Контрольная работа Гуманитарные науки Философия и риторика для детей

Контрольная работа на тему Культура речи. Компоненты культуры речи. коммуникативные качества речи. Правильность речи. Чистота речи. Богатство речи. уместность речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ 3
ГЛАВА ІІ. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ И ИХ СИСТЕМА 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ЛИТЕРАТУРА 12

 

  

Введение:

 

Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции как наука о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались наставления о правильности речи, чистоты, точности, логичности и выразительности, а также о способах их достижения.
В России проявлялся и проявляется достаточный интерес к этому вопросу. Так, М. В. Ломоносов на материале общественной словесности развил теорию речевого мастерства. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А. С. Пушкина, была ограниченной, но, вместе с тем, полезной. С особой остротой и критикой наносил удары В. Г. Белинский, расшатывая теоретические устои риторик первой половины XIX ст. Однако в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, не угасал интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы культуры речи как научной дисциплины. В XX в. В. И. Чернышов, Л. В. Щерба, Г. О. Винокур, Б. Д. Томашевский, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура».
Актуальность. Этот термин прочно вошёл в современную науку и жизнь. Сейчас мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом, поскольку культура речи определяется уровнем владения речью.
Целью работы является изучение культуры речи и ее коммуникативных качеств. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
– выделить понятие «культура речи» и ее компоненты;
– изучить коммуникативные качества речи: правильность, чистоту богатство и уместность.
Объект исследования – литературный язык.
Предмет – культура речи.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как видим, культура речи имеет свои особенности и значение. Она крайне важна для понимания и выразительности речи в процессе общения. Кроме того она выражается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.
Культуру речи можно понимать очень узко, как грамотность, соблюдение норм современного литературного языка. Это понятие включает в себя такие качества речи, как чистота и краткость, правильность и ясность, уместность, богатство. Потому борьба за повышение культуры речи не может быть сведена только к языковой культуре и включает не только требования, которые предъявляются к словарному запасу, стилистике, грамматике и орфоэпии. Культурная речь – это речь грамотная, содержательная, выразительная, точная, понятная, убедительная. Следовательно, грамотный человек не делает речевых ошибок, свободно, понятно и четко выражает свои мысли, не испытывая затруднений в передаче информации .
Важно также отметить то, что культурная речь содержит не только духовное богатство наших предков, создавших подобное богатство слов и выражений, но и своеобразную магию и волшебство традиций и обычаев народа, которому принадлежит язык.
В красивых, грамотно подобранных словах содержится мощная сила, и эта особенность языка проверена временем.
Уровень культуры речи частично отображает образ жизни человека, и в большей мере – образ жизни целых народов. И в наших силах и возможностях, правильно использовать духовное и культурное наследие речи, которая, несмотря ни на что, продолжает развиваться и обогащаться.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ
В настоящее время словосочетание «культура речи» применяется в трех значениях. Часто употребляется синоним «речевая культура». Это, прежде всего её признаки и свойства, сочетание и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве. Кроме того – это сочетание навыков и знаний человека, способствующих целесообразности и простоте применения языка в процессе общения. Это также раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в процессе общения. Проще говоря, культура речи – это умение четко и ясно излагать свои мысли, умение правильно говорить, привлекая слушателей не только содержанием речи, но и эмоциональным воздействием. Вместе с тем, для осуществления данных условий, необходимо иметь образцы коммуникативно-совершенной речи, знать её признаки и закономерности построения.
Культура речи как процесс – это культура деятельности по созданию текста, включающая в себя очень многие аспекты речи: культуру самого процесса общения, культуру владения языком как основным средством речи, культуру создания продукта речи – текста и его восприятия в процессе создания в устной речи, культуру обратного реагирования на высказывание. Следовательно, культура речи проявляется в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом. Основные цели речи – информирование, выражение чувств, воздействие на слушателя. Главный критерий оценки любой деятельности – ее эффективность, которая подразумевает, что результат не только будет соответствовать задуманному, но и сама цель, способы и средства ее достижения, процесс речи и результат, станут соответствовать этическим, коммуникативным, эстетическим и другим нормам .
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Прежде всего, она предполагает, правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями как образец. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Однако культура речи не может нести в себе одни запреты и ограничения. Понятие связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму. С помощью культуры речи вырабатываются навыки отбора и употребления языковых средств, формируется сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами .
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Этический аспект культуры речи предполагает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
В современном русском языке происходит интенсивное сближение традиционных средств с разговорной стихией. Однако такое, обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению засорению речи. В этих условиях все актуальнее становится нормативность и правильность речи, о чем пойдет в дальнейшем речь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы