста. Это послужило причиной появления нового концептуального направления в
изучении постиндустриального общества, в котором знания могут бесконечно
генерироваться и накапливаться, а с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий мгновенно распространяются между
всеми участниками процесс. Таким образом, знания становятся стратегическим
ресурсом экономического развития и источником общественного благосостояния, что
определяет правомерность использования термина «экономика знаний».

Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот
австро-американским экономистом и ученым Ф. Махлупом в 1962 г. как «один из
секторов национальной экономики, в котором происходит производство, обработка и
управление знаниями» [13]. . В 1990-х годах концепция экономики знаний рассматривалась
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве
основного элемента государственной политики и определялась как «экономика,
которая побуждает свои организации и людей приобретать, создавать,
распространять и использовать систематизированные и неявные знания с целью
более эффективного ускорения экономического и социального развития »[26].

Преобразования, которые произошли в современной экономике,
привели к повышению интереса к происходящим процессам и породили множество
неоднозначных толкований этого термина. Проанализировав существующие трактовки
термина «экономика знаний», авторы статьи выявили основные подходы к его
определению и систематизировали толкование этого термина в соответствии с
подходом, который его определяет. Результаты анализа различных терминов
представлены в таблице 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы