Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Кризисы зрелых возрастов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 5
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЕЙ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 8
3. КРИЗИС ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

  

Введение:

 

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к качественно новому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Возрастные кризисы обусловлены разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, более соответствующей новому уровню психологического развития человека.
Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом [2].
В период кризиса зрелого возраста (40 лет), прежде всего, изменяется самоотношение личности, что свидетельствует об изменениях в ее Я-концепции.
В научном психологическом сообществе уже не возникает сомнений, что в период между тридцатью и шестьюдесятью годами личность переживает несколько возрастных кризисов. Теоретически аспекты кризисов зрелости не обошли вниманием такие видные зарубежные ученые как Э. Эриксон, Г. Крайг и Д. Бокум, Г. Шихи, Д. Левинсон, Р. Кеган и многие другие исследователи. Особенностью современных зарубежных теорий и концепций кризисов является минимальное внимание к механизмам качественного изменения личности между двумя возрастными этапами. В то время, как в отечественной психологии, еще на этапе зарождения психологии развития. Л.С Выготским была поставлена проблема возрастного кризиса именно в свете поиска таких механизмов.
Следует отметить, что содержание периодизаций, составляющих основу любой теории развития, обусловлено критерием, который лежит в основе её построения, на основании которого производится классификация разных этапов развития.
И. Г. Малкина-Пых отмечает, что «проблема возрастной периодизации психического развития является одной из самых дискуссионных в психологии, что связанно с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов». Соответственно, любая теория личности порождает и определенную схему периодизации психического развития.
Кризис в обобщенной отечественной психологической теории развития понимается, скорее, как закономерный этап развития, на котором происходят качественные личностные изменения, а не как момент ничем незамечательного периода личности в следующий возрастной период. Идеи Л. С. Выготского были развиты такими учеными как А. А. Бодалев, К. Н. Поливанова, Г. В. Бурменская, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Лидерс, В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман и многими другими. Но так исторически сложилось, что большинство работ по психологии развития касаются детских, отроческих и юношеских возрастов. Психология кризисов зрелости — одна из малоизученных научных областей [9].
Кризис всегда приходит в нужное время, когда возникает потребность разобраться в себе и сделать необходимые выводы, что нужно поменять или что необходимо оставить нетронутым. Это в первую очередь, работа над собой, которая требует тщательной подготовки и эмоционального внутреннего согласия.
Поэтому в случае предчувствия того, что кризис приближается, лучше всего сразу же настраивать себя на рабочий лад, чтобы путь не был довольно долгим.
Между тем, востребованность знаний по психологии взрослого человека растет год от года. Продуктивное переживание кризиса, особенно кризиса «середины жизни», дает возможность личности оставаться продуктивной, включенной в социальную семейную жизнь, приобретать и осмысливать опыт, связанный с обретением профессионального мастерства, совершенствоваться на путях личностного и духовного роста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА</p>
<p>Последние исследования показали, что зрелый возраст имеет для развития такое же значение, что и детство, и подростковый возраст. Человеку еще предстоит многое испытать, пережить кризисы развития, и притом не только после пяти, но и после тридцати пяти, пятидесяти пяти и даже семидесяти пяти лет. Мы начинаем сознавать, что на всех стадиях жизни мы участвуем в психологическом процессе и что нас внутри постоянно происходят перемены.<br />Когда душа пробуждается в середине жизни и предлагает свои дары, их принятие или отказ от них имеют решающее значение. Если дары принимаются, они становятся критерием вашей жизни, ядром вашей уникальности. Если дары не принимаются, они не будут давать вам покоя всю вашу жизнь и могут подорвать все ваши усилия&raquo;. <br />Психологи и другие деятели от науки, не знакомые с трудами великих представителей духовных традиций, от христианства до суфизма, часто изобретают колесо, которое давно изобретено до них. Это всё такие условности: подростковый кризис, кризис среднего возраста. С такой же легкостью, и ничуть не отходя от серьёзности, я могу утверждать, что вся, абсолютно вся жизнь человека &ndash; это сплошной кризис. От одного к другому. Даже жениться для многих &ndash; это пережить кризис [13]. И что, в 22 года как-то принципиально по-иному живётся, чем в 32 или 42? Или невежество молодости не переходит в маразмы старости? Но, учёные люди с завидным упорством придумывают системы, типы, кризисы, которые часто противоречат друг другу. Просто, один видит это так, другой видит по-иному. Но все видят одно и то же, просто с самых разных сторон, в разных очках, фильтрах, системах описания и т.п. <br />Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и вовсе не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то, может быть, нет в живых, а дети уже выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается и чувствует себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.<br />Стереотип старости также прижился в нашем обществе &ndash; обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.<br />Также негативно воспринимаются обществом любые проявления &laquo;ребячества&raquo;. На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново, радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.<br />Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент &ndash; сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.<br />После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.<br />Секрет гениальности &ndash; в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).<br />Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные &ndash; например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.<br />Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь, по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.<br />Перемены происходят и на уровне физиологии &ndash; например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.<br />Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими &ndash; кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу [1].<br />В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам &ndash; не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.<br />Поэтому необходимо относится к кризису, как к важному шансу изменить свою жизнь, и использовать кризис как возможность подняться над рутиной и сделать что-то для себя лично, а не от чувства долга<br />При этом важно помнить, что ни какой кризис не длится долго. Поэтому если человек уже полгода &laquo;думает&raquo;, переживает негативные чувства, испытывает потерю сил и энергии, лучше пойди к специалисту, который поможет вам справиться с эмоциональными переживаниями. Под маской кризиса может скрываться депрессия. При этом важно помнить, что кризис на выходе дает новые силы и энергию или покой и смирение.</p>

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Последние исследования показали, что зрелый возраст имеет для развития такое же значение, что и детство, и подростковый возраст. Человеку еще предстоит многое испытать, пережить кризисы развития, и притом не только после пяти, но и после тридцати пяти, пятидесяти пяти и даже семидесяти пяти лет. Мы начинаем сознавать, что на всех стадиях жизни мы участвуем в психологическом процессе и что нас внутри постоянно происходят перемены.
Когда душа пробуждается в середине жизни и предлагает свои дары, их принятие или отказ от них имеют решающее значение. Если дары принимаются, они становятся критерием вашей жизни, ядром вашей уникальности. Если дары не принимаются, они не будут давать вам покоя всю вашу жизнь и могут подорвать все ваши усилия».
Психологи и другие деятели от науки, не знакомые с трудами великих представителей духовных традиций, от христианства до суфизма, часто изобретают колесо, которое давно изобретено до них. Это всё такие условности: подростковый кризис, кризис среднего возраста. С такой же легкостью, и ничуть не отходя от серьёзности, я могу утверждать, что вся, абсолютно вся жизнь человека – это сплошной кризис. От одного к другому. Даже жениться для многих – это пережить кризис [13]. И что, в 22 года как-то принципиально по-иному живётся, чем в 32 или 42? Или невежество молодости не переходит в маразмы старости? Но, учёные люди с завидным упорством придумывают системы, типы, кризисы, которые часто противоречат друг другу. Просто, один видит это так, другой видит по-иному. Но все видят одно и то же, просто с самых разных сторон, в разных очках, фильтрах, системах описания и т.п.
Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и вовсе не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то, может быть, нет в живых, а дети уже выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается и чувствует себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.
Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.
Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново, радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.
Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.
После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.
Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).
Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.
Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь, по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.
Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.
Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу [1].
В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.
Поэтому необходимо относится к кризису, как к важному шансу изменить свою жизнь, и использовать кризис как возможность подняться над рутиной и сделать что-то для себя лично, а не от чувства долга
При этом важно помнить, что ни какой кризис не длится долго. Поэтому если человек уже полгода «думает», переживает негативные чувства, испытывает потерю сил и энергии, лучше пойди к специалисту, который поможет вам справиться с эмоциональными переживаниями. Под маской кризиса может скрываться депрессия. При этом важно помнить, что кризис на выходе дает новые силы и энергию или покой и смирение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы