Контрольная работа Гуманитарные науки История

Контрольная работа на тему Культура России во 2 половине 19 век;

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Характеристика России во второй половине ХIХ в. 5

2.Характеристика основных направлений культуры России во второй половине ХIХ в. 10

Заключение. 13

Список использованных источников и литературы.. 15

  

Введение:

 

Актуальность темы. В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений.

На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат.

 Русская политическая мысль в 19 веке развивалась в разных направлениях, в зависимости от проводимой политики государства. Нежелание отмены крепостного права и влияние извне – революции и смена государственного строя во многих европейских странах, война 1812 г. Так же имели большое значение для усиления для усиления политических течений – консерватизма, либерализма и радикализма — и народного движения.

Степень разработанности темы. Важная особенность русской культуры является то, что с самого начала в нашем государстве сосуществовали несколько народностей, поэтому, несомненно, русская культура сумела вобрать в себя черты и особенности славянских и неславянских народов.

Исследователь Н.О. Лосский, который написал книгу «Характер русского народа» отмечал, что важная черта русского характера – способность «усваивать черты любого национального типа».

Освоив огромные пространства Евразии, русские не замыкались в компактный этнос, а, наоборот активно смешивались с местным населением, таким образом, происходило взаимопроникновение языков и культур.

Получается с исторической и культурной точки зрения современная Россия — не последовательница, Московского царства, которое формировало особую систему государственной власти и мы ее приняли, но знак равенства здесь ставить нельзя. Государство — это все-таки определенный орган, имеющий культурные политические и экономические связи.

В работе использованы учебные пособия по политологии, а так же, так как тема историческая применены учебные пособия по истории. Кроме того в тексте работы частично представлены некоторые документы того времени, а так же статьи из журналов и труды русских историков. 

В центре внимания были работы современных отечественных ученых по историко-правовой и теоретико-правовой тематике: С.В.Бирюкова, А.А. Галкина, А.Л.Зорина, С.Ф. Платонова, А.А.Уткина, В.Г.Тюкавина, С.В. Мироненко.

Целью работы является изучение культуры России во второй половине ХIХ в.

Задачи:

 — охарактеризовать Россию во второй половине ХIХ в.

— выделить особенности культуры России во второй половине ХIХ в.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве. От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП).

К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право.

Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять. Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей.

В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.

Сначала века оно сильно усложнилась, будучи представлена многочисленными течениями и группировками: народники старого и новейшего толка, ранние марксисты, либералы разных оттенков, славянофилы, консерваторы.

Все эти общественные силы враждовали между собой. Но все, же у них была единая любовь – Россия, и единые желания и стремления – сделать ее «жизнь» лучше. 

Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в.

Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Ведущей областью духовной жизни оставалась литература.

В художественной жизни России этого периода появляются два центра — Товарищество художников-передвижников и «Могучая кучка» композиторов. Ведущим направлением в живописи становится критический реализм.

  

На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат.

 Русская политическая мысль в 19 веке развивалась в разных направлениях, в зависимости от проводимой политики государства. Нежелание отмены крепостного права и влияние извне – революции и смена государственного строя во многих европейских странах, война 1812 г. Так же имели большое значение для усиления для усиления политических течений – консерватизма, либерализма и радикализма — и народного движения.

Степень разработанности темы. Важная особенность русской культуры является то, что с самого начала в нашем государстве сосуществовали несколько народностей, поэтому, несомненно, русская культура сумела вобрать в себя черты и особенности славянских и неславянских народов.

Исследователь Н.О. Лосский, который написал книгу «Характер русского народа» отмечал, что важная черта русского характера – способность «усваивать черты любого национального типа».

Освоив огромные пространства Евразии, русские не замыкались в компактный этнос, а, наоборот активно смешивались с местным населением, таким образом, происходило взаимопроникновение языков и культур.

Получается с исторической и культурной точки зрения современная Россия — не последовательница, Московского царства, которое формировало особую систему государственной власти и мы ее приняли, но знак равенства здесь ставить нельзя. Государство — это все-таки определенный орган, имеющий культурные политические и экономические связи.

В работе использованы учебные пособия по политологии, а так же, так как тема историческая применены учебные пособия по истории. Кроме того в тексте работы частично представлены некоторые документы того времени, а так же статьи из журналов и труды русских историков. 

В центре внимания были работы современных отечественных ученых по историко-правовой и теоретико-правовой тематике: С.В.Бирюкова, А.А. Галкина, А.Л.Зорина, С.Ф. Платонова, А.А.Уткина, В.Г.Тюкавина, С.В. Мироненко.

Целью работы является изучение культуры России во второй половине ХIХ в.

Задачи:

 — охарактеризовать Россию во второй половине ХIХ в.

— выделить особенности культуры России во второй половине ХIХ в.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.     Характеристика России во второй половине ХIХ в.

 

Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».

Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:

Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества[1].

Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв[2].

Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.

Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек.

В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехановым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели[3].

С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным.

 В 1880 годах Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России[4].

 Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличие от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.

С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов.

Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске,  была заложена основа будущей партии, окончательно оформившаяся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП[5].

Важной в этот период была реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

18 июня 1863 – принят «Университетский устав».

14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».

18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

 

[1] Боханов А.И. и др. Российские консерваторы. – М.: Русский мир, 2017. – С.89.

[2] Уткин А.А. Очерки истории общественно-политического движения в России второй половины XIX века. – Елабуга, 2008. – С.221.

[3] История России XIX век / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Владос, 2001. – С.111.

[4] Гросул В.Я. и др. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С.90.

[5] История России XIX век / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Владос, 2001. – С.221.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы