Контрольная работа на тему Кризис 7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Общее понятие о кризисе семи лет 3
2. Индивидуальные особенности младших школьников 8
3. Основные характеристики кризиса семи лет 11
4. Направления развития (используемые средства работы с детьми) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Введение:
Актуальность темы исследования. Семилетний возраст ребенка — это очень непростой период для всей семьи, у ребенка происходит изменение всех стереотипов, представлений о мире и жизни.
Кризис 7 лет — это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.
Содержание кризиса семи лет заключается в следующем:
— рождается «социальное Я» ребенка;
— появляется новая внутренняя жизнь ребенка: переживания обобщаются, это вызывает появление устойчивых аффективных комплексов, в результате внутренняя жизнь ребенка накладывается на внешнюю, при этом они не соответствуют один одному;
— возникает новый уровень самосознания — внутренняя позиция, появляется отношение к самому себе, ребенок понимает отношение других к себе;
— появляются ценности, моральные нормы;
— закрепляется устойчивая личностная черта: мотив достижения успеха, на что влияет самооценка и уровень притязаний;
— меняется структура поведения: появляется рациональная и эмоциональная оценка своих результатов действий.
Базовая потребность возраста – уважение. Ребенок выражает претензии на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета.
Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения на основе понимания.
Цель работы: охарактеризовать кризис 7 лет.
Заключение:
Осознавая свои чувства, учась управлять ими, ребенок научится их скрывать. Потерять контакт с ребенком в этом возрасте очень легко.
Возникает интерес к собственной внешности, различным внешним атрибутам взрослой самостоятельности. Туфли на высоком каблуке, как у сестры, мобильный телефон, платье, как у взрослой. Мир привычных бытовых правил ассоциируется у ребенка с детством и в связи с этим вызывает отторжение. Отсюда бесконечные споры о чистке зубов и прочие режимные моменты.
Оказавшись вдруг перед целым морем собственных чувств и ощущений, маленький человечек порой теряется, не знает, как с ними справиться, как ему теперь следует вести себя с окружающим миром. Хотя подвижность нервных процессов возрастает в этом возрасте, преобладают процессы возбуждения. Это определяет такие характерные черты детей, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость. В то же время семилетние дети уже по-разному реагируют на неблагоприятные психологические факторы. Младший школьный возраст характеризуется повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страха, проявлениями агрессии или негативизма.
Не стоит воспринимать кризис 7 лет как неизбежное страдание для родителей и их ребенка. Но думать, что этого можно избежать, защищая ребенка от естественных внешних факторов взросления тоже.
Единственное, на что родители, со своей стороны, могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет — это длительность и тяжесть его течения. Это очень важно, ведь ребенок не может перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно укоренятся в его характере. Любые дальнейшие попытки изменить его личность и воспитать его должным образом будут проблематичными, если не напрасными.
Главное психическое изменение, которое происходит в результате кризиса — ребенок этого возраста начинает осознавать свое социальное «Я».
Условия для преодоления кризиса:
— помогать ребенку в реализации стремления к самостоятельному обучению, предоставляя возможность взять на себя некоторые новые обязанности в новых формах деятельности;
— расширение сферы интересов, общие посещения интересных мест, путешествия;
— удовлетворение потребности в уважении, признании суверенитета ребенка;
— развитие у ребенка способности к организованным играм и регламентированной деятельности, способности нести бремя дисциплины;
— обеспечение перехода к новой социальной ситуации, новому содержанию отношений.
Фрагмент текста работы:
1. Общее понятие о кризисе семи лет
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменует так называемый «кризис 7 лет». Исследования возрастных кризисов в целом и кризиса 7 лет велись преимущественно в российской и отечественной психологии (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.М.Леонтьев, Л.И.Божович, В.И. Слободчиков и др.). Если большинство зарубежных исследователей рассматривает возрастные кризисы как своеобразные возрастные аномалии, болезнь роста, невротические отклонения, то отечественные ученые обосновывали противоположную позицию.
Наличие негативных явлений в симптомокомплексе переходного периода – вторичный признак. Главный признак заключается в том, что негативная симптоматика, с ростом которой происходит рост положительный, является теневой, обратной стороной положительных сдвигов, которые разворачиваются в структуре личности ребенка. Кризис переходного периода заключается не в существовании негативных явлений, а в опасности упущения в развитии положительных психологических особенностей, стоящих за ними.
П.П.Блонский называет семилетний возраст периодом усиленного психического развития: разграничивает кризисные и сензитивные периоды. Для ученого кризис означает прыжок, закономерное явление, качественный показатель в развитии. В переходном периоде от дошкольного до младшего школьного возраста он изучает эмоциональность детей, подражание, бедность опыта и знаний, легкую внушаемость, а также лживость, упрямство, лень.
Л.С.Выготский, описывая поведение детей семилетнего возраста, характеризует его как неестественное, вычурное, странное, немотивированное: считает, что это обусловлено утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения.
Доминирование положительных изменений – второй аспект, характерный для понимания Л.С.Выготским проблем возрастного кризиса: речь идет о произвольности, которая предопределяет основные прогрессивные закономерные изменения в психике ребенка и перестройки его личности в этом переходном периоде. Появление нового уровня произвольности порождается появлением позаситуационного поведения, с освобождением от власти эмоций. Эмоции перестают определять поведение ребенка тогда, когда становятся предметом сознания, они трансформируются, протекают по-другому, чем когда переживались: становятся более интелектуализированными, независимыми от ситуации.
Другой особенностью кризиса 7 лет Л. С. Выготский считает возникновение осмысленного ориентирования в собственных переживаниях. Ребенок 6-7 лет открывает факт наличия собственных переживаний, которые постепенно приобретают для него смысл, что предопределяется их обобщением (интеллектуализация аффекта).
Важно помнить о еще одном аспекте — вопрос трудно воспитанных детей в кризисном периоде. Л.С.Выготский вкладывал такой смысл в это понятие:
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы кризиса семи лет 4
2. Диагностика кризиса семи лет 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение:
Актуальность. В современной возрастной психологии и психологии развития проблема психического состояния и благополучия детей в возрастном периоде младшего школьника продолжает порождать новые вопросы, требующие своих решений.
Проблема психологических условий благополучного проживания детьми и подростками кризисных периодов развития актуальна в современной практической психологии, что обусловлено сложностью этих отрезков жизненного пути любого ребенка, возможностью возникновения серьезных последствий в случае неблагоприятного разрешения возрастных кризисов. В теории и практике помогающих профессий существует реальный запрос на создание научно обоснованных технологий, позволяющих специалистам своевременно обнаружить трудности возрастного развития «кризисных» детей и начать поиск конструктивных путей их преодоления.
В традициях культурно-исторической психологии основой общей стратегии рассмотрения как стабильных, так и критических возрастов являются характеристики системного анализа категории «психологического возраста» — социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастное новообразование. Именно возрастные психологические новообразования, созревающие к концу того или иного возраста, определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и являются результатом, продуктом возрастного развития.
Таким образом, целью работы является рассмотрение существенных изменений, происходящих в сознании ребенка на протяжении кризиса семи лет.
Заключение:
Таким образом, из всего вышесказанного необходимо заключить, что кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности.
Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.
Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы кризиса семи лет
В работах отечественных психологов, изучающих особенности кризисного возраста детей 6–7 лет (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), представлено несколько подходов к рассмотрению основных новообразований этого периода. Л.И. Божович, Т.А. Нежнова считают таким новообразованием «внутреннюю позицию школьника», определяя ее как систему потребностей и мотивов ребенка, связанных со школой. На основе методики «Беседа о школе» Т.А. Нежновой была установлена последовательность становления внутренней позиции школьника, состоящая из трех этапов. На первом этапе у детей появляется положительное отношение к школе с ориентацией лишь на внешнюю, формальную сторону школьной жизни. На втором — ребенок начинает ориентироваться на социально нормированные формы и лишь на третьем — на новое, специфически школьное содержание занятий, на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни . Прослеживая динамику развития внутренней позиции школьника, можно увидеть, что именно к третьему этапу ее формирования возникают психологические предпосылки благоприятного разрешения кризиса семи лет.
Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко в качестве поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса семи лет называют «чувство социальной компетентности». При сформированности данного новообразования изменяется отношение ребенка к предметной действительности (обнаруживается ориентация на социально значимые действия), другим людям (появляется чувствительность к оценке своей социальной активности) и самому себе (возникает обостренное чувство самоуважения, переживание своей значимости для других как равноправного партнера) .
Другое новообразование предшкольного периода — произвольность внешнего поведения — состоит в появлении у ребенка социально опосредствованного отношения к действительности, умения действовать по правилу, по указанию взрослого.
Е.О. Смирнова связывает происхождение произвольности детей с овладением средствами организации поведения, которые позволяют им осознать собственные действия. «Элементарная рефлексивная работа», способствующая появлению осознанности собственных действий, впервые становится возможной у детей в 6–7-летнем возрасте, в кризисный период их развития.