Контрольная работа Гуманитарные науки Культурология

Контрольная работа на тему Культура эпохи Абсолютизма и просвещения ( X V II — X V III)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. XVII-XVIII вв. Основные социально-экономические изменения в Западной Европе 4
2. Стиль барокко в европейском искусстве 9
3. Основные принципы и истоки Просвещения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Сложность и противоречивость эпохи Абсолютизма и Просвещения выплеснулась в культуре, которую в истории искусства связывают со стилем барокко (итал. barocco – буквально странный, причудливый). Именно в искусстве барокко отобразились представления живущих в этот период времени о многообразии, безграничности и вечной изменчивости мира. В науке и культуре проявился живой интерес к окружающей среде, к окружению человека, природным стихиям. Это искусство было несколько патетическим, торжественным, приближенным к «высокому стилю», полным потрясающих эффектов, великолепного декоративного размаха и бурной динамики.
Отражая всю сложность эпохи, барокко соединило в себе, казалось бы, совершенно несовместимые вещи: фантастичность, мистику, повышенную экспрессию, иррациональность и одновременно рационализм, истинно бюргерскую деловитость. Так, тематика барокко в полной мере отобразилась в живописи: среди излюбленных ее сюжетов – чудеса и мученичество, с ярко выраженной гиперболичностью, эффектностью, патетикой. Другие виды искуства и культура в целом также соединяют в себе противоречивые начала.
Цель данной работы – раскрыть особенности развития культуры эпохи Абсолютизма и Просвещения(XVII-XVIII вв.).
Среди задач данного исследования:
– проанализировать, как социально-экономические и политические изменения в Европе XVII-XVIII вв. повлияли на развитие культуры;
– выявить причины возникновения новых направлений в науке и культуре исследуемого периода;
– исследовать темы, жанры и характеровы искусства эпохи барокко;
– раскрыть особенности мировоззрение наиболее ярких представителей эпохи Просвещения.
Работа состоит из введения, трех параграфов. заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В XVII-XVIII вв. в политической жизни Западной Европы на основе создания абсолютистских монархий завершался процесс формирования крупных национальных государств. Это были, исходя из тех времен, прогрессивные формы политической организации. Политический абсолютизм в своем классическом виде был тенденциозно близок к общей регламентации, он стремился к контролю во всех сферах общественной жизни.
XVII в. является особой эпохой в культурной жизни европейского общества. Она неоднозначна и противоречива. С одной стороны, наиболее передовые представители эпохи ищут способы сохранить важнейшие достижения эпохи Возрождения, а с другой – развивается мышление, которое глубоко рационалистично по своей сути.
В XVII в. в культуре Западной Европы зарождаются новые направления и методы творчества. Среди них главенствуют классицизм и барокко.
Зародившись в Италии, стиль барокко вскоре распространился в Испании, Португалии, Франции, Фландрии. Потом перешагнул границы Австрии, Германии, Англии, стран Скандинавии, Польши, Литвы и других европейских стран.
Стиль барокко наиболее ярко проявился в архитектуре. Эпоха барокко создала множество впечатляющих своей красотой зданий: церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, церковь Санта-Мария делла Виктория в Риме, дом Рубенса, церковь святого Карла Борромея в Вене, палаццо Пезаро в Венеции, дворец Цвингер в Дрездене, дворец Бельведер в Вене, Зимний дворец в Санкт-Петербурге и ансамбли Царского Села и много других.
С архитектурой была тесно связана скульптура. В отличие от ренессансной скульптуры покоя, скульптура барокко отличалась динамизмом.
В европейской живописи эпохи барокко развивается пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр. Через язык и организацию живописного произведения раскрываются новые образы.
В истории музыки XVII-XVIII века тоже оставили важную веху. Это время возникновения новых музыкальных жанров и нового похода к уже существующим.
Началом эпохи Просвещения традиционно считают буржуазную революцию в Англии во второй половине XVII в. Расцвет Просвещение достигает в середине XVIII в. Его завершением становится Французская буржуазная революция с ее лозунгами: свободы, равенства и братства.
Итак, европейская культура XVII-XVIII вв., развиваясь на основе рационализма и просвещения, выработала новые методы и средства научного познания в освоении окружающей среды. Она сформировала определенно новое мировоззрение, свободное от феодальных предрассудков. Кроме того, идейно подготовила последующие революционные сдвиги в Западной Европе, которые наиболее полно выразились в идеалах Французской революции. Кроме того, культура данного периода выработала новые средства художественно-творческого отражения окружающего мира.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. XVII-XVIII вв. Основные социально-экономические изменения в Западной Европе
Рассматривая культуру эпох Абсолютизма и Просвещения нельзя не коснуться особенностей социально-экономического периода этих периодов, так как смена общественных формаций, которая приходится на этот период, повлекла за собой небывалий всплекск культуры.
Революции в Англии(XVII в.) и во Франции(XVIII в.) стали рубежом, который отделил феодализм, который господствовал в Европе со времен падения Римской империи, от новой нарождающейся формации – буржуазной.
Усиление роли буржуазии в общественной жизни проявилось во всех ее сферах: торговле, экономических отношениях, мореплаванье, естественных науках и т.д. Именно буржуазия поддежала научные открытия и эксперементаторство, поняв и обозначив для себя практическое назначение науки и материалистического мироззрения.
Развивая тенденции, которые наметились еще в предыдущий период, культура Западной Европы XVII в. восприняла новую структуру общества, новые политические реалии, новое понимание мира и человека с новыми эстетическими вкусами. При этом необходимо отметить, что в каждой отдельной стране особенности эпохи имели свой своеобразный характер.
Тридцатилетняя война, которая началась в 1618 году со столкновения на религиозной основе между католиками и протестантами, вовлекла в водоворот военых событий множество европейских стран. Результатом победы протестанских стран во главе с Францией стало вытеснение французским языком латыни и итальянского языка с международного общения. Государство Нидерланды разделяется на две части, при этом Голландия становится независимым государством и получает толчок в развитии как торговая страна, а другая его часть Фландрия (современная Бельгия) остается под властью Испании. На карте Европы появляется разросшееся с небольшого немецкого маркграфства Бранденбургского, новое государство – королевство Пруссия со столицей в Берлине.
Под конец Тридцатилетней войны Европу потрясла еще одна политическая весть – английская буржуазная революция (1643-1649гг.). Она закончилась казнью короля Карла I Стюарта, и к власти в Англии на некоторое время пришли пуритане. В это время в стране были запрещено проявление любых светских искусств: запрещены все театральные представления, концерты светской музыки и т.д. и это, в некоторой степени, замедлило развитие культуры в целом в стране.
Но все же XVII в. – это не только эпоха разрушительных войн, революционных потрясений, инквизиционных трибуналов Италии и Испании (осуждение Г. Галилея, Дж. Бруно, Ванини, Галилея), королевской тирании Людовика XIV во Франции. Это век развития науки, когда выдающиеся ученые, натуралисты, философы, просветители и педагоги делали величайшие научные открытия в различных областях науки. В это время получает развитие рациональный способ познания. Ученые утвержают, что рациональные выводы должны, прежде всего, опираться на опыт, факт, исходить из реального мира вещей.
Именно в XVII веке формируется убежденность европейских народов в необходимости прекращения религиозных войн, упорядоченности государственной жизни, осмысление понятий гражданского долга и гражданственности в целом.
Значительных успехов достигают медицина, механика, астрономия, философия. Так, немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630) открыт законы движения планет; английским врачом Уильямом Гарвейем (1578-1657) впервые открыто кровообращение, и это дало повод считать его основателем физиологии и эмбриологии как науки; итальянским физиком и математиком Еванджелистой Торичелли (1608-1647) изобретен барометр, и это стало основой науки метеорологии; в конце XVI – первой половине XVII в. английским астрономом и геофизиком Галилео Галилеем (1564-1642) открыто движение звезд, вычислены орбиты более двадцати комет, изобретено телескоп; нидерландским натуралистом Антони ван Левенгуком (1632-1723) изобретено микроскоп с одной линзой, которая позволила увеличить предметы в 150-300 раз; английским экспериментатором Робертом Гуком (1635-1703) открыто клеточное строение тканей, усовершенствовано микроскоп и изобретено ртутный термометр. В этом же веке учеными были усовершенствованы часы и компас.
На стыке двух веков в конце XVII – начале XVIII произошли эпохальные события в сфере естественных наук. Великий английский физик, астроном и математик, основатель классической и небесной механики, Исаак Ньютон (1643-1727) внес весомый вклад в разработку дифференциального и интегрального исчисления, постоил зеркальный телескоп, описал дисперсию света в оптике. Он теоретически подтвердил законы И. Кеплера, объяснил причины вращения планет вокруг Солнца, обосновал цикличность приливов в океанах, стал инициатором единого подхода к изучению физических явлений на основе механики.
Культурологами замечено, что со второй половины XVII в. после английской буржуазной революции в Западной Европе начался триумфальный поход научных знаний. Характерно, что он имел международный характер, поскольку охватил почти все страны Европы. Ученые получили возможность обмениваться между собой письмами, сообщать друг другу о новых наблюдениях, открытиях, изобретениях, высказывать теории и спорить по поводу несогласия с ними. Научные академии возникали одна за другой во многих городах Европы. Это были центры научных знаний, где проводилась не только практическая экспериментальная работа, но куда поступали вся имеющаяся информация о новых открытиях от ученых корреспондентов из многих стран.
Среди первых академий была основанная испанским королем Филиппом II Академия математических наук в Мадриде. Французская академия обязана своим образованием Арману Жану Дюплеси, герцогу Ришелье в 1635 году. Это заведение собрало под своей крышей многих ученых, но преимущественно это были филологи. Королевская академия живописи и скульптуры была создана в 1648 году, а в 1663 г. во Франции учреждено Академию надписей и медалей. Уже через три года официально начала работу Парижская естественнонаучная Академия, причем ее членами были не только французские ученые, но и иностранцы.
Роберт Бойль(1627-1691), английский физик и химик в 1662 году стал одним из основателей знаменитой Лондонской академии наук, с 1672 года к ее членам принадлежал также Исаак Ньютон. В области общественных наук первой стала Португальская академия истории. Немецкому философу-идеалисту Готфриду Вильгельму Лейбницу (1646-1716) выпало право считаться автором основополагающих принципов Лейпцигской и Петербургской академий наук.
Мистицизм владел многими учеными умами XVII в. Так, Якоб Беме (1575-1624), известный немецкий философ-пантеист и мистик признавал настоящим только такой рационализм, который опирается на конкретный мистический опыт общения со сверхъестественным. Мистиком себя считал и выдающийся французский физик и математик, философ и писатель Блез Паскаль (1623-1662). Мы знаем его как автора известного закона гидростатики и теоремы проективной геометрии, которые носят его имя.
Влияние научной революции, а также интенсивное промышленное развитие способствовали активному изменению всего образа мышления и мировоззрения отдельно взятой личности. От схоластики, теологии и натурфилософии научно-философская и общественная мысль пришли к рационализму, эмпиризму, научному эксперименту и индукции.
Философия нового времени связана с именем Рене Декарта(1596-1650) – французского философа, математика, физика, физиолога, представителя классического рационализма. Ученый совершенно по-новому подходит к научным знаниям, в основе которых в то время было много непроверенного, приблизительного, предполагаемого, частного. Его главной целью было достижение целостного научного объяснения Вселенной. Декарт выдвинул теорию, что при накоплении знаний процесс познания должен ускоряться.
Таким образом, научные исследования Вселенной и рационализм стали определяющими тенденциями культурного развития XVII-XVIII вв.
Эмпирический (опытный) метод стал главным методом познания английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Он отстаивал огромную роль науки в жизни человечества, доказывая целесообразность практического воплощения ее результатов для улучшения благосостояния человека, увеличения его власти над природой и приумножения могущества человека в целом. Ученому принадлежит разработка подробной классификации наук, которую позже переняли французские энциклопедисты, он также является основоположником разработки индуктивной логики.
Основоположником первой законченной системы механистического материализма считают английского философа середины XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679). Он предполагал, что все люди равны от природы, неравенство же возникает в процессе развития, поэтому и образуется взаимное недоверие. Войны начинаются из-за взаимного недоверия. Из-за отсутствия гражданского состояния постоянно происходит война всех против всех, и поэтому люди путем договора объединились в государства, чтобы при необходимости можно было получить защиту и возможность жизни в гуманном обществе.
Отражали интересы, пришедшей к власти буржуазии, и общественно-политические идеи голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677). Новая формация также была заинтересована в усмирении народа. Поэтому в учении Спинозы-политика есть «люди разума» и есть толпа, которой, по мнению Спинозы, руководит не разум, а страсти. Он обосновывает необходимость сильного государства, которое бы смогло обеспечить людям мирную жизнь, защиту их прав (в частности, право частной собственности) свободу мысли и совести.
Необходимо отметить, что передовая философская мысль и развитие науки формировались в XVII в. в довольно сложных общественных условиях. Особенно в первой половине столетия существовал резкий контраст между сознанием узкой прослойки образованной и гуманистически настроенной интеллигенции и мироощущением всего населения в целом. Религиозный фанатизм также пустил глубокие корни. Вера в чудеса, знамения, призраков, колдунов и ведьм получила распространение не только среди простого народа, но и в среде буржуазии и дворянства. С целью препятствия распространения научных знаний, церковь всячески поддерживала эти суеверия, поощряла «охоту на ведьм и колдунов», она строго расправлялась со всеми, кого хоть немного подозревали в свободомыслии. Инквизиция свирепствовала в Италии и Испании. Сильное впечатление произвели на умы современников – передовых деятелей культуры, страдания, выпавшие на долю Кампанеллы (27 лет тюремного заключения), физическое уничтоженние ученых и церковное преследование Мольера, Галилея.
В XVII-XVIII вв. в политической жизни на основе абсолютистских монархий завершался процесс формирования крупных национальных государств. Это были, исходя из тех времен, прогрессивные формы политической организации. Политический абсолютизм в своем классическом виде имел тенденцию близкую к общей регламентации, стремился проконтролировать все сферы общественной жизни. С развитием промышленности и торговли, имущественных отношений и быта, нравственности и религии, искусства, науки и философии был связан рост национальных особенностей культурной жизни, в таких странах как Италия, Франция, Испания, Фландрия, Голландия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы