Контрольная работа на тему Лексика ребенка в исследовании А Н Гвоздева (существительное)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Грамматический строй речи как компонент речевой системы 4
2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 12
Заключение 17
Список источников и литературы 18
Введение:
Актуальность работы обусловлена следующими фактами. Своевременное и качественное формирование системы словообразования – важное условие полноценного речевого развития ребенка. Поскольку язык становится предметом изучения с начала школьного обучения, то в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к устной речи как языковой действительности. На актуальность данной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение навыка словоизменения представляет собой одну из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе. Вопросами особенностей состояния образования и формирования навыков звукового анализа, грамматического строя речи занималось множество ученых. Так, Гвоздев А. Н.. в своей работе дает нейропсихологическое обоснования формирования навыка словообразования и словоизменения. Теплов Б.М. отмечает, что чувство ритма представляет основу для словосложения. Жукова Н.С. [6] в своих исследованиях предлагает периодизацию формирования структуры слов при нормальном развитии и у детей с общим недоразвитием речи.
Многие авторы (Винарская Н.С., Зиндер Л.Р, Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Гвоздев А. Н.., Теплов Б.М., Тарасова К.Р.) сходятся во мнении, что для формирования навыка словообразования и словоизменения важными представляются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, а так же способность детей к серийно-последовательной обработке информации [17]. В связи с этим целью работы является изучение лексики ребенка в исследовании А. Н. Гвоздева.
Заключение:
Подытоживая усвоения ребенком грамматической правильности речи, Гвоздев А. Н., отмечает, что грамматическую систему родного языка ребенок овладевает к трем годам. Что касается внешнего выражения морфологических элементов, Гвоздев А. Н., отмечает следующее: во-первых, бросается в глаза безукоризненная точность, с какой ребенок выделяет отдельные корни, приставки, суффиксы, окончания. Многочисленные сотни самостоятельно созданных форм, которые охватывают все типы словообразования и словоизменения, совсем лишены ошибок. Причем такое умение оказывается сразу же как только ребенок начинает расчленять слова на морфологические части. Однако, такое выделение морфологических элементов не является анализом, который бы осуществляли сознательно. Об этом свидетельствует то, что некоторые размышления над составом слов появились у ребенка значительно позже, только в возрасте четырех с половиной лет [8, с.186].
Во-вторых, в детском вещании, особенно в начальный период, наблюдается яркая тенденция к использованию морфологических элементов в таком виде, в каком они были извлечены из того или иного слова.
В-третьих, первичный период использования морфологических элементов характеризуется определенной свободой их использования в том плане, что несколько морфологических элементов с одним значением оказываются не разграниченными в своем употреблении. Следовательно, они либо смешиваются, употребляются примерно одинаково часто один вместо другого, либо один оказывается господствующим и употребляется вместо всех других. Ярче всего это проявилось в усвоении окончаний существительных, поскольку именно в этом случае и имеется значительное количество окончаний с одинаковым значением. Получается, что у ребенка вроде-то есть сначала период, когда окончания употребляются правильно синтаксически, т. е. согласно своему значению, однако бессистемно морфологически, то есть они не объединены еще в определенную систему парадигм.
Фрагмент текста работы:
1. Грамматический строй речи как компонент речевой системы
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматический строй у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса.
Грамматика — это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. «Грамматика — это логика языка», как считал Ушинский К.Д. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.
Грамматический строй речи — это объект, который формировался в течение многих лет. Основой для его изучения является познание отношений и окружающей действительности. Однако в первое время речь ребенка с точки зрения синтаксиса бесформенна.
Для родителей важно способствовать развитию грамматического (синтаксического) строя речи детей. В противном случае у ребенка может возникнуть дисграфия (нарушение письменной речи). Для профилактики необходимо использовать различные методики и следить за тем, чтобы дети всесторонне развивались. В усвоении грамматических средств языка можно выделить этапы:
• понимание содержания, услышанного;
• заимствования слов из речи взрослых и сверстников;
• образование других слов по аналогии с уже известными;
• оценка правильности построения речи.
Грамматическая система языка — это часть организации языка, представленная в его грамматических единицах, грамматических формах и грамматических категориях. Грамматический строй языка как система — это единство отвлеченных грамматических значений и их формальных выражений, которые составляют ту основу, без которой язык не функционирует. Различают грамматические значения словообразования и словоизменения.
«Словообразование − образование слов от других слов с помощью определенных действий, которые предусматривают содержательные и формальные изменения характеристик слова» по мнению Ефремовой Т.Е. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется не походным. Словообразование как речевой процесс называется также деривацией, а его результаты − дериваторами. До основных словообразовательных процессов относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и другие), словообразование, конверсия и тому подобное [2, с. 33].