Контрольная работа на тему «Культурные ареалы: понятие, характеристика, классификация»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и характеристика культурных ареалов. 4
1.1 Характеристики культурных ареалов в контексте различных научных теорий 5
2. Классификация культурных ареалов 11
2.1 Исторически сложившиаяся классификация
культурных ареалов 12
2.2 Пример современной классификации культурных ареалов 14
Заключение 18
Список литературы и электронных ресурсов 19
Введение:
Актуальность темы. Современная эпоха глобализации являет собой процесс становления полицентричного (мультикультурного) сообщества. По обоснованию академика Д.А. Лихачёва, глобализационные процессы движимы, в первую очередь, культурными, а не экономическими интере-сами мирового сообщества, следовательно, глобализационные процессы требуют особого отношения к культуре. Данное понимание Д.А. Лихачёв резюмировал в «Декларации прав культуры», проект которой он предста-вил на суд общественности 1 сентября 1995 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов .
Одним из особых подходов к изучению культуры является её рас-смотрение в контексте культурного ареала – пространства, в границах ко-торого распространялся тот или иной тип культуры. Для культурного ареала культура суть действующее начало, природный ареал – посредник, а культурный ландшафт – его результат. Сегодня, в условиях глобализа-ции, изучение культурного ареала приобретает новые черты: ученые вы-явля¬ют регионы мира, приобретающие вторичные черты сходства, т.е. изобре¬тенные не самим народом, а приобретаемые в ходе многочисленных контактов с другими народами.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущностных характеристик понятия «культурный ареал». Для достижения цели постав-лены и решены следующие задачи:
— проведён обзор концепций и теоретических построений, сложив-шихся в западной и российской науке, представляющих сущностные свой-ства культурных ареалов;
— рассмотрены две классификации культурных ареалов – историче-ски сложившаяся и современная.
Заключение:
Рассмотрение культурных ареалов в аспекте их сущностных харак-теристик, а также классификации позволяет осуществить следующие вы-водные обобщения.
1. Культура, в широком антропологическом смысле означающая цельный образ жизни определенного народа, сегодня требует особого подхода к своему изучению. Одним из особых, современных подходов к изучению культуры является её рассмотрение посредством понятия «куль-турный ареал».
2. Процессы сохранения, развития и распространения культуры, рассматриваемые в контексте теории культурных ареалов, направляют культурную политику страны, формирующую представления о едином культурном пространстве страны, сочетающем различные этнические и региональные культуры.
3. Различные аспекты складывания культурных ареалов вызывают возрождение практического и теоретического интереса по мере того, как учёные-гуманитарии наращивают исследования процессов культурной глобализации. Транслокальность современного человека – он может «одновременно» жить в двух или более местах, выполняя в каждом из этих мест своеобразные социальные роли, следствием имеет неуверенное фор-мирование людьми своей культурной идентичности. Сущностной задачей для человечества в условиях глобализации является выстраивание гармо-ничной концепции глобализации, предполагающей, что мировое культур-ное развитие дóлжно осуществлять посредством нахождения баланса меж-ду великими культурами и культурами малых этносов. Именно такой под-ход, по мнению Д.С. Лихачёва, способен обеспечить как сохранение (кон-сервацию), так и развитие культуры как общечеловеческого достояния.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и характеристика культурных ареалов.
Лапидарное определение культурного ареала может звучать следу-ющим образом: это регион мира, населённый людьми, которые обладают общими культурными чертами. В числе таковых – общих культурных черт – антропологи и этнологи, как правило, выделяют одну либо не-сколько черт, связанных между собой функционально, и, образующих, та-ким образом, особый культурный комплекс. Так, примером общей куль-турной черты для дальневосточно-азиатского культурного ареала, вклю-чающего в себя Сингапур, Японию, Южную Корею и Китай является, в частности, рисоводство. Другой пример: скотоводство как доминирующая культурная ориен¬тация, является отличительным признаком обществ аф-риканского культурного ареала, включающего Нигерию, Иорданию, Уганду, Зимбабве. Таким образом, по своим размерам культурный ареал превышает любую страну, даже самую крупную. Так, США, с площадью 9,36 млн. кв. км, находящиеся на 4-ом месте в списке самых крупных по площади государств мира, входят в более крупное образование – англо-язычный культурный ареал, к которому также принадлежат Австралия и Зеландия – географически далёкие от США.
Многостороннее исследование культурных ареалов составляет одну из центральных проблем этнологии, этнографии и культурологии. На гео-графическую карту культурные ареалы наносятся антропологами и этно-графами посредством выявления мест, где общие культурные черты и эле-менты существуют в наиболее концентрированном виде. Учёные при этом отвечают на вопросы, важные с точки зрения характеристик культурного ареала: 1. когда и как появилась общая культурная черта?; 2. каким обра-зом но¬вовведение распространялось в другие ареалы?; 3. почему людей объединяет именно эта культурная черта, какова её функция в адаптации к внешним условиям?; 4. какова роль внешних условий, в том числе геогра-фического рас¬положения и климата, в появлении такой особенности?; 5. как эта культурная черта эволюционирует, какие формы принимает?; 6. почему именно этот на¬бор культурных черт образует культурный ком-плекс и где ещё он может суще¬ствовать? и др.
1.1 Характеристики культурных ареалов в контексте различных научных теорий.
Формирование теории культурных ареалов предприняли американ-ские культурные антропологи, которые изу¬чали тра¬диционную куль¬ту¬ру че¬рез гео¬гра¬фи¬че¬ски ог¬ра¬ни¬чен¬ные и при¬род¬но-обу¬слов¬лен¬ные ва¬ри¬ан-ты, названные ими «куль¬тур¬ные ареа¬лы» («cultural areas»). Американский культурный антрополог Отис Мейсон в 1894 г., занимаясь систематизаци-ей индейских культур, впервые применяет понятие «культурный ареал». Мейсон занимал должность хранителя этнографических коллекций Нацио-нального музея США, область его научных интересов – особенности раз-ных индейских изделий. В процесс своих исследований О. Мейсон выяс-нил, что эти особенности располагаются в пространстве отнюдь не хаотич-но – они соединены друг с другом, образуя ареалы. Данное наблюдение послужило основой разработки О. Мейсоном концепции «культурного ареала» (culture-area). Каждый район, согласно О. Мейсону, имеет уни-кальный набор условий, оказывающих определяющее воздействие на формирование определённого образа жизни людей.
Теоретическое обоснование понятия «культурный ареал» было предпринято в начале XX века антропологами К. Уисслером, Э. Сепиром, А.Л. Крёбером, М.Дж. Херсковицем и др. Разработка американскими ан-тропологами теорий культурных ареалов основывалась на особом фунда-менте – на взаимодействии культуры и особенностей природной среды. При этом учитывались идеи диффузионизма, т.е. заимствования и распро-странения культуры из одних центров в другие. Таким образом, теории культурных ареалов являют собой разновидность географического детер-минизма.
Практическое воплощение идей культурных ареалов содержит рабо-та американского антрополога Кларка Уисслера под названием «Амери-канский индеец: введение в антропологию Нового Света». Исследуя при-чины и условия, поспособствовавшие развитию культуры индейцев, Уис-слер постулирует: культуры народов Нового Света (североамериканского континента) развиваются независимо от культуры Южной Америки (Ста-рого Света). На основе этнографических данных и археологических мате-риалов Уисслер обосновал наличие двадцати четырёх культурных ареалов Северной и Южной Америки. Так, в Северной Америке был выделен иро-кезский ареал, ареал Великих озер, Верхнего Миссисипи, Центральная Мексика, Оахака и Юкатан и т.д. Наряду с понятием «культурный ареал» Уисслер применяет понятие «тип» – комплекс обязательных элементов культуры определенного ареала, а также понятие «центр культуры».