Контрольная работа Гуманитарные науки ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная работа на тему Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Культура и цивилизация, их взаимосвязь

Вопросы и задания

1.Сформулируйте общее понятие культуры и общее понятие цивилизации

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости».
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

2.Найдите общее и особенное в этих определениях.
Терминами «культура» и «цивилизация» стали обозначать особое состояние общества, связанное с активной деятельностью человека по совершенствованию собственного способа бытия. При этом и культура и цивилизация интерпретируются как результат развития разума, образования и просвещения. Оба понятия противопоставлялись природному, естественному состоянию человека и рассматривались как выражения специфики и сущности человеческого рода вообще, т. е. фиксировали не только сам факт совершенствования, но и определенную степень его. Характерно, что противопоставление цивилизованных и нецивилизованных народов во Франции было продублировано в немецкой литературе как противопоставление культурных и некультурных народов. Почти одновременно эти понятия начинают употребляться во множественном числе (ХVIII в.).
Близость этих понятий проявилась и в том, что они, как правило, использовались в очень широком, историческом контексте — в абстрактных рассуждениях о целях и смысле человеческой истории. И то, и другое понятие обслуживало идеи историзма и прогресса и в принципе было задано ими.

3.Назовите характерные признаки цивилизации
В процессе определения времени перехода от архаики к цивилизации встает вопрос обозначения основных признаков, в соответствии с которыми древнейшие формирования получают статус цивилизации. Значительный вклад в развитие данного вопроса внес английский археолог Гордон Чайлд, который выделил 10 основных признаков цивилизации: появление государства; появление классов; наследственная собственность на землю; налоговая система; развитие торговли; появление ремесленников, специалистов; письменность; появление городов; монументальные сооружения; зачатки искусства и науки.

4.Как разделились взгляды ученых на соотношение культуры и цивилизации?
Европоцентризм – культурологическая и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущей ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. В ХХ в. наступил кризис европоцентризма. Вместе с тем идея европоцентризма развивается и в настоящее время (концепция «модернизации мира»).
Американоцентризм – разновидность европоцентризма, рассматривает Америку как модель новой культуры.
Афроцентризм – мировоззренческая установка, направленная на возвышение африканской культуры. Представители этой установки акцентируют внимание на том, что представители белой расы распространили свой контроль над значительными частями земли сравнительно недавно – 300–400 лет назад. В понимании соотнесенности различных культур присутствует и понимание равенства культур – эгалитаризм. Идею равенства всех культур обосновывали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, В. Шубарт, К. Леви-Стросс. С точки зрения эгалитаризма, все культуры равны. Чем более развиты формы общения между культурами, тем больше оснований для прогресса.
5.Что важнее для культуры:
-природа
-цивилизация
-и то и другое в оптимальном сочетании.
6.Ваше мнение о соотношении культуры, цивилизации и природы.
Я считаю, что цивилизация — это создание культуры, а не ее воплощение. Они оба идут рука об руку, хотя культура продолжает меняться с меняющимися временами, но она остается уникальной для конкретной цивилизации, которая совершенно очевидна из существующих цивилизаций по всему миру.
Классификация культуры включает в себя все знания, верования, обычаи, законы и т. д. которые являются специфическими для одной группы людей или одного общества, или культуры таким образом, что семьи хранят свои традиции, тогда как расшифровка понятия «цивилизация», гражданское общество обозначает или то, что относится к обществу и «стабилизации» это процесс, так что в целом, это процесс, посредством которого общество хранит свои традиции от одного поколения к другому.
Тема 2. Культура и цивилизация, их взаимосвязь

Если произвести обобщение и систематизацию существующих смыслов, вкладываемых в термин «цивилизация», то можно выделить три основных варианта его понимания.
Во-первых, под цивилизацией понимается совокупность достижений человечества, связанных с его рассудочной, сознательной деятельностью, другими словами, все, что связано с созданием им так называемой «второй природы» — среды обитания, включающей как преобразованную «первую природу» (естественную среду), так и созданную искусственно [3, c.122]. При такой трактовке цивилизация отождествляется с культурой, и мы можем включать в нее как достижения материальной культуры (например, техники — водяное колесо, автомобиль, ракетный двигатель, паровоз, колесо, воздушный шар и др.), так и достижения нематериального плана, связанные с оптимизацией и упорядочиванием отношений между людьми (мораль, право, государство и др.).
Во-вторых, под цивилизацией понимают особый тип общества, достигшего некоторой стадии развития (для ее определения могут быть использованы различные критерии, поэтому приводится такая размытая формулировка). При такой трактовке мы получаем «срез» конкретного общества (или группы обществ), позволяющий судить об особенностях его культуры, характере социальных отношений и институтов, о типе личности, востребованном данным обществом, образе жизни людей и др [3, c.256]. Другими словами — цивилизация рассматривается как целостный социальный организм во всем многообразии способов его взаимодействия с природой и другими социальными организмами, а также с определенной спецификой внутренних взаимодействий. Следует отметить, что в данной трактовке также нет противостояния цивилизации и культуры, но культура трактуется в более узком смысле — как одна из характеристик цивилизации (например, наличие письменности как критерий достижения уровня цивилизации).
В-третьих, цивилизация рассматривает как антипод культуры, противопоставляется ей. Такое понимание получило реализацию в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева. В этом случае под цивилизацией понимают только техническую и технологическую стороны общества, а под культурой — духовное наследие — науку, искусство, систему ценностей и др. Подобный подход вытекает из отсутствия прямой связи между материальной и духовной культурой и невозможности утверждения, что прогресс в сфере материального производства сопровождается таким же прогрессом в духовной сфере. Отсюда следует, что цивилизация и культура — разные аспекты социальной истории. Вступление в фазу цивилизации происходит тогда, когда культура исчерпала свои возможности для развития и сопровождается кризисом общества [13, c.341].
Первоначально понятие «цивилизация» означало общество, основанное на началах разума и справедливости, и было введено в научный оборот французскими философами-просветителями (Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.). По их мнению, цивилизованное общество предполагает ликвидацию сословных ограничений, переход от религиозно-церковных к гражданским регуляторам социальных отношений, светской системе воспитания и образования [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы