Контрольная работа на тему Культура Киевской Руси
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общая характеристика
культуры Киевской Руси в 10-12 вв. 4
2. «Слово о полку Игореве»
и «Поучение Владимира Мономаха». 13
Заключение. 17
Список использованной
литературы.. 19
Введение:
В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев
и Новгород) в единое государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. В развитии
ее культуры проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности.
В ее основу легла самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальный
рубеж в развитии культуры Киевской Руси был представлен принятием христианства,
уникальностью географического положения и пересечением в развитии с другими странами
и народами.
Было намечено начало прогрессивной тенденции дифференциации духовной
культуры. В достаточно короткие сроки Киевская Русь предприняла огромный шаг, выйдя
на общеевропейский культурный уровень, а в некоторых ее сферах, превзойдя его. Новейшие веяния
в культуре, большее региональное своеобразие возникли по причине феодальной раздробленности.
Но все же для закрепления и развития культурной динамики Киевская Русь нуждалась
в возобновлении политического единства.
Цель работы – рассмотреть культурные особенности Киевской Руси
в 10-12 вв.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику культуры Киевской Руси в 10-12 вв.
2. Описать труды «Слово о полку Игореве» и «Поучение Владимира
Мономаха».
Заключение:
Культура в Киевской Руси в10-12 в. по-прежнему так и была на
небольшом уровне своего развития. Она представляла собой плотное переплетение христианских
и языческих традиций и верований. Духовные и культурные изменения, начавшие происходить
после принятия христианства населением древнерусского государства, происходили не
особо быстро и еще во многих сферах жизни человека, ощущалось влияние язычества,
которое не желало уступать свое место новой религии.
По этой причине в славянской творчестве этого периода были как
христианские, так и языческие мотивы. И если в городах преобладало влияние христианских
культурных элементов и строилось большое число монастырей и церквей и пользовались
большой популярностью фрески с божественными мотивами, то в сельской местности,
большое влияние сохраняла за собой язычество, влияние которого ощущалось в традиционных
славянских ремеслах, которыми наши предки занимались на протяжении сотен лет. Кроме
того, в некоторых регионах Киевской Руси, так и продолжали жить согласно языческому
укладу. Вследствие этого, культура Киевской Руси века делилась на языческую, к которой
относились различные народные ремесла и христианскую, представленная зодчеством
и иконописью.
Но несмотря на то, что язычество еще довольно сильно удерживало
свои позиции, христианство, все больше и больше входило в жизнь человека и давало
большой толчок для развития культуры Киевской Руси. Огромное влияние христианства
чувствовалось в литературе, живописи и архитектуре. Так же, большой плюс христианства
состоял в том, что благодаря принятия этой религии происходило развитие грамотности.
При церквях и монастырях создавались школы, в которых детей обучали чтению и письму.
Устное народное творчество, развиваясь, служило фундаментом духовной жизни наших
прадедов.
Так, наиболее значимым и ценным памятникам культуры Древней Руси
относятся следующие произведения древних русичей:
1. Памятники древней литературы. Прежде всего, это древнерусские
книги. Книги на Руси представляли собой либо перевод древних текстов, либо оригинальные
рукописи (например, Евангелие). К наиболее распространенным жанрам древней литературы
относятся следующие:
— летописи (наибольшую культурную ценность представляет собой
летопись «Повесть временных лет», датируемая 1068 годом);
— жития (например, «Житие Феодосия Печерского», «Чтение о житие
и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и пр.);
— слова, сказания («Слово о погибели Русской земли», «Слово о
полку Игореве» и пр.)
2. Памятники древней живописи. В частности, к ним относятся:
— фрески (фресковая роспись сохранилась до наших дней в храмах
Владимира, Киева, Великого Новгорода и пр.);
— иконы (например, иконы «Богоматерь Владимирская», «Деисус»,
«Спас нерукотворный», «Знамение Пресвятой Богородицы» и пр.)
3. Памятники древней архитектуры. К ним относятся, прежде всего,
православные храмы и монастыри (Дмитриевский собор во Владимире, Софийский собор
церковь и церквовь Спаса на Нередице в Великом Новгороде, Софийский собор в Киеве,
Печерский монастырь под Псковом и пр.).
4. Берестяные грамоты. Следы древнерусской грамотности были обнаружены
археологами в середине XX века. Древние русские города (Великий Новгород, Псков,
Старая Русса и пр.) и по сей день хранят в своем культурном слое древние тексты,
начерченные на бересте.
Несмотря на то, что даваемый уровень знаний был не велик, но
повышение грамотности не только представителей знати, но и простого населения, вносила
свой не малый вклад в культуру Киевской Руси.
Фрагмент текста работы:
Общая характеристика культуры Киевской Руси в 10-12 вв. Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась
под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. Здесь говорить
о том, что ее особенности заключались в следующем [7]:
1. Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства в Киевской
Руси было две религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было
полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием
обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества,
которые сохранились еще с тех времен (например, масленица).
2. Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно
культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений
животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое
влияние на становление культуры Древнерусского государства. Славяне заимствовали
у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные)
различные элементы. Например, заимствование бога Перуна, ставший аналогом Перунаса.
Значительное влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия
и ее культура. Происходило это уже после принятия христианства. В отличие от Западной
Европы, государство Киевской Руси не подпало под власть церкви, поэтому в его культуре
светские элементы были сильнее. Из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники,
писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и т.д. В результате
происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании
абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.
Рассмотрим подробнее особенности культуры Киевской Руси в 10-12
вв.
Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось
устному народному творчеству, т.к. в основном культура передавалась от человека
к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества
Киевской Руси являются былины, сказки и песни.
Центральным героем исторических повестей и сказаний являлся князь-воин,
защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный
судия своих подданных (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович). Его антипод
– князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему
сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся
добыть себе власть силой.